Нетрадиционные формы контрольно-обобщающих занятий по психологии

Разделы: Общепедагогические технологии


В педагогическом колледже в учебные планы по всем профильным специальностям введена дисциплина “Психология”, направленная не только на формирование у будущих педагогов системы психологических знаний о человеке вообще и о ребенке как главной ценности педагогической деятельности, но и способствующая становлению их психолого-педагогической компетентности, позволяющей им на основе знаний освоить принципы и подходы организации эффективного, здоровьесберегающего учебно- воспитательного процесса.

Для оценки качества освоения студентами заложенного в программе психологического содержания и технологических подходов к его реализации важное значение имеет рациональная организация контрольно-обобщающих занятий. Их цель - не только проверить продуктивность сформированных у обучающихся знаний и умений, но и способствовать развитию ресурсов саморегуляции, самоактуализации средствами освоенного содержания.

Как показывает практика, нередко преподаватели в системе среднего профессионального образования сталкиваются с проблемой организации данного вида занятий: студентов в группе много, при этом надо дать объективную оценку достигнутого уровня каждым в ограниченный временными рамками занятия отрезок времени. При этом получившая широкое распространение классно - урочная система учебных занятий неинтересна для обучающихся и неэффективна для достоверного контроля.

С учетом этого цель нашей статьи – познакомить преподавателей с некоторыми нетрадиционными формами контрольно – обобщающих занятий. Как показывает практика, нетрадиционность проведения зачетов, контрольных семинаров, проверочных работ по психологии вызывает у студентов интерес, творческую активность мыслительной деятельности, снимает предзачетную тревожность, способствует формированию культуры выступления перед аудиторией и культуры ведения дискуссии, развивает умение аргументировать, доказывать свою точку зрения, способствует становлению у студентов самооценки и т.д.

Мы представляем разработку пяти видов контрольно - обобщающих занятий: экспресс - опрос, просеминар, игры “Лото”, “Что? Где? Когда?”, “Суд”. В приложении представлены примерные вопросы, протоколы к зачетам, критерии оценки устных и письменных ответов.

Данные материалы могут быть использованы начинающими и опытными преподавателями психологии и других дисциплин педагогического колледжа.

ТЕМА КОНТРОЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ: “Деятельность и общение”

Цель:

  • оценить качество освоения студентами учебного содержания по разделам “Деятельность” и “Общение”;
  • развивать умение внимательно слушать отвечающего, активно включаться в опрос, дополняя ответы;
  • актуализировать способности студентов выступать перед аудиторией по предложенным вопросам.

Форма проведения: деловая игра “Что? Где? Когда?”

Оборудование:

  1. Волчок со стрелкой.
  2. Карточки с вопросами к зачету (количество карточек определяется количеством отвечающих студентов).
  3. Перечень вопросов к зачету (см. приложение № 1).
  4. Критерии оценки для жюри и студентов (см. приложение №3).
  5. Протоколы зачета (по количеству членов жюри, см. приложение №2).
  6. Иллюстрации, фотографии групп людей.
  7. Схемы “Классификация групп” (предварительное домашнее задание студентов).

Ход игры:

  1. Знакомство студентов с ходом, правилами, условиями игры и критериями оценки ответов.
  2. Выбор жюри.
  3. Ответы студентов (студент раскручивает волчок, зачитывает вопрос на карточке и дает ответ).
  4. Дополнение группы по вопросу, вопросы жюри к студенту.
  5. Подведение итогов, выставление и объявление отметок.

Правила и условия игры:

  1. Зачет проводится после изучения на лекциях тем “Деятельность”, “Общение”.
  2. Во время зачета каждому студенту предоставляется право ответить на основной вопрос (разыгранный с помощью волчка), дополнить любой другой основной вопрос.
  3. Ответ оценивается по пятибалльной системе по критериям (см. приложение № 3).
  4. Если студент дает ответ только на основной вопрос (при условии данного ответа на “отлично”), то отметка выставляется не выше 4 баллов.
  5. Студент имеет право, отказавшись от основного ответа, продолжить участие в зачете и дополнять ответы других.
  6. Если студент только дополняет (при условии существенных дополнений), то отметка выставляется не выше 4 баллов.
  7. Молчание во время опроса оценивается неудовлетворительно.
  8. Жюри выбирается преподавателем из числа студентов группы, имеющих высокий или средний уровень обученности по дисциплине
  9. Каждый член жюри выставляет свою отметку за каждый ответ, может задать отвечающему уточняющий или наводящий вопрос.
  10. В конце опроса все члены жюри обсуждают каждый ответ, выводят итоговую отметку. Объявляют отметки студентам и обосновывают их.

Примерная расстановка столов:

1 – стол для волчка и карточек с вопросами.

2 – стулья для отвечающих.

3 – столы для жюри.

ТЕМА: “Мышление и речь”

Цель:

  • конкретизировать уровень усвоения знаний студентами по темам “мышление” и “речь”;
  • способствовать формированию умений активно участвовать в зачете дополняя и исправляя, конкретизируя другие ответы;
  • активизировать способности взаимному, объективному анализу ответов.

Форма проведения: деловая игра “Лото”.

Оборудование:

  1. Карточки лото (по количеству отвечающих).
  2. Бочонки лото с номерами (по количеству отвечающих).
  3. Номера вопросов (по количеству отвечающих).
  4. Критерии оценки (для консультантов, см. приложение № 3).
  5. Перечень вопросов к зачету (см. приложение № 1).
  6. Протоколы зачета (см. приложение №2).

Ход игры:

  1. Знакомство студентов с ходом, правилами, условиями игры и критериями оценки ответов.
  2. Раздача карточек лото и карточек с номерами всем студентам.
  3. Выбор консультантов (2 человека).
  4. Зачитывание вопроса преподавателем.
  5. Выбор отвечающего с помощью лото (консультант называет № бочонка, который соответствует номеру карточки студента).
  6. Ответ студента, дополнение группы.
  7. Вопросы консультантов отвечающему (при необходимости), дополнения ответа.
  8. Подведение итогов, выставление и объявление отметок.

Правила и условия игры:

  1. Зачет проводится после лекционных занятий по темам “Мышление”, “Речь”.
  2. Во время зачета каждому студенту предоставляется право ответить на основной вопрос (разыгранный с помощью лото), дополнить любой другой основной вопрос.
  3. Ответ оценивается по пятибалльной системе по критериям (см. приложение № 3).
  4. Если студент дает ответ только на основной вопрос (при условии данного ответа на “отлично”), то отметка выставляется не выше 4 баллов.
  5. Студент имеет право, отказавшись от основного ответа, продолжить участие в зачете и дополнять ответы других.
  6. Если студент только дополняет (при условии существенных дополнений), то отметка выставляется не выше 4 баллов.
  7. Молчание во время опроса оценивается неудовлетворительно.
  8. Консультанты выбираются из числа студентов группы с помощью лото.
  9. Каждый консультант выставляет свою отметку за каждый ответ, может задать отвечающему уточняющий или наводящий вопрос.
  10. В конце опроса все консультанты обсуждают каждый ответ, выводят итоговую отметку. Объявляют отметки студентам и обосновывают их.

Примерная расстановка столов

1 – столы для отвечающих.

2 – стол для консультантов.

ТЕМА: “Эмоции и воля”

Цель:

  • выявить уровень усвоения студентами содержания по разделу “эмоционально- волевая сфера человека”;
  • развивать умение грамотно выстраивать ответ в соответствии с предложенными требованиями;
  • воспитывать речевую культуру выступления.

Форма проведения: экспресс-опрос.

Оборудование:

  1. Бочонки лото с номерами (по количеству отвечающих).
  2. Секундомер.
  3. Перечень вопросов к зачету (по количеству отвечающих, см. приложение № 1).
  4. Критерии оценки (см. приложение №3).
  5. Протокол зачета (для преподавателя, см. приложение №2).

Ход опроса:

  1. Жеребьевка с помощью лото.
  2. Ответы студентов (последовательно, согласно жеребьевке, без пауз и остановок).
  3. Подведение итогов преподавателем, выставление и аргументация отметок.

Правила и условия экспресс – опроса

  1. Зачет проводится после лекционных занятий по теме “Эмоциональная сфера человека” и самостоятельной работы по теме “Воля как механизм управления деятельностью”.
  2. Знакомство с правилами, условиями зачета осуществляется предварительно (примерно за неделю).
  3. Вопросы к зачету выдаются заранее для самостоятельной подготовки (примерно за неделю). Можно использовать не только материал лекций, но и дополнительный (учебники психологии).
  4. Время ответа на вопрос – 1 минута.
  5. Ответ должен быть сформулирован так, чтобы уложиться в отведенное время (по его истечении ответ останавливается и предоставляется следующему).
  6. Последующий ответ должен логически вытекать из предыдущего.
  7. Каждый студент должен знать каждый вопрос, так как розыгрыш вопросов осуществляется на зачете.
  8. Ответ оценивается по пятибалльной системе по критериям (см. приложение № 3).
  9. Определения должны быть выучены наизусть, остальное понимать и уметь пересказывать осмысленно.

Примерная расстановка столов:

1 – стол для преподавателя

2 – стулья для отвечающих

ТЕМА: “Основы психологии обучения”

Цель:

  • проверить готовность студентов к анализу форм организации мыслительной деятельности учащихся на уроке;
  • развивать способности выступать перед аудиторией, аргументировано отстаивая свою точку зрения;
  • развивать умения работать в группе, вырабатывая общее мнение по обсуждаемому вопросу.

Форма проведения: деловая игра “Суд”.

Оборудование:

  1. Карточки с надписями игровых ролей (адвокат, прокурор, судья, народные заседатели).
  2. Карточки с надписями форм обучения (традиционное, проблемное, программированное).
  3. Карточки с вопросами к обсуждению (4 экземпляра, см. приложение №1).
  4. Конспекты самостоятельной работы по теме “Формы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке”.
  5. Протоколы зачета (см. приложение №2)
  6. Колокольчик.
  7. Критерии оценки ответов, судей, подгрупп (см. приложение №3).

Ход игры:

  1. Распределение студентов по подгруппам (в зависимости от выбранной формы обучения).
  2. Выбор судей и народных заседателей.
  3. Обсуждение вопросов в подгруппах.
  4. Выступление адвоката с защитой и прокурора с обвинением по этому вопросу.
  5. Вопросы, уточнения, поправки, дополнения судьи, народных заседателей, студентов.
  6. Подведение итогов и выставление отметок судьей и народными заседателями.

Правила и условия игры:

  1. Зачет проводится после самостоятельного изучения сущности традиционного, программированного и проблемного обучения.
  2. На обсуждение вопроса и подготовку адвоката и прокуроров дается не более пяти минут.
  3. Адвокат выбирается в каждой подгруппе с целью защитить определенную форму обучения в возможности активизировать мыслительную деятельность учащихся.
  4. Прокурор выбирается в каждой подгруппе самими студентами с целью обвинить остальные формы обучения в несостоятельности.
  5. На защитное (адвокат) и обвинительное (прокуроры) слово предоставляется не более пяти минут.
  6. Судьи и народные заседатели выбираются преподавателем из числа студентов из каждой подгруппы (3 человека).
  7. Судьи имеют право уточнять, поправлять, дополнять выступления прокурора и адвоката, делать выводы.
  8. Судьи обязаны определить и оценить участие каждого студента в обсуждении и выступлении. Обсудить, и выставить итоговые отметки, объявить и аргументировать каждую отметку.
  9. Судьи подводят итоги судебного заседания.

Примерная расстановка столов:

1 – “Адвокатский” стол.

2 – стол для “Судьи” и “Заседателей”.

3 – “Прокурорский” стол.

4 – столы: “традиционное обучение”, “программированное обучение”, “проблемное обучение”.

ТЕМА: “Воображение”

Цель:

  • проанализировать уровень освоения содержания темы “воображение”;
  • развивать способности к самооценке уровня самостоятельного усвоения содержания теоретического материала;
  • воспитывать культуру выступления в подгруппе: внимательно слушать, участвовать в диалоге и др.

Форма проведения: просеминар.

Оборудование:

  1. Протоколы зачета (по количеству подгрупп, см. приложение № 2).
  2. Карточки с вопросами к зачету (по количеству подгрупп).
  3. Иллюстрации, книги с примерами операций воображения (по количеству подгрупп).
  4. Карточки со словами: “все”, “выбор”, “делегат”, “доверие”, “экзаменатор”.
  5. Вопросы к тестовому контролю (см. приложение № 1).

Ход семинара:

  1. Распределение студентов на подгруппы. Выбор ассистентов.
  2. Письменный тестовый контроль (см. приложение №1). Проверка теста (см. приложение № 3). Выставление итогов теста в колонку “письменная работа”.
  3. Знакомство с правилами и условиями проведения семинара.
  4. Выбор первого вопроса ассистентами.
  5. Самооценка студента по данному вопросу (колонка “самооценка 1”).
  6. Ответ каждого студента на выбранный вопрос в подгруппе, остальные слушают. После всех ответов взаимно оценивают ответ каждого (колонка “оценка группы 1”).
  7. Объяснение преподавателем слов, написанных на доске: “Все”, “Выбор”, “Делегат”, “Доверие”, “Экзаменатор”.
  8. Выбор ассистентами карточек со словами.
  9. Устные ответы по подгруппам в соответствии с выбранной формой ответа. Оценивание экзаменаторами (колонка “устный ответ 1”).
  10. Подведение преподавателем итогов первого устного ответа. Выставление окончательных отметок, оценивание экзаменаторов.
  11. Аналогичная работа проводится по второму вопросу.
  12. Выставление итоговой оценки с учетом письменного и двух устных ответов.

Правила и условия семинара:

1. Семинар проводится после самостоятельного изучения студентами темы “Воображение”.

2. Семинар проводится в три этапа: I- письменный тестовый контроль. II -устный теоретический вопрос. III -устный практический вопрос (решение психологической задачи).

3. Распределение по подгруппам осуществляется по спискам в протоколах. Подгруппы можно составить, учитывая уровень обученности студентов по дисциплине (высокий, средний, низкий).

4. Ассистентом выбирается студент, стоящий первым по списку в протоколе. В обязанности ассистента входит ведение протокола (выставляет отметки в каждую колонку и итоговую).

5. Ответ каждого студента в подгруппе выслушивается остальными членами подгруппы молча. Не разрешается во время работы в подгруппе обсуждать вопрос, задавать любые вопросы отвечающему, оценивать его во время ответа.

6. Во время устного ответа подгруппа отвечает в соответствии с выбранной формой.

    “Все” - все студенты в подгруппе отвечают на выбранный вопрос.
    “Делегат”– отвечает студент, выбранный подгруппой.
    “Выбор”– ответ на вопрос дает студент, выбранный преподавателем.
    “Доверие”– студентам выставляются те же отметки, которые подгруппа выставила во время обсуждения вопроса при условии, что во время опроса других, подгруппа дополняет их ответы.
    “Экзаменаторы”– подгруппа выслушивают ответы всех подгрупп, задает вопросы, дополняет, комментирует и оценивает ответы.

7. Отметка в колонку “самооценка” выставляется ассистентом после того, как студенты прочитают вопрос и проанализируют свои знания.

Отметка в колонку “оценка группы” выставляется после того, как ответят все члены подгруппы, и их ответы будут проанализированы в подгруппе.

Отметка в колонку устный ответ выставляется после того, как подгруппа устно ответит в соответствии с выбранной формой, и ответы будут проанализированы “экзаменаторами” и преподавателем.

Примерная расстановка столов:

1 – стол для учителя.

2 – столы для студентов.