Математика в стихах

Разделы: Математика, Начальная школа


Чтобы ребята не заскучали на уроках математики при изучении таблицы умножения, использую на разных этапах задачи в стихах. Такие задачи способствуют развитию памяти, внимания, логического мышления, речи, интереса к предмету.

В одной большой квартире
Четыре кошки жили.
Все вечера болтали,
И марки собирали.
У них 36 марок было,
По скольку каждая кошка
Себе положила? (36:4 = 9)
3 котенка вечерком
Заглянули к кошке в дом –
Свяжи-ка нам носочки
Из шерсти, что в клубочках.
Помогите сосчитать,
Сколько надо ей связать. (4 ·3 = 12)
Сварила им кошка
27 рыбешек.
По 3 хватило всем.
Сколько котят рыбок съедят? (27:3 = 9)
У каждой мамы-кошки
По 3 маленькие крошки.
Сколько всего котят
Во дворе сидят,
Если кошек 8? (3· 8 = 24)
3 котенка в лес пошли,
И по 6 грибов они нашли.
Сосчитайте, кто готов,
Сколько найдено грибов? (6·3 = 18)
Заглянули в класс котята,
Там за партами зверята.
За каждой партой по два:
По 2 лисенка, по 2 зайчонка.
Сколько же всего зверят,
Если в классе 8 парт? (2·8 = 16)
Поручил учитель Ваське
Подровнять все стулья в классе
Сколько стульчиков ровнять,
Вам придется сосчитать.
Если в классе у котят
8 парт всего стоят,
По 2 стула у стола –
Вот задача такова! (2·8 = 16)
16 тетрадок Мурзик взял,
Он зверятам их раздал.
Каждый по 2 получил,
Сколько зверяток
Учитель учил? (16:2 = 8)
Котята любят рисовать,
А вам придется сосчитать.
Нарисовали они 6 осьминожек,
Скажите, сколько
у них всего ножек? (8·6 = 48)
Учитель задал всем вопрос:
9 пар танцуют польку,
Всех танцоров будет сколько?
Но котики не знали,
А вы бы сосчитали? (2·9 = 18)
Вот еще одна задачка.
В лесу на опушке
Стоит избушка.
В ней живут 8 котят,
Каждый воспитывает 3 мышат.
Сколько мышек у этих шалунишек? (3·8 = 24)
Мы умножали на 4,
И на 4 мы делили.
Карандаши нам предложили
Их было 28,
Мы на четверых их поделили.
Скажите, сколько получили? (28:4 = 7)
Котята вечером играли:
Делили долго, умножали.
Они достали 20 спичек
И дали их пяти лисичкам.
Подумай, как лисичка разделит
Поровну все спички? (20:5 = 4)
В нашем доме беспорядок,
Не найдешь у нас тетрадок.
В трех шкафах по 6 тетрадок
Мурзик разбросал.
Сколько же всего тетрадок,
Кто бы сосчитал? (6·3 = 18)
На перемене 6 котят
Листочками шуршат.
По 2 листика взяли
И тихонечко их смяли.
Учитель попросил
Их не шуршать.
Сколько листочков
Пришлось убирать? (2·6 = 12)
Как-то котята
На лыжах катались,
В лесу им друзья повстречались.
Сосчитай, сколько
Там было лисичек,
Если у них 18 рукавичек? (18:2 = 9)
Змей Горыныч приказал кузнецу
сделать для его дворца 3 замка
и к каждому замку 3 ключа:
медный, серебряный и золотой.
Сколько ключей должен сделать кузнец? (3·3 = 9)
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали 3 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 3 морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (2+3)·3 = 15
Для щенка нашлась работа:
Охраняет он ворота,
Охраняет дом и двор,
Чтоб не влез случайно вор.
Да, охрана хоть куда!
В миске студится еда:
Трем щенкам по 5 котлет
Дал хозяин на обед.
Только, видно, вор пролез,
Если сторож вдруг исчез.
И котлеты на обед
То ли были, то ли нет. (5·3 = 15)
Зайчик по лесу скакал,
Бересту с березок сдирал.
Сидя на пенечке
Резал на листочки.
Четырем зайчаткам
Сделал по тетрадке.
В каждой тетрадке
По 8 листов,
Будут довольны
Сыночки и дочки.
(Сколько всего листов?) (8·4 = 32)
Клюква созрела,
Кончилось лето,
Мохом зеленым
Болото одето.
Взявши лукошки,
5 серых мышат
На зиму сделать
Запасы спешат.
Каждый по 8 ягод принес,
Будет у мышек
Клюквенный морс.
(Сколько ягод собрали мыши?) (8·5 = 40)
По пчелиному совету
Строят улей 7 шмелей.
Ведь не вечно будет лето,
И торопит мать детей.
Каждый от пчелок
Пусть принесет
По 8 ячеек из воска для сот.
Сделано дело, надо спешить.
Липовым медом ячейки залить.
(Сколько ячеек принесли шмели?) (8·7 = 56)
В лапках принесла синица
9 колосков пшеницы.
В каждом колоске пшеницы
9 зернышек хранится.
Сколько зернышек пшеницы
В землю сбросила синица? (9·9 = 81)
Два утенка увлеченно
Делят в миске макароны
Их обычный рацион —
18 макарон.
Я 18 на 2 разделила,
Спорам утиным
Конец положила.
Сколько макарон досталось каждому? (18:2 = 9)
С вечера и до утра
Чинят хатку три бобра.
Чтобы дыры залатать,
30 бревен надо взять.
Не топор и не пила
Инструменты у бобра,
Для работы лесорубы
Острые имеют зубы.
Ловкий и сильный
Бобровый народ
Каждый по сколько
Бревен несет? (30:3 = 10)
Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу — 12 ребят.
У каждого по 3 лукошка,
В каждом лукошке — кошка.
У каждой кошки — 12 котят,
У каждого котенка
В зубах по 4 мышонка.
И задумался старый Кондрат:
“Сколько мышат и котят
ребята несут в Ленинград?” (0)
Как-то в жаркий летний день
В голубой кадушке
Искупать своих детей
Решила мама- хрюшка.
32 ведра воды
Поросята принесли.
По 4 на ребенка,
Маленького поросенка.
Постарайтесь сосчитать,
Скольких мне детей купать? (32:4 = 8)
Достала обезьяна 42 банана.
Жаль, теперь придется их
Поделить на шестерых.
Сколько бананов достанется каждой обезьяне? (42:6 = 7)
Лисица в поле мышковала,
Мышей у норок поджидала.
16 поймала,
Да жаль, задремала.
Сова у лисицы добычу украла.
В гнезде у совы
8 белых совят.
Громко галдят,
Очень кушать хотят.
Сколько мышат досталось каждому совенку? (16:8 = 2)
3 бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
9 шишек принесла.
Разделите на троих.
Сколько каждому из них? (9:3 = 3)
Взял Антон лукошко,
В лес пошел Антон.
Набрал грибов немножко
И их считает он:
3 лисички, 3 волнушки,
3 груздя и 3 чернушки.
Сколько же грибов в лукошко
Положить успел Антошка? (3·4 = 12)
4 бобренка, 4 лисенка,
4 зайчонка, 4 бельчонка.
Сколько детишек записано в класс?
Кто сосчитает первым из вас? (4·4 = 16)
У Егора - 3 мухомора, 
У Олежки — 3 сыроежки,
У Ванюшки — 3 волнушки.
Нашли 2 сестрички
По 3 лисички.
И Игорь — 5 боровиков.
Сколько у детей съедобных грибов? (3·4+5 = 17)
Вот и зима наступает…
Белка орехи себе запасает.
10 раз белка рвала их с куста,
20 орехов в дупло принесла.
Сделала дело —
И дремлет сейчас.
Сколько орехов она несла каждый раз? (20:10 = 2)
Глупый маленький мышонок
В сыре дырочки считал:
Сверху 3 и снизу 3,
Справа 3 и слева 3.
Сколько дырочек всего?
Кто сосчитает за него? (3·4 = 12)
Мама-мышка купила книжки.
Целую неделю деткам читала.
А сколько книжек
Не сосчитала.
Она читала мышкам
Каждый день по книжке.
Вы, ребята, не зевайте!
Сколько книжек сосчитайте! (1·7 = 7)
Мать-ежиха для детей
В лес пошла, ловить мышей.
Для каждого ежонка
Поймала по 2 мышонка.
Мышат было всего 10.
Так, кто ответит?
Для скольких ежат
Ежиха принесла мышат? (10:2 = 5)
Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана.
Какие чудные цветы!
А сколько их? Нам скажешь ты? (2· 2 = 4)
У этого цветка 4 лепестка
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (4· 2 = 8)
Двое шустрых поросят
Так замерзли, что дрожат.
Посчитайте и скажите:
Сколько валенок купить им? (4· 2 = 8)
Именины у синицы,
Гости собрались.
Сосчитай-ка их скорей
Да не ошибись.
Птичек дружная семья:
3 веселых воробья,
3 вороны, 3 сороки —
Черно-белых белобоки,
3 стрижа и дятлов 3.
Сколько всех их, назови. (3· 5 = 15)
Красная Шапочка к бабушке шла.
Гостинцы в корзинке внучка несла.
Шла не спеша по знакомой тропинке,
Грибы собирала, их клала в корзинку.
Все расстоянье прошла незаметно,
В час проходя по два километра.
За три часа до бабушки дошла.
Сколько она километров прошла? (2· 3 = 6)
На лыжах в поход ребятишки идут.
По полю и роще проходит маршрут.
Смотрите, какая кругом красота!
Весь путь прошагали за три часа.
12 всего километров прошли.
С какой они скоростью шли? (12:3 = 4)
Напекла лиса ватрушек,
Пригласила 5 подружек.
Вот ватрушки. Надо их
Разделить на шестерых.
Всех ватрушек 36.
Сколько каждой можно съесть? (36:6 = 6)
По траве бежал котенок,
А за ним бежал щенок.
Кто, ребята, сосчитает,
Сколько там бежало ног? (4· 2 = 8)
3 кошки купили сапожки.
По паре на каждую кошку.
Сколько у кошки ножек?
И сколько у них сапожек? (4· 3 = 12)
Две веселые мартышки
Покупать ходили книжки.
И купили книг по пять,
Чтобы было что читать.
Только глупые мартышки
Сосчитать не могут книжки.
Ты мартышкам помоги,
Сколько книг у них, скажи. (5· 2 = 10)
Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
9 черных, белых 5.
Кто успел их сосчитать?
Говорите поскорей:
Сколько пар лебедей? (9+5):2 = 7
Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Говорит одна другой:
- Сколько ног у нас с тобой?
Посчитать хочу давно,
Не выходит ничего.
Помогите дать ответ —
Это много или нет? (40·2 = 80)
3 подружки на опушке
Брали грузди и волнушки.
И, найдя по 3 грибочка,
Сели их считать у кочки.
Кто же им помочь готов
И назвать число грибов? (3·3 = 9)
5 зайцев в прятки с лисой играли.
А попросту скажем — в травке лежали.
Теперь мы спросим ребят:
- Сколько ушек в травке дрожат? (2·5 = 10)
10 ладошек лодку толкали.
Сколько пальчиков?
Все сосчитали? (5·10 = 50)
У мамы-наседки цыплята сбежали.
Мы за забором их отыскали.
Там копошатся 12 лапок.
Сколько же за забором цыпляток? (12:2 = 6)
Восемь лисят у норки играют.
Кто же лапки у них сосчитает? (4·8 = 32)
Кот Васька-рыболов
Притащил большой улов:
Больших 15 окуней,
В 3 раза меньше карасей.
Какой же у кота улов?
Кто ответить нам готов? (15:3+15 = 20)
У зайчихи осенью родились зайчатки.
10 деток.
Да беда: наступают холода.
Помогите зайчихе посчитать,
Сколько варежек ей вязать? (2·10 = 20)
Мама принесла в обед
18 шоколадных конфет.
Я не знаю, как мне быть —
На троих их разделить.
Помогите посчитать!
Сколько братьям мне отдать?
Сколько сам могу я взять? (18:3 = 6)
Теплый дождь льет с утра.
На прогулку вам пора.
6 малышек-лягушат
За мамашей в лес спешат.
Сколько же зеленых ножек
Месят грязь лесных дорожек?
(2·7 = 14); (4·7 = 28)
Яс утра сегодня к деду
На велосипеде еду.
И 12 км преодолел за 2 часа.
С какой же скоростью
Домчали меня два колеса? (12:2 = 6)
Со двора десяток веток
Принесла коза для деток.
Положила на пол их.
Как делить их на двоих? (10:2 = 5)
Спит —
И в ус не дует кот,
Что в лентяи попадет.
А не спал бы Котофей,
Съел бы он 5 пар
Мышей! (Сколько это?) (2·5 = 10)
Как-то к зайцу на обед
Прискакал один сосед.
На пенек зайчата сели
И по 5 морковок съели.
Ну-ка, дети, подскажите,
И пример скорей решите! (5·2 = 10)
5 зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 10 штук.
Как делить — забыли вдруг. (10:5 = 2)
Вот 8 зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько же всего
По дорожке лесной
Торопится в школу
Зайчишек зимой?
Как-то раз в лесу густом
Еж построил себе дом,
Пригласил лесных зверей,
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисенка,
2 бельчонка, 2 бобра.
Называть ответ пора. (2·4 = 8)
Две большие галки
Шли домой с рыбалки.
В сумке каждая из них
5 сельдей несла больших.
Сельди засолили,
Сосчитать забыли.
Сколько сельдей галки
Принесли с рыбалки? (5·2 = 10)
3 бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
9 шишек принесла.
Разделила на троих —
Сколько каждому из них? (9:3 = 3)
Кошка вышила ковер.
Посмотри, какой узор:
3 большие клеточки,
В каждой по 3 веточки.
Села кошка на кровать,
Стала веточки считать,
Но никак не может.
Кто же ей поможет? (3·3 = 9)
Сбежала от Федоры посуда:
3 стакана, 3 чашки, 3 блюдца.
Кто сосчитать готов,
Сколько было беглецов? (3·3 = 9)
Взял Антон лукошко.
В лес пошел Антон.
Набрал грибов немножко
И их считает он:
2 лисички, 2 волнушки,
2 груздя и 2 чернушки.
Сколько же грибов в лукошко
Положить успел Антошка? (2·4 = 8)
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
3 несут травинку,
3 несут былинку,
3 несут иголки.
Сколько их под елкой? (3·3 = 9)
Антур, калан, сивучонок и котик
Дружно включились в морскую охоту.
По восемь рыбок каждый поймает,
Сколько же всего? Сидят и считают. (8· 4 = 32)
Три кошки купили сапожки,
По паре на каждую ножку.
Сколько у кошек ножек
И сколько у них сапожек? (12 ног, 24 сапога)
Летом в солнечный денек
Птички прыгали — прыг-скок,
На двух веточках сидели
По четыре коростели,
А на следующих двух
По три филина сидели,
И кричали: “Ух, да ух!”
Вы, ребята, не зевайте,
Сколько птиц всего? Считайте! (2· 4+2·3 = 14)
В муравейнике мурашки
Шили к празднику рубашки.
Одному мурашке в руки
Нужно сшить четыре штуки,
Сколько же семи мурашкам
Надо сшить всего рубашек? (7·4 = 28)
В поле бабочки летали,
Лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать,
Сколько будет лепестков,
Если шесть всего цветков? (5·6 = 30)
Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла,
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки сто двадцать следов.
Сколько, скажите, здесь было волков (120:4 = 30)
Вела сова уроки в школе,
Учила мудрая сова считать, где птиц поболе:
“Справа ты видишь четыре гнезда,
В каждом гнезде по четыре птенца,
Слева гнезд восемь, а птичек по три,
Где ж птенцов больше? Скорее скажи! (4 ·4 = 16; 3· 8 = 24)
На солнышке две свинки
Лежали, грели спинки,
А с ними пять ягнят,
Копытцами стучат,
Играют, отдыхают
И не подозревают,
Что ребятишки в классе
Их ножки считают.
Сколько же ножек? (4·7 = 28)
Мы за чаем не скучаем,
По две чашки выпиваем.
Восемь чашек, восемь пар —
Выпиваем самовар,
Чашек пьём всего по паре,
Сколько чашек в самоваре? (2·8 = 16)
А теперь задача потруднее,
Но сначала ответьте на вопросы:
Сколько ног у жука? (6)
Сколько ног у паука? (8)
Я вам буду читать задачу, а вы считайте.
Сколько всего ног в живом уголке?
У меня в одной коробке
Три жука,
А в другой имею я
Три паука.
В уголке шуршат бумагой
Два ежа,
А в двух клетках распевают
Два чижа.
Кто, ребята, сосчитать бы
Мне помог,
Сколько вместе все они
Имеют ног? (6·3+8·3+4·2+2·2 = 54)
Лисица учила своих малышей
Ловить под кустами веселых мышей.
Мыши услышали злую лису
И спрятались все под елкой в лесу.
Мышек же всего было только пять,
У каждой мамаши по девять мышат,
Так сколько, скажите, мышей и мышат
Тихо под елью ветвистой сидят? (9·5 = 45)
Мы только с парохода,
Мы только из похода —
Одиннадцать недель
Гостили на воде,
А сколько это дней?
Сосчитай-ка поскорей! (7·11 = 77)
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я так же смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петушки и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад,
Сколько было поросят?
(поросят — 4, петухов — 7.)
На пригорке возле елок
Ежик яблоки считал:
Семь — под елкой, семь — за елкой,
Семь — в мешке за тем пригорком,
Семь — в избе на третьей полке,
Семь — под лавкою в саду,
Ну а больше не найду…
Все яблоки зимою
Ежик будет грызть с семьею.
Только сколько, как понять?
Еж не может разобрать.
Здесь ведь надо понимать,
Как те яблоки считать.
Что под елкой и за елкой,
Что в мешке за тем пригорком,
Что в избе на третьей полке,
Ну и те, что там, в саду
Сложим в кучу мы одну.
Стало яблок…35 (7·5),
Научился еж считать.
Как-то раз в лесу густом,
Под березовым кустом
Собрались грибы лесные,
Все красавцы удалые.
Ученик, ты не зевай
И грибы скорей считай:
Пять груздей и пять волнушек,
Пять лисичек, пять горькушек.
Кто ответить нам готов?
Сколько же всего грибов? (5·4 = 20)
На яблоне старой в саду плоды зрели,
На солнышке дружно бока они грели.
Ребята все яблоки эти собрали
И малышам их, конечно, отдали.
Каждому мальчику дали по два,
Мальчиков было лишь восемь с утра.
Но тут к ним еще прибежали детишки,
Милые, дружные наши мальчишки.
Всего прибежало двенадцать ребят,
Каждый по яблоку съесть очень рад.
Сколько же яблок съели все дети?
Кто же нам быстро на это ответит? (2· 8+ 1·12 = 28)
На птичьем дворе гусей дети кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было пять гусиных семей,
В каждой семье по двенадцать детей.
Папа и мама, и бабушка с дедом.
Сколько гусей собралось за обедом? (12+4) · 5 = 80
Дети яблоки в саду собирали,
Взвесив их, урожай подсчитали.
Дети собрали шестнадцать корзин.
Восемь корзин увезли в магазин,
Три детскому саду отдали.
Все остальные же в школу послали,
Сколько же яблок
Для школы дадут,
Когда все корзины они развезут?
По семь килограммов в каждой корзине,
Сколько же яблок уже в магазине?
Сколько, скажите, детсаду отдали?
И сколько всего килограммов собрали?

Литература
При подборке материалов использованы журналы “Начальная школа” и газеты “Первое сентября”