Цель: познакомить со строением зубов и их значением в жизни нашего организма; изучить правила ухода за зубами и убедить детей в необходимости соблюдения этих правил; воспитывать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.
Оборудование: учебник “Природоведение” 4 кл З. А. Клепинина, дневники наблюдений, цветные карандаши, таблицы “Органы пищеварения”, “Зубы”, “Как чистить зубы”, “Разрез зуба”, санплакаты по уходу за зубами; макет зубов; стихотворение-памятка для учащихся, инд. карточки для учащихся, карточки-тесты, зеркала у каждого учащегося; предметы гигиены (несколько видов зубной пасты, разные виды флосса, зубные щётки, жевательные резинки).
Ход урока
I. Организация класса
II. Проверка рабочих мест
III. Сообщение синоптиков. Работа в дневниках наблюдений.
Уч-ль: Как всегда, в начале урока — сообщение синоптиков. Сделайте прогноз погоды на сегодняшний день.
Уч-к:
1. Поэтическая минутка.
Не видно снега уж давно,
И веет вновь весенний ветер.
Теперь на улице тепло,
И во дворе играют дети.
В лесу подснежник расцветает,
А скоро расцветёт сирень.
И на опушке снег последний тает,
И выглянет навстречу солнышку олень.
И вот уж первый солнца луч
Нечаянно в комнату зашёл…
Наверно, где-то взял он ключ.
И я спрошу: “Ты как меня нашёл?”.
Аня Максименко ученица 4 класса г. Москвы.
2. Прогноз погоды.
А) Наличие солнца.
Б) Температура воздуха.
В) Сила ветра.
Г) Облачность.
Д) Осадки, их виды.
Е) Что интересного заметил по дороге в школу?
Ж) Долгота дня.
IV. Проверка д/з
Уч-ль: Проверим домашнее задание. Какая тема была задана на дом?
Дети: Органы пищеварения.
Индивидуальный опрос по карточкам.
А) Работа по карточкам на местах (Приложение 1). Указать и назвать органы пищеварения.
Б) Ответить на вопрос: какие органы пищеварения вы знаете?
В) работа у доски по таблице (таблица “Органы пищеварения”). Расскажите по таблице путь пищи, попавшей в рот.
Коллективная работа.
Уч-ль: Какие вы знаете правила питания?
Дети:
1. Питаться нужно разнообразной пищей.
2. Важно кушать 3-4 раза в день, всегда в одно и то же время, а ужинать не менее, чем за полтора-два часа до сна.
3. Перед едой тщательно мыть руки.
4. Бери пищи столько, сколько можешь съесть.
5. Тщательно пережёвывай пищу.
6. При пережёвывании пищи нельзя широко раскрывать рот. Это неприятно для окружающих.
7. Когда едите вилкой, держите её в правой руке. А если пользуетесь вилкой и ножом, держите вилку в левой руке, а нож - в правой.
8. Следите, чтобы остатки пищи не падали на стол или пол.
9. Не разговаривайте и не читайте во время еды.
V. Сообщение темы урока. Постановка цели
Уч-ль: Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света- человека. Послушайте загадку и отгадайте, о чём идёт речь:
У красной прорубки сидят белые голубки. Что это такое?
Дети: зубы.
Уч-ль: Тема нашего урока — “Зубы и уход за ними”
На уроке мы узнаем о строении зубов, об их значении в жизни нашего организма, изучим правила ухода за ними.
Практическая работа
Уч-ль: У вас на партах лежат зеркала. Возьмите зеркало в руки и рассмотрите при помощи зеркала свои зубки. Будьте аккуратны при работе с зеркалом.
Посмотрели зубы, аккуратно положите зеркала на место.
Уч-ль: Все ли зубы имеют одинаковую форму? Я вас просила дома посчитать, сколько у вас зубов.
Дети: От 20 до 28.
Рассказ учителя по теме.
Уч-ль: У человека зубы вырастают 2 раза. Первые — временные, их ещё называют молочные. Вторые — постоянные. Смена зубов — естественный процесс, который происходит у всех людей. Зубы меняются в возрасте от 6 до 12 лет.
Уч-ль: Чем молочные зубы отличаются от постоянных?
Дети: Молочные зубы меньше по размеру и у них нет корней, поэтому они легко выпадают.
Уч-ль: Для чего человеку нужны зубы?
Дети:
1. Пережёвывать пищу.
2. Украшать лицо человека.
3. Для правильного произношения.
Учитель показывает макет зубов.
Уч-ль: Зубы выполняют важную работу- они измельчают пищу. У взрослого человека 32 зуба: 16 зубов на верхней челюсти, 16 — на нижней. Впереди находятся 8 резцов (по 4 зуба на каждой челюсти). Ими вы перегрызаете морковку или откусываете яблоко. За ними 4 крепких клыка. Они помогают откусить что-то твёрдое или вязкое. А позади располагаются коренные зубы. Их задача — перетирать пищу.
Чтение сказки о зубах. Г. “Начальная школа” № 9, 1999 г.(автор Надежда Диас Паскуаль, учитель школы № 985 г. Москвы).
Уч-ль: После чтения сказки вы должны ответить на вопросы: для чего нужен каждый вид зубов и кто разрешил спор между приятелями-зубами?
Знакомство со сказкой.
Ответить на вопросы:
Уч-ль: Кто запомнил, для чего нужен каждый вид зубов? Кто разрешил спор? Кто такой Зуб Мудрости? Из чего состоят наши зубы? Как выглядят зубы изнутри?
Уч-ль: Внимательно послушайте рассказ ученика.
Рассказ ученика (используется таблица “Разрез зуба”).
Зубы — самые твёрдые части нашего организма. Сверху зуб покрыт эмалью: твёрдым, гладким, блестящим веществом.
Под эмалью скрывается дентин - основное вещество, из которого состоит зуб. Ещё глубже располагается пульпа- мягкая ткань, богатая кровеносными сосудами и нервами. Через сосуды в зуб попадают питательные вещества и микроэлементы. Хотя зуб выглядит полированным камешком, но он живой и требует питания. А благодаря нервам зубы достаточно чувствительны. У всех зубов есть корни, уходящие глубоко в кость челюсти. Эти корни закрепляют зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Каждый зуб расположен в зубной ячейке- специальном углублении в челюсти. В эту ячейку уходят корни. Основание зуба со всех сторон окружено десной.
Работа с карточками.
Самостоятельная работа. (Приложение 2)
Внимательно посмотрите на карточку, ответьте на вопросы. А таблица вам поможет заполнить пропуски в предложениях.
Проверка самостоятельной работы.
Уч-ль: Давайте проверим, как вы заполнили таблицу.
1. Белая часть зуба называется коронкой.
2. Остальная часть зуба спрятана в десне.
3. Корень прочно удерживает зуб в челюсти.
4. Эмаль очень твёрдая и защищает зуб.
5. В пульпе находятся кровеносные сосуды и нервы.
6. Закрасьте дентин жёлтым, а пульпу красным цветом.
Рассказ учителя о болезнях зубов (с использованием показа санплакатов).
Уч-ль: Но как ни тверды наши зубы, они могут разрушаться. Сначала на эмали образуются маленькие трещинки. После еды в трещинах остаётся пища. Остатки пищи гниют, зубы разрушаются и начинают болеть. Всё это приводит к серьёзному заболеванию- кариесу. Вреден для зубов и так называемый зубной камень. Это желтовато-коричневая корка, нарастающая на зубах. Зубной камень повреждает не только зубы, но и дёсны.
Беседа
Уч-ль: Что же делать, чтобы зубы не болели?
Дети: Ухаживать.
Уч-ль: Кто может сказать, как ухаживать за зубами?
Ответы детей.
Уч-ль: А теперь я хочу обобщить всё то, что вы сказали.
- Не ковыряйте в зубах металлическими предметами. В аптеках продаются специальные зубочистки.
- Не откусывайте нитки, проволоку зубами.
- Сразу после холодной пищи не берите горячую и наоборот. От этого на зубах могут образоваться трещины.
- Необходимо помнить: больные зубы могут быть причиной заболевания внутренних органов. Например, если плохо пережёвана пища, она может повредить пищевод и желудок. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, а значит, меньше отдыхает и начинает болеть. Отсюда следует вывод: тщательно, не спеша пережёвывайте пищу. Не забывайте мудрую народную поговорку: “Кто долго жуёт, тот долго живёт” (поговорка написана на доске).
- Поменьше ешьте сладостей, а больше фруктов и овощей.
- Ни в коем случае нельзя курить. От табачного дыма зубы становятся неприятного жёлтого цвета.
- Не реже двух раз в год показывайте свои зубы врачу. Больные зубы немедленно лечите у врача-стоматолога. Врачи-стоматологи занимаются лечением зубов.
- Обязательно нужно чистить зубы не менее двух раз в день: утром и вечером после еды не менее трёх минут. Помните пословицу: “Забудь лень — чисти зубы дважды в день” (пословица написана на доске).
- Перед чисткой зубов надо тщательно вымыть руки и щётку.
- Никогда не чистите зубы чужой щёткой. У каждого члена семьи должна быть индивидуальная щётка. Зубные щётки бывают натуральные и синтетические. Лучше зубы чистить синтетическими щётками, их легче обрабатывать. Желательно щётки хранить в соляном растворе (1 ч. ложка на стакан воды) или вымыть с мылом и просушить. Срок годности зубной щётки невелик — примерно 3–4 месяца с начала пользования ею (учитель показывает различные зубные щётки).
Практическая работа.
Уч-ль: Как же правильно чистить зубы?
Главный принцип чистки зубов - вымести налёт, а не загнать его под дёсна.
Вы позавтракали вкусно?
Зубы вам почистить нужно.
В руки щёточку возьмём,
Зубной пасты нанесём.
На доске таблица “Как чистить зубы”.
1 движение: Сверху вниз выметающими движениями снаружи и изнутри.
2 движение: Спиралеобразное движение (или, как говорим, кругообразное).
3 движение: Чистите жевательную поверхность.
Зубы чистим осторожно,
Ведь поранить дёсна можно…
А потом что? А потом
Зубы мы ополоснём.
Нам понадобится кружка…
Улыбнитесь-ка друг дружке,
Поработаем умело!
Наши зубки стали белы.
Здоровые зубы — здоровью любы (пословица на доске).
Уч-ль: Детям рекомендуется чистить зубы детскими зубными пастами (учитель показывает).
Физминутка.
Знакомство со стихотворением-памяткой “Мы чистим зубы”
Уч-ль: Я хочу вам подарить на память стихотворение-памятку (учитель раздаёт каждому ребёнку памятку):
Мы чистим зубы дважды в день.
И делать это нам не лень.
Три минуты щёткой с пастой
Чистим зубы все подряд.
Чистим сверху, чистим снизу,
И снаружи, и внутри.
Вычищаем всех бактерий
И язык почистили.
В промежутках чистим флоссом,
Разрешая все вопросы.
Рот осталось сполоснуть.
Нами выбран верный путь.
Уч-ль: В стихотворении употребляется слово “флоссом”. Флосс- тонкая шёлковая ниточка, при помощи которой можно чистить между зубами (учитель показывает).
Сценка “Здоровые и больные зубы”
Уч-ль: Внимательно послушайте сказку и скажите, почему нужно иметь здоровые зубы и что рекомендовал врач?
Сказка о здоровых и больных зубах.
Автор:
В красном домике уют.
В красном домике живут,
Крепко дружат малыши.
Голыши-крепыши:
Братья Молочные,
Зубики прочные.
Каждый день поутру
К ним приходят ко двору
Щётка длинная, зубная,
С ней коробка жестяная.
А в коробке порошок
Белый, как снежок.
Раскрывается коробка,
И зубная щётка ловко
Чистит малышей,
Чтобы были здоровей.
Моет, моет голышей,
Чтоб глядели веселей.
И белы, и хороши
Голыши- крепыши.
Зубы:
1.
Спасибо тебе, тётка,
Заботливая щётка.
Двадцать братьев- крепышей
За работу, за работу
Принимайтесь поскорей!
2.
Чёрный хлеб, редиску, репку
Пережёвывают крепко.
Огурец, морковь, капусту
Пережёвывают с хрустом.
Автор:
Лучше мясорубки
Мелют мясо зубки.
Пьют кефир и молоко.
И смеются от души,
Веселятся голыши.
А от них невдалеке
Тоже в красном теремке
Поживают голыши,
Но совсем не крепыши.
Не хотят они трудиться,
С тёткой-щёткою водиться.
Голыши немытые, ленивые, сердитые.
Жуют конфеты, шоколад
И мягкий-мягкий мармелад.
Течёт варенье по столу.
Как много разных сладостей.
Но всё же мало радости.
И вот заныл малышок:
Больной зуб:
Тук-тук молоток.
Кто-то меня бьёт,
Мне покоя не даёт.
Автор:
Отвечает голосок:
Зубная боль:
Я — совсем не молоток.
Хочешь знать, кто?
Изволь. Я- твоя зубная боль.
Ты ленился, не трудился,
Ты не чистился, не мылся.
Стал ты жёлтым,
Стал ты слабым
И ко мне попался в лапы.
По такому случаю
Я тебя замучаю.
Автор:
Как заноет больной:
Больной зуб: Ой, ой, ой!
Пропадаю, братцы,
Некуда деваться!
Зубная боль:
Не пищи и не плачь!
Тебя вылечит врач.
Автор:
Добрый врач, не спеша,
Оглядел малыша,
А затем, в один момент
Взял какой-то инструмент,
Пузырёк достал из шкафа
И покапал чудо-капель.
Злая боль скрючилась
И сразу улетучилась.
И сказал добрый врач голышу:
Врач:
Я тебе рецепт напишу:
Не будь замарашкой
И слушайся тётки-
заботливой щётки.
Не имей привычки
Целый день жевать конфеты,
Потому что вредно это.
И почаще, милый друг,
Ты ешь овощи и фрукты.
Заходи ко мне и впредь,
И не будешь ты болеть.
Автор:
В красном домике уют.
В красном домике живут,
И в одном голыши,
И в одном крепыши.
Вот какие малыши,
Голыши-крепыши.
Уч-ль: Почему нужно иметь здоровые зубы? Что рекомендовал врач?
(Врач дарит детям памятки, как сохранить здоровые зубы).
Самостоятельная работа
Уч-ль: Вашему вниманию предлагается тест.
1. От чего разрушаются зубы?
А) от сладостей;
Б) от горячей пищи;
В) от овощей и фруктов.
Г) от откусывания твёрдых предметов.
2. Подчеркнуть выражения, в которых говорится о значении зубов:
А) пережёвывать пищу;
Б) чётко произносить слова;
В) откусывать твёрдые предметы;
Г) украшать лицо человека.
Исполнение частушек.
Уч-ль:
А теперь мы отдохнём и частушечки споём.
Вам мальчишки и девчушки
Приготовили частушки.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: “Нет! Нет! Нет!”.
Дети:
1.
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
2.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
3.
Говорила маме Люба:
“Я не буду чистить зубы”
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, в каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? ….(нет)
4.
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Уч-ль:
Вы, ребята, не устали,
Пока частушки распевали?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что- нет. /
Итог урока.
Уч-ль: Над какой темой сегодня работали? Чему научились?
Реклама.
Уч-ль: В заключении урока - рекламная пауза.
Современные учёные рекомендуют: “Если вы находитесь далеко от дома и после еды не можете почистить зубы, пользуйтесь жевательными резинками “Орбит”, “Дирол”, “Стиморол”. Только эти жевательные резинки разрешены Здравоохранением России, а значит не вредят нашему здоровью. Жевательные резинки очень полезны для зубов, так как они тренируют жевательный аппарат, улучшают кровообращение, массируют слизистую рта и способствуют механической очистке зубов. Но чтобы жевательная резинка принесла пользу, нужно вначале прополоскать рот, а затем уже жевать резинку. Жуйте на здоровье (учитель раздаёт детям жевательные резинки).