Цели занятия: Систематизация и углубление знаний учащихся по данной теме, развивать умение самостоятельно применять полученные знания, вырабатывать навыки решения уравнений с переменной под знаком модуля.
План занятия.
1.Организация класса.
2.Этап повторения.
Решите уравнение, используя определение модуля:
,
,
.
Найдите множество решений уравнения:
1) ![]()
Решение: уравнение
равносильно совокупности уравнений
или
Решением
полученных уравнений являются числа 2 и ![]()
Ответ:
; 2.
2) ![]()
Решение: ![]()
![]()
Ответ:
.
3) ![]()
Решение: уравнение не имеет решения, т.к. ![]()
Ответ: решения нет.
(Эти задания учащиеся выполняют устно, комментируя свои решения.)
Рассмотрим более сложный случай, когда
уравнение имеет вид ![]()
Из определения модуля следует, что корни
уравнения должны удовлетворять условию ![]()
При соблюдении этого условия искомые корни
уравнения должны также удовлетворять
совокупности
или
.
Значит, уравнение
равносильно совокупности двух систем:
или ![]()
Рассмотрим ряд уравнений:
1) Решим уравнение
.
Это уравнение равносильно совокупности двух систем:
(1) или
(2).
Решим систему (1).

Из условия,
т.е.
,
удовлетворяет только число 4. Значит система (1)
имеет единственное решение:
.
Решим систему (2).

Из этих корней условию
удовлетворяет только число
.
Решением системы (2) является
.
Множеством корней исходного уравнения служит
объединение множеств решений систем , т.е.
множество, состоящее из чисел 4 и
.
Ответ: 4;
.
Решите уравнение:
а) ![]()
б) ![]()
в) ![]()
У доски поочередно работают учащиеся.
Решение.
а)
. Уравнение
равносильно совокупности двух систем:
или 
Уравнение

Корень
удовлетворяет условию
.
Уравнение
решения не
имеет.
Следовательно, система (2) не имеет решения.
Решением исходного уравнения является
.
Ответ: 1.
б) 
Решим систему (1).

Решая уравнение
, найдем, что его корнями являются числа
и
.
Учитывая условие
, система не имеет решения.
Решим систему (2).

Решая квадратное уравнение
, найдем, что его корнями являются
числа
и
. Учитывая,
условие
определяем, что система (2) решения не имеет.
Следовательно, исходное уравнение не имеет
решения.
в)
.
Исходное уравнение равносильно совокупности систем:
(1) или
(2).
Решим систему (1).

Квадратное уравнение:
![]()
т.к.
, то
.
Решим неравенство второй степени методом интервалов:
![]()
Рассмотрим функцию
, нули функции:
.
Определим знаки функции на промежутках. Нули функции разбивают координатную прямую на три промежутка:
1)
,
,
2)
,
,
3)
,
.
Решением неравенства является
.
Решением системы (1) является число 2.
Решим систему (2).
Квадратное уравнение:

Учитывая условие, что
выясняем, что систем (2) не имеет решения.
Решением исходного уравнения является число 2.
Ответ: 2.
Один из распространенных приемов, которым часто пользуются при решении уравнений с переменной под знаком модуля, состоит в том, что освобождаются от знака модуля, выделяя промежутки, в которых выражение, записное под знаком модуля, сохраняет знак.
Пример
.
Освобождаясь от знака модуля , получаем, что данное уравнение равносильно совокупности двух систем:
(1) или
(2).
Решим систему (1).
![]()

Решением системы является число 2.
Рассмотрим систему (2).
,
решением системы (2) является число
. Следовательно,
множеством решений исходного уравнения являются
числа 2,
.
Пример 2.
Найдите корни уравнения
, принадлежащие промежутку (-4;4).
Решение:
.
Корни двучлена
разбивают числовую прямую на три промежутка:
,
, ![]()
Освобождаясь от знаков модуля на каждом из этих промежутков, получим, что данное уравнение равносильно совокупности трех систем:
или
, или
.
Решим каждую из этих систем.
Решением системы (1) является число
.
Решение биквадратного уравнения системы (2) не
удовлетворяет условию
, следовательно, система (2) не имеет
решения.
Решением системы (3) является число
.
Промежутку (-4;4) принадлежат числа
;
.
Ответ:
.
И в заключение рассмотрим задание. При каких
значениях
уравнение
имеет 2 корня?
Решим уравнение графическим способом. Построим
график функции
,
![]()
Рисунок 1.
1)
, решений
нет
2)
, 2 корня
3)
, 4 корня
4)
, 3 корня
5)
, 2корня
Ответ: уравнение
имеет 2 корня, при
и
. Для домашнего задания предлагаются
следующие уравнения:
1)
, 2)
, 3)
,
4)
, 5)
, 6)
.
Постройте график функции
, и при каких значениях параметра
уравнение
имеет три корня?