Всякая хорошо решённая математическая задача доставляет умственное наслаждение (Г. Гессе)
Умение решать задачи — показатель математического развития учащихся, их логического мышления. Ученикам нравится решать то, что у них получается, то, что поддаётся алгоритмизации. А текстовые задачи настолько разнообразны, что порой трудно увидеть в предлагаемой задаче уже знакомую. Чтобы научить решать задачи надо сформировать умение выявлять их математическую суть. Этому помогает моделирование условия задачи с помощью графических схем. Таким образом, научить решать задачи — научить моделированию условия задачи и переводу его с языка русского на язык математический. Графическая модель задачи помогает лучше понять условие, отношения величин и облегчает процесс составления уравнений и их систем.
Решение задачи с помощью уравнения состоит из следующих шагов:
- Обозначение неизвестной величины буквой.
- Запись с помощью выражений информации, которая содержится в условии задачи.
- Составление уравнения.
- Решение уравнения.
- Запись ответа.
Многие трудности при решении задачи возникают потому, что дети не умеют записывать в виде выражений содержащуюся в условии задачи информацию. Моделирование ситуации с помощью схематических рисунков помогает переводу текста условия задачи на математический язык выражений и их равенств.
При изучении темы “Решение текстовых задач с помощью уравнений” в курсе алгебры 8 класса, у учащихся, как правило, возникают трудности при работе с задачами на производительность труда или так называемыми задачами на “совместный труд”. В задачах такого типа сложный сюжет и его не всегда легко перевести на язык чисел. Если выделенный тип задач подвергнуть более детальному рассмотрению, то получим следующие результаты.
1. В задачах “на совместный труд”, используются следующие величины:
• объём работы (если он неизвестен и не является искомым, то принимается за 1);
• время выполнения работы;
• скорость выполнения работы (производительность труда, т.е. объём работы, выполняемый за единицу времени).
2. Для решения таких задач необходимо:
1) Определить скорость работы (производительность труда) каждого объекта
2) Определить общую скорость выполнения работы
3) Найти общее время совместной работы .
В задачах на совместный труд объём работы может быть известен, а может быть и нет.
При составлении графических схем к этим задачам приходим к выводу, что схемы задач на производительность труда похожи на схемы задач на движение, в которых также участвуют три величины: v; t; S. Таким образом, задачи на производительность труда и задачи на движение укладываются в одну схему:
• В роли целого может выступать объём работы или расстояние.
• В качестве мерки — скорость движения или скорость работы (производительность труда).
• Количество мерок может быть представлено временем движения или временем выполнения работы.
Существуют ещё задачи, которые укладываются в эту же схему.
Например, экономические, где в качестве величин выступают: стоимость, цена, количество.
Есть мнение, что вообще все задачи выстраиваются по одной схеме: нахождение целого, если оно неизвестно, либо его составляющих.
Таким образом, целое можно найти двумя способами:
I способ |
II способ |
Целое = часть + часть |
Целое = меркаколичество мерок (если целое нужно измерять) |
Рассмотрим примеры решения задач “на совместный труд” с использованием графических схем.
ЗАДАЧА №1: Малыш может съесть 600 граммов варенья за 6 минут, а Карлсон в два раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе?
Теперь рассмотрим более сложную задачу “про бассейны”.
ЗАДАЧА №2: Две трубы при совместном действии могут наполнить бассейн за 4 часа. Если бы сначала первая труба наполнила половину бассейна, а затем её перекрыли и открыли вторую, то наполнение бассейна было бы закончено за 9 часов. За сколько часов может наполнить этот бассейн каждая труба в отдельности?
Решив её, получаем ответ 12 ч и 6 ч.
При решении текстовых задач учащимся можно рекомендовать представлять условия в виде графических схем. Этот приём помогает в анализе ситуации, описанной в простой задаче, и даёт способ решения сложных задач.
В заключение хотелось бы отметить, что изучение способов решения задач нужно начинать не с демонстрации учащимся решения, а подводить их к “открытию” этого решения с помощью специально подобранных подготовительных задач.