Музыкальные способности у всех людей проявляются по-разному: у одних они более выражены, у других - менее. Можно привести достаточно много причин данного явления и одна из них основополагающая, по нашему мнению, конкретизирована О.П. Радыновой- часто педагоги недооценивают для их становления дошкольный возраст и в практике дошкольных учреждений работа по развитию музыкальных способностей детей осуществляется только музыкальным руководителем через музыкальные занятия. Но в любом деле важна система, и исправить сложившееся положение можно, если с раннего возраста рядом с ребенком будет находиться не только грамотный музыкальный руководитель, но и воспитатель со сформированными музыкальными способностями, любящий и понимающий музыку.
Учитывая данные основания в педагогическом колледже для студентов, обучающихся по специальности “Дошкольное образование”, в комплексе создаются условия по их подготовке к реализации задач музыкально-эстетического воспитания детей и для развития их собственной музыкальности.
Мы пришли к убеждению, что одним из важных и доступных факторов музыкального развития будущих воспитателей, не имеющих начальной музыкальной подготовки, является ритмодекламация. Для студентов речевые упражнения важны, прежде всего, потому что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым, а второй - основа слуха музыкального. После освоения ритмодекламации для них становятся доступными почти все средства музыкальной выразительности, практического использования в речевых упражнениях.
По отношению к музыке ритмодекламация означает, прежде всего, ритмическую тренировку. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается естественно и “извлекается” без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных ostinato. Базой для речевых упражнений, ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички и т.д. Также мы успешно используем стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др.
Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация - это словесно-фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанной с быстротой реакции, активностью восприятия. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит “звучащим жестам”. Но не менее интересны они в сопровождении шумовых и звуковысотных ударных.
Главный признак успешного обучения – это непременное присутствие творческого начала на занятиях. Чтобы требовать от студентов творчества, необходимо постоянно давать им возможность ощутить, увидеть образец творческого осмысления наяву. При знакомстве с детскими музыкальными инструментами свободное экспериментирование с отдельными слогами, звуками переходит в составление партитур, преобразуясь в дальнейшем в “законченное музыкальное произведение”. Вслушиваясь в созданную композицию, студенты учатся анализировать свой музыкально-слуховой опыт. Творческое музицирование – это музыкальное занятие с “акцентом на собственную деятельность” (Л.С.Выготский).
Творческое музицирование представляется той продуктивной художественной деятельностью, которая позволяет студентам раскрыть свои внутренние силы и возможности, способствует их личностному и профессиональному становлению.
Используемая нами технология развития чувства ритма у студентов средствами ритмодекламации включает в себя ряд этапов:
- Прослушивание музыкальных произведений для развития способности студентов слышать и ощущать метрическую пульсацию музыки различного характера и темпа;
- Чтение четверостиший, прибауток с выделением ударных слогов для тренировки осознанного выделения на слух сильной и слабой доли;
- Исполнение базисной партитуры, предложенной преподавателем с выделением сильной доли на фоне метрического пульса;
- Исполнение и запись метрических эталонов;
- Графическая работа на доске для знакомства с ритмической нотацией, предполагающая использование различных способов моделирования ритма (графического, слогового, двигательного);
- Проговаривание и исполнение простейших ритмов со слоговой поддержкой, с аккомпанементом из звучащих жестов, шумовых инструментов (тексты для ритмодекламации подбирают сами студенты).
Цели:
- познакомить студентов с ритмодекламацией как способом моделирования ритма;
- формировать умение слышать, воспроизводить и записывать ритмический рисунок стихотворного текста;
- развивать чувство ритма, координацию между слухом, жестом и голосом, музыкальную память;
- обеспечить воспитание творческого подхода к будущей профессиональной деятельности.
Ход занятия
1. Вступительное слово преподавателя. Речевое упражнение как мостик к интуитивному пониманию выразительных возможностей ритмодекламации.
- Для каждого из вас музыка – это новая, непривычная сфера деятельности и самореализации в жизни и в будущей профессии. У каждого свой опыт общения с музыкой, свой уровень сформированности музыкальных способностей. И поэтому так важно нам сегодня почувствовать, что Вы можете сделать для своего развития, для музыкального развития своих будущих воспитанников. Сегодня мы будем с вами учиться слышать, исполнять и записывать ритмический рисунок стихотворного текста. Эта работа позволит нам научиться по новому слушать музыку, чувствовать ее ритмическую пульсацию, разбираться в музыкальных жанрах, формах. В дальнейшем Вы сможете самостоятельно составлять различные варианты ритмического сопровождения физкультурных занятий, подвижных игр.
. Актуализация знаний студентов о метроритме. Выполнение упражнений на его восприятие и воспроизведение.
- Давайте вспомним все известные составляющие метроритма, которые сегодня помогут в работе.
Студенты дают определение таким понятиям как “метр”, “ритм”, “размер”, “такт”, “сильная доля”, “слабая доля”, перечисляют различные музыкальные размеры и дают им характеристику. После этого предлагается упражнение на восприятие различных музыкальных размеров: преподаватель проигрывает 5 фрагментов музыкальных произведений, написанных в различных размерах. Студенты записывают результаты, затем вслух анализируют, аргументируют свое мнение, и выставляют себе отметку по принципу “одно произведение – один правильный ответ – один балл”.
Студентам предлагается с помощью звучащих жестов (хлопков, шлепков, притопов) исполнить ритмические эталоны, характерные для простых музыкальных размеров:
3. Практическая ритмодекламация с моделированием ритмического рисунка в графическом изображении.
- Мы подошли к основному этапу нашей работы – ритмодекламации. Что обозначает этот термин?
Преподаватель подводит студентов к определению термина “ритмодекламация”. Ритм – это равномерное чередование длинных и коротких звуков. Декламация – это выразительное чтение, произнесение текста. И, соответственно, ритмодекламация – это выразительное чтение, произнесение текста, сопровождаемое воспроизведением ритмического рисунка. Затем студенты вместе с преподавателем декламируют предложенное стихотворение, помогая себе звучащими жестами воспроизводить сильные и слабые доли, акценты, метрическую пульсацию. Далее студентам предлагается с помощью нотной записи изобразить ритмический рисунок стихотворения.
На доске преподаватель приводит схему последовательности этапов работы:
- Определение сильной и слабой доли, ударения;
- Определение размера;
- Определение количества нот в каждом такте;
- Запись ритмического рисунка.
4. Выполнение творческого задания на сочинение ритмического аккомпанемента к образцам детского потешного фольклора.
1 вид задания: студентам предлагаются карточки с текстами детских стихотворений, потешек, прибауток (трех уровней сложности, по сложности ритмического рисунка, размера и т.д.), выбрав которые они самостоятельно записывают ритмический рисунок, а также варианты сопровождения для шумового оркестра.
2 вид задания: студенты в подгруппах ( 5-6 человек) анализируют подготовленные композиции, отбирают лучшие, по их мнению, варианты решения ритмического и инструментального сопровождения и аргументируют студентам - авторам свою позицию. Вносят свои коррективы в анализируемые варианты ритмического сопровождения. По итогам каждая подгруппа исполняет лучший, по их мнению, вариант с использованием звучащих жестов и шумовых инструментов.
5. Закрепление изученных знаний и рефлексия
1. Тест по оценке уровня понимания учебного материала:
Выберите правильные ответы:
Ритм – это
- равномерное чередование длинных и коротких звуков
- средство музыкальной выразительности
- чередование высоких и низких звуков.
Музыкальный размер определяет размер:
- одной ноты
- одного слова
- одного такта
Такт начинается с:
- длинной ноты
- паузы
- сильной доли
- слабой доли
Ритмодекламация – это:
- пение с аккомпанементом
- декламирование стихов под музыку
- декламирование стихотворного текста с ритмическим сопровождением.
2. Рефлексивное упражнение: ощутив однажды радость созидания, каждый из нас начинает испытывать потребность в творческой деятельности, стремиться к ней, что, несомненно, важно для Вас как будущих педагогов, ведь именно Вы должны будете раскрыть мир творчества перед своими будущими воспитанниками. Давайте проанализируем, какую роль в Вашем профессиональном становлении может сыграть ритмодекламация (представление позиций студентов.
Литература.
- Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. / Сб. статей под ред. Л.Баренбойма. – М., 1978.
- Т.Э.Тютюнникова. Элементарное музицирование с дошкольниками. – М., 1999.
- Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Акадел 2000.