25-летию Ангарского педагогического колледжа посвящается…
Современный этап развития отечественного образования обусловил выход проблемы формирования безопасной образовательной среды на приоритетные направления исследований не только в области психологии, философии, социологии, но и педагогики. Переход образовательных учреждений от “линейного, полностью регламентированного устройства к пространственной организации образовательной среды” [24], обеспечивающей самоактуализацию и продуктивную самореализацию обучающихся, актуализировал необходимость поиска в условиях педагогического колледжа оснований для ее формирования, способствующих повышению качества подготовки студентов – будущих педагогов.
Согласно теории самоактуализации личности А. Маслоу, в ряду базовых потребностей человека (не затрагивая физиологический уровень) 70% занимают потребности в безопасности и защите [26]. Учитывая, что современный человек в условиях стремительного обновления окружающей среды для того, чтобы не отстать от динамических ее перемен, вынужден учиться и переучиваться на протяжении всей своей жизни, становится очевидным, что потребность безопасного образования является ключевым условием его успешной самоактуализации и самореализации на всех уровнях образования.
В свою очередь мы утвердились в том, что безопасность образования напрямую зависит от качества подготовки педагогов к реализации данных функций. Как показано исследованиями Е.Н. Дзятковской [14], учителя и воспитатели в своей педагогической деятельности проецируют те ценности и установки, которые они освоили за время профессионального образования в педагогическом колледже и педагогическом университете.
В связи с этим становится актуальным формирование безопасной образовательной среды педагогического колледжа как одного из механизмов достижения безопасности образования и фактора самоактуализации субъектов образования.
Нормативными основания данной деятельности являются Закон “Об образовании”, “Концепция национальной безопасности Российской Федерации” [19], Закон РФ “О безопасности” [1]. В рамках последнего обозначено сокращение пространства безопасности, в связи с чем в современный лексикон вошли многочисленные определения безопасности: государственная, военная, социальная, экономическая, финансовая, правовая, энергетическая, личная. В целом безопасность рассматривается в нем как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз; угрозы - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства и исходящих от внутренних и внешних источников опасности.
В контексте данного подхода нам представляется возможным рассмотреть понятие “безопасность” в качестве педагогической категории как защищенность жизненно важных образовательных потребностей и интересов субъектов образования, в нашем случае студентов и преподавателей педагогического колледжа, в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и качество педагогического образования.
Проведенный нами анализ научных работ по проблеме образовательной безопасности и формирования безопасной образовательной среды педагогического колледжа как одного из ее компонентов показал их недостаточную научную и практическую разработанность.
Выявили, что отдельные аспекты образовательной среды как системной совокупности обучающих, информационных, пространственно-предметных, социально-педагогических и психолого-педагогических сред и ситуаций, рядоположенных по отношению к семейной и социальной среде рассматриваются в диссертационных исследования Т.В. Аникаевой [3], М.В. Бесединой [8], Г.Ю. Беляева [7], С.И. Иваниловой [12], М.Г. Голубчиковой [13], И.В. Крупиной [16], О.Н. Шевченко [25] и др. Из подготовленных в 2000-2005 г.г. 12 диссертационных исследований по вопросам раскрытия сущности и особенностей формирования, проектирования образовательной среды мы определили, что только одна посвящена вопросам создания психологической безопасности образовательной среды школы (И.А.Баева) [4],одна - теоретико-методологическому аспекту образовательной безопасности региона как социального феномена (А.В. Блинникова) [9], проблематика которой предполагала выявление роли социально-педагогического образования в условиях педагогического колледжа для обеспечения образовательной безопасности региона и его возможностей применительно к устойчиво-безопасному развитию территории.
Таким образом, нами показано, что проблема формирования безопасной образовательной среды педагогического колледжа осталась практически за рамками научных исследований, что свидетельствует об актуальности рассматриваемого в рамках педагогического колледжа вопроса.
К предпосылкам и теоретическим основаниям проблемы формирования безопасной образовательной среды педагогического колледжа считаем целесообразным отнести:
- теорию безопасности организации Г.А.Минаева, А.А. Прохожева [19], ракурс которой позволяет рассмотреть безопасную образовательную среду колледжа как социальную организацию;
–теоретико-методологический анализ процессов становления безопасного регионального социально-педагогического образования и модель колледжа социально-педагогических наук как ведущего института достижения безопасности муниципальных сообществ депрессивных территорий (Ю.Ф.Абрамов, А.В.Блинникова, Л.С.Жгун) [2];
- идеи В.А.Балханова, С.В.Калмыкова о сущности безопасности современного образования и воспитания и едином концептуальные основы гуманистического образования (А.Маслоу, К.Роджерс) [26], педагогики стресса (Е.Н.Дзятковская)[14], концепции гуманно-личностного подхода в образовании, отражающие гуманистические тенденции современной педагогической науки и практики (Н.А. Алексеев, Ш.А.Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, В.И. Данильчук, В.С. Ильин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, И.Я. Якиманская и др.), раскрывающие отдельные подходы к достижению безопасности современной образовательной среды, в том числе педагогического колледжа. методологическом подходе, лежащем в основе ее достижения.
Проанализировав позиции В.А. Балханова, С.В.Калмыкова мы пришли к выводу о том, что в формировании безопасной образовательной среды педагогического колледжа очевиден приоритет социально-педагогического аспекта профессиональной деятельности. Наши аргументы:
- во первых, в условиях XXI века, определяющего сущность бытия России в рамках цивилизационных изменений и глобальных кризисов, образование призвано сформировать у человека новый менталитет или “социальный характер” [5], ориентированный на активную жизненную и гражданскую позиции, на принятие личной ответственности за реализацию позитивного сценария социального развития в условиях гражданско-правового строительства общества. Как следствие, образовательная среда педагогического колледжа должна способствовать становлению данных качественных характеристик у студентов – будущих педагогов;
- во вторых, образовательное пространство, которое будут формировать в своей профессиональной деятельности выпускники педагогического колледжа, является компонентом пространства социального и пронизано его энергетикой и смыслами, которые имеют конкретно-исторический характер. Формальное же принятие в обществе глобализации и информатизации через телевидеокомпьютеризацию сфер общественной жизни привело к тому, что социальные установки и жизненные перспективы подрастающее поколение видит сквозь призму развлекательного телевидения и “виртуальных миров”, проповедующих средствами информации идеи “культурного досуга”, модных профессий, агрессии, отрицания опыта и культуры старших поколений. Все это, без учета гуманитарного аспекта глобализации и информатизации, приводит к нивелированию информации, к потере ее главной ценности – смысла.
Все это актуализирует проблему формирования образовательной среды педагогического колледжа как смыслового интерьера не только для восприятия будущими педагогами накопленного в культуре опыта воспитания и обучения подрастающего поколения средствами предметного содержания (с учетом профиля специальности), но и для осознания обучающимся реалий современной социально-педагогической ситуации, проецируемых ею рисков и угроз для образования через вскрытие философских и педагогических смыслов происходящего и реализацию механизмов их предупреждения и минимизации в траекториях личностно-профессионального самоопределения, самоактуализации и самореализации.
Как следствие, в плане решения этих задач нами формируются адекватные требованиям безопасности компоненты образовательной среды колледжа, направленные на обеспечение качества подготовки современного педагога, не только способного и готового к успешной профессионально-педагогической самореализации на рынке труда, но и активного участника общественного движения – гражданина, человека культуры, субъекта социального развития, интеллектуала, ориентированного на непрерывное образование. Согласно Программе модернизации педагогического образования, специалисты “призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта” [22].
Данная деятельность продуцирует напряжение и нестабильность внутренней среды педагогического колледжа и, как следствие - угрозы для ее безопасности. Как было отмечено нами выше, категория “угроза” рассматривается на нормативном уровне в Законе РФ “О безопасности” как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства и исходящих от внутренних и внешних источников опасности. Учитывая приведенные нами выше доказательства о значимости в позиционировании безопасной образовательной среды педагогического колледжа социально-педагогического аспекта, мы, не затрагивая экономический ракурс проблемы, будем рассматривать угрозы как внешние и внутренние социально-педагогические условия и факторы, несущие опасность в достижении качества подготовки современного учителя, воспитателя.
В научной литературе с понятием угроз сопряжено понятие риска. У.Бек, Н.Луман, Э.Гидденс (1994) [6], Я.Д.Вишняков, В.А. Владимиров, Ю.Л. Воробьев (1999) констатируют, что развитие человечества вообще невозможно без риска, а наша цивилизация является цивилизацией риска. Л.С. Хорошилова, Л.М.Табакаева, З.А. Курбатова раскрывают риск как возможность опасной ситуации, но не саму ситуацию. Следовательно, риск потенциальная, а не реальная опасность. С позиции педагогики “риск - действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери и неуспеха… применение необычного метода или приема разрешения отдельной педагогической задачи при отсутствии полной уверенности в положительном результате, когда обычные меры оказываются малоэффективными”.
Проанализировав исследования В.А. Балханова и С.В. Калмыкова мы прищли к выводу, что в плане разрешения ситуации педагогического риска в образовательной практике сосуществуют две формы достижения безопасности – активная и пассивная.. Реализации пассивного сценария безопасности предполагает фокусирование ориентиров среды на сохранении достигнутого состояния (принцип “комфорта застывших форм”), в противовес активная форма - разработку безопасной траектории движения к цели (принцип “безопасности на марше”) через единый методологический подход, включающий:
а) своевременный и достоверный учет реально складывающейся ситуации, прояснение ее различных аспектов, сторон, характерных черт;
б) исходя из намеченных целей (задач, идеалов, ценностей) с учетом всестороннего изучения ситуации формирование вектора поведения (в нашем случае, механизма формирования безопасной образовательной среды).
В логике этого, используя педагогическую терминологию процесс обеспечения безопасности образовательной среды педагогического колледжа представляется нам в следующем виде: социально-педагогическое прогнозирование внешних и внутренних угроз и рисков для образовательной среды - регуляция адекватными педагогическим средствами условий и факторов образовательной среды для минимизации рисков и угроз и их преобразования в фактор ее устойчивого развития.
Рамки статьи не позволяют нам подробно рассмотреть структурно-функциональную модель безопасной образовательной среды педагогического колледжа, кратко обозначим, что она включает в себя два уровня защиты от угроз и рисков – внешнего и внутреннего. Внешний контур – нормативный. Он определяет место и функции педагогического колледжа в отечественной и региональной образовательной системе с учетом стратегии модернизации педагогического образования, требований Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и запросов конкретных заказчиков: территориальных и муниципальных органов управления образования, администраций образовательных учреждений, студентов и их родителей.
Внутренний контур - ценностно-смысловой, определяющий ценностно-ориентационное единство субъектов образования педагогического колледжа по отношению к смыслам, целям профессионального образования и ценностям, значимым для обеспечения качества подготовки современного педагога и защиты образовательных потребностей субъектов от возможных угроз и рисков. С их учетом получает свое развитие и целенаправленно формируется субъектами весь веер социально-педагогических, психолого-педагогических и предметно-пространственных составляющих образовательной среды, обеспечивающих ее безопасность и, как следствие, продуктивность личностно-профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации студентов – будущих педагогов.
Конфигурацию безопасной образовательной среды педагогического колледжа условно можно обозначить как его архитектонику. Отметим, что данное определение рассматривается нами как метафора, в первоисточнике архитектоника от греч. architektonike - строительное искусство - художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе его сооружения. В отношении образовательной среды педагогического колледжа архитектоника предполагает конструктивное выражение особенностей ее предметно-пространственного, психолого-педагогического и социально-педагогического строения, задаваемого вектором педагогического образования и направленным на педагогическую регуляцию угроз и рисков для обеспечения качества подготовки специалистов.
Проанализировав рекомендации Г.А. Ковалева (1993) [18]; Е.А. Климова (1997) [17] мы обозначили в ней следующие структурные компоненты:
1) физическое окружение среды - архитектуру здания педагогического колледжа, степень открытости-закрытости конструкций дизайна, размер и пространственную структуру учебных кабинетов и других помещений в здании, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широту пространственных перемещений в них субъектов
2) предметное окружение: материальные условия организации учебно-воспитательного процесса в рамках учебных занятий, педагогической практики, форм внеучебной работы; условия быта студентов в общежитии; образовательные ресурсы ( средства, компьютерное оборудование и др.); физико-химические, биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и т.д.);
3) ценностно-смысловое наполнение - социально-контактный компонент среды как личный пример преподавателей и студентов, их личностно-профессиональная культура, опыт, образ жизни, продукты деятельности, задающие основания для профессионального образования (учебные программы, реализуемые методики обучения и воспитания, обеспечивающие продуктивное личностно-профессиональное саморазвитие студентов; нормы поведения и взаимоотношений (сотрудничества, взаимопомощи, господства); взаимодействующие с педагогическим колледжем учреждения, организации, группы и их представители, обеспечивающие расширение траекторий личностно-профессионального саморазвития и самореализации обучающихся; социально-педагогическое “устройство” группы (своей) и коллективов, с которыми контактируют студенты и преподаватели (наличие выделившихся по тем или иным основаниям “лидеров”, “преуспевающих”, “звезд”, отстающих, “отверженных” и т.д.), реальное место студента и преподавателя в структуре микро- и макросоциума , включенность субъектов в другие группы и группировки, уровень защищенности его в данном коллективе от различного рода посягательств: информационную; соматическую; предметную;
- информационный компонент среды: общеколледжные акты и нормы функционирования на принципах гуманизации - устав, правила и законы внутреннего распорядка педагогического колледжа; “неписаные законы”, традиции педагогического сообщества, фактически принятые нормы отношения к людям, к их мнениям; правила личной и общественной безопасности; образовательные ресурсы, рекламы; персонально адресованные воздействия - идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы, пожелания, поручения, сообщения и т.д;
- соматический компонент среды - который по отношению к психике субъекта образования составляет собственное тело и его состояния.
В контексте выхода на параметры формирования безопасной пространственно-предметной организации образовательной среды педагогического колледжа считаем целесообразным интерпретировать идеи С.Л. Братченко (1997) [11], а именно, как внутреннее убранство - размеры “жизненных пространств”, так и разновекторные образовательные ресурсы (наше дополнение) должны соответствовать параметрам:
- комфортности;
- разнообразия;
- экологичности;
- включать наличие “убежищ от чрезмерной сенсорной стимуляции” и зон рекреации;
- адекватную степень акустической и визуальной агрессивности.
За основу разработки психолого-педагогического и социально-педагогического компонентов безопасной образовательной среды педагогического колледжа нами взяты рекомендации научной школы лаборатории экопсихологии развития Психологического института РАО (заведующий Панов В.И.) о структуре образовательной среды учебных заведений, ее типологии [21], методах диагностики, экспертизе и проектировании (С.Д.Дерябо.1997, В.И.Панов. 1997-2004, В.П.Лебедев. 1998, В.А.Ясвин. 1997, 2000). Проведенная в контексте среднего профессионального педагогического образования интерпретация системы психодиагностических параметров образовательной среды, разработанных В.Н. Мясищевым (1960), Б.Ф.Ломовым (1984), С.Д.Дерябо, и описанных В.А.Ясвиным (1994) [27], позволила нам конкретизировать сущность каждого параметра в аспекте формирования безопасной образовательной среды педагогического колледжа (модальность, широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, коэргентность, социальная активность , мобильность, устойчивость). Не будем подробно рассматривать содержание каждого параметра, это не предполагается нами в рамках данной статьи, но отметим, что все компоненты безопасной образовательной среды колледжа “наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей (Е.В. Бондаревская, 1999) [10], с учетом специфики среднего профессионального педагогического образования - ценностей профессиональных.
Учитывая практикоориентированный характер материалов, представляемых в рамках Фестиваля педагогических идей “Первое сентября”, в приложении представляем вариант учебно-методического обеспечения к осмыслению студентами - будущими учителями начальных классов факторов безопасности учебно-воспитательного процесса – методические рекомендации “Пути создания безопасной образовательной среды при обучении младших школьников природоведению в начальной школе”.
Используемая литература:
- Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 25 июля 2002 г.) // Российская газета. - 06.05.1992 г. N 103.
- Абрамов Ю.Ф., Блинникова А.В., Жгун Л.С. Колледж социально-педагогических наук: теория и практика - Иркутск. 2005.
- Аникаева Т.В. Образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников. Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01.- СПб., 2001
- Баева И.А.Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Автореф. дис... д-ра психол. наук: 19.00.07. -СПб. , 2002.
- Балханов В.А., Калмыков С.В. Метообразование как высокая гуманитарная технология// Байкальский психологический и педагогический журнал. 2005.- № 1-2 (5-6).- Иркутск. - ИГУ. – С.19.
- Бек У. От индустриального общества к обществу риска/ Пер. А.Д.Ковалева, Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность; Луман Н. Понятие риска// Thesis. - 1994.- № 5.
- Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений.: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 2000.
- Беседина М.В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющей на соматическое здоровье подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13.-М., 2004.
- Блинникова А.В. Образовательная безопасность региона как социальный феномен (теоретико-методологический аспект). 09.00.11. – Иркутск, 2004.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М.-Ростов-на-Дону. - 1999. С.251.
- Братченко С.Л. Диагностика личностно - развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов.-Псков.1997.
- Иванилова С.И. Образовательная среда начальной школы как фактор развития учащихся Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01.- М., 2001
- Голубчикова М.Г. Самоактуализация сельских школьников в условиях дифференциального обучения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.: 13.00.01.-Иркутск. , 2003
- Дзятковская Е.Н. Стрессовая педагогика.8 лекций о безопасности, развитиии и здоровье школьника.- Ангарск, 2004.
- Катастрофы и образование. Под редакцией Ю.Л.Воробьева. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 176 с. http://www.promeco.h1.ru/books/
- Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения Дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 2001
- Климов Е.А. Психология. – М. 1997.
- Ковалев Г.А., Абрамов Ю.Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы // Учителю об экологии детства.- М. 1996. С. 189-199.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. - 26 декабря, 1997 г.
- Минаев Г.А., Прохожев А.А. Теория безопасности организации. – М. 2004.
- Панов В.И. Экопсихологическая модель образовательной среды.// 4-ая Российская конференция по экологической психологии.// Психологический институт РАО. – М.: УМК “Психология” , 2005. - 334 с. С.213 – 216.
- Программа модернизации педагогического образования // Развитие личности. №2 2003 г. Cтр. 9—18
- Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С.- Минск. 2001. – 928 с. – С. 675.
- Тубельский А.Н. Для чего и как мы учим: школа как система условий для развития индивидуальности ребенка и способности к самоопределению.// Школьные технологии. 2001. №6. С. 27-38. С. 28.
- Шевченко О.Н. Личностно ориентированная образовательная среда как средство развития познавательного интереса будущего инженера : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Оренбург, 2004
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение.–СПб. 2003. С.573
- Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию.- М. 2001. С.