В школе я работаю 22 года, и это дает мне право говорить о своей системе воспитания детей.
Нравственные чувства и навыки поведения — это тот стержень, вокруг которого формируются морально-этические взгляды и убеждения.
В планировании воспитательной работы для меня важен возраст ребенка, особенности его психического и эмоционального развития. Результат воспитания оцениваю по выработанным привычкам и навыкам, а также по поступкам и поведению человека. Эффективность работы воспитателя подкрепляется анализом поступков, различного рода нарушений поведения и методами их своевременной педагогической коррекции.
В результате семейного и общественного воспитания формируются представление и оценка собственного “Я” и в связи с этим раскрываются возможность понимания значимости собственных поступков для окружающих и выработка линий поведения, усвоение идеалов и общепринятых ценностей, приобретение внутренней стойкости и убежденности, а в конечном итоге вырисовывается моральный облик гражданина и человека.
Когда ребенок маленький, когда он жадно впитывает весь окружающий мир. Вот в этот период закладывается самый прочный фундамент будущей личности. Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком, творческой личностью во многом зависит от первого учителя, от его каждодневного труда, такта и душевной щедрости.
Огромное значение в воспитательной работе в начальной школе имеет целенаправленная работа классного руководителя по сохранению и развитию положительных эмоций ребенка. Ни для кого не секрет, что положительные эмоции, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес пробуждает ребенка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если при этом ребенок испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в детском коллективе.
Перед классным руководителем стоит одна из важнейших задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника.
Учитель выполняет три взаимосвязанные функции:
- забота о развитии каждого ребенка;
- помощь в решении возникающих проблем;
- организация разнообразной деятельности в классе.
При составлении плана воспитательной работы на первое место ставлю принцип гуманно-личностного подхода к детям с учетом возрастных особенностей, организовать жизнь детского коллектива так, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности, проявляли познавательную активность.
В воспитательном плане праздников, утренников, экскурсий, спортивных праздников немного, а вот классные часы – это время общения с детьми, когда решаются многие вопросы воспитания. Педагог, работающий с младшими школьниками, должен понимать, что малышам необходимо сотрудничество с педагогом, которое выражается вербально и невербально. Это помогает младшим школьникам преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.
Одной из главных форм внеклассной работы является классный час, форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений с окружающим миром. Тема классного часа, его содержание определяются классным руководителем совместно с учащимися (даже в начальной школе).
Во время таких встреч я учу своих ребят умению говорить логично и четко, умению слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению, совместно вырабатываем коллективные решения, голосуем за их принятие. Дети учатся подчиняться воле большинства, умению доказывать свое мнение и бороться за него, если оно убедительно.
Классный час не должен превращаться в нотацию учащимся. Он должен быть интересным и необычным. Очень хорошо, если классный руководитель в начальной школе при подготовке классного часа использует некоторую ритуальность (определенная музыка, определенные фразы по началу классного часа и его окончанию и т.д.).
В основном мы ведем беседы на морально-этические темы, о культуре поведения, об охране жизнедеятельности,проводим встречи с интересными людьми и др. мероприятия. Например:
“Права и обязанности школьника”;
“О невежах и вежливости”;
“О лени и лентяях”;
“Как вести себя и как работать в библиотеке”;
“Друг в моей жизни”;
“Что значит быть счастливым”;
“Как не стать жертвой преступления”;
“Беседа о доброжелательности и равнодушии”.
(Приложение 1).
В этом году у меня снова – первоклассники! Хочется научить каждого из них быть самостоятельным, ответственным, имеющим свое мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всем, чем живет он сам, его товарищ и класс в целом.
Считаю,что нет нужды с первого же дня занятий формировать различные комиссии, выделять многочисленных ответственных лиц, но тем не менее, младшие школьники очень любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя.
Начинаю обращать внимание детей на необходимость взаимопомощи и приучаю их заботиться о соседе по парте, выручить, если он забыл что-либо принести.
В классе проводятся беседы о том, кто и как провел каникулы, кто с кем дружит, чем любят вместе заниматься. Дети лучше знакомятся друг с другом, расширяются их товарищеские связи.
Постепенно, указывая на необходимость поддержания порядка, назначаются дежурные по классу, столовой. Далее для выполнения различных обязанностей из состава учащихся могут быть выделены:
- “санитары” (самые аккуратные);
- “библиотекари” (самые читающие, любознательные);
- “хозяйственники” (самые ответственные, трудолюбивые);
- “цветоводы” (любители ухаживать за цветами);
- “ответственные за учебу”,
а затем общим голосованием выбираем командира класса (первого помощника учителя).
На классном часе ответственные за тот или иной сектор отчитываются о проделанной работе по своим записям. Например, “библиотекари” ежедневно проверяют читательские дневники и раз в неделю перед классным часом в школьной библиотеке — формуляры учащихся своего класса; “ответственные за учебу” проверяют наличие учебных принадлежностей, ведение ученических дневников, тетрадей и т.д. Ребята добросовестно относятся к своим поручениям, учатся понимать значимость своего труда, оценивают труд своих товарищей.
Мне везет на хороших учеников. Одни более способны, другие менее, но, в целом, это нормальные, энергичные ребята.
Мне везет и на отзывчивых родителей. Именно они помогают мне хорошо изучить маленьких ребятишек, которые перешагнули порог школы, помогают выявить у моих малышей слабые и сильные стороны. Ценная нравственная черта характера многих родителей моих воспитанников, которая передается детям, — это душевная доброта.
Много интересных дел на счету родителей: это помощь в организации экскурсий в городской парк (ЦПКиО), ботанический сад, на предприятия, где работают сами родители (почтамт, типография и т.д.), посещения краеведческого музея, центральной районной библиотеки, живого уголка в Центре дополнительного образования детей, различных выставок, проводимых в городской школе искусств. При подготовке и проведении праздников, утренников родители принимают активное участие. Каждый совместный праздник детей и родителей — это новый заряд творческой деятельности.
А родительские собрания?!На мой взгляд, очень уместно,заранее знакомить с тематикой следующей встречи, которая определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса. Родители сами выбирают ту или иную тему и с огромным энтузиазмом ищут материал, выступают, обсуждают различные вопросы. Равнодушных не бывает.
Хочу предложить несколько интересных тем, проведенных мною родительских собраний:
“Ваш малыш — школьник. Режим дня первоклассника.”
“Трудности адаптации первоклассников к школе.”
“Книга и ее роль в жизни семьи. Как развить желание читать?”
“Наказание и поощрение в семье.”
“Семейные праздники и их значение для ребенка.”
Я благодарна родителям своих воспитанников! Коллектив единомышленников, учитель и родители — непременное условие успеха в воспитании и обучении подрастающего поколения.