Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который ещё присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей (М.Н. Силаева, И.Т. Мышъякова).
Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте.
Какое же обучение способно заглянуть в будущее?
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что весьма перспективным на современном этапе становится использование проблемного обучения:
“Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс” (Л.С. Рубинштейн).
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. И поэтому наша задача – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и “как”.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Процитируем Л.С. Выготского, который подчёркивал, что “через игровую деятельность и движется ребёнок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие”. Игра – это “самоценная форма активности” ребёнка дошкольного возраста (В.А. Петровский). Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, а оно признано важнейшим возрастным новообразованием (О.М. Дьяченко), тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, ограничивает эмоциональный мир (Т.И. Бабаева, М.И. Лисина, В.И. Логинова, Н.Н. Поддъяков). Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности является особенно важным.
Игра ребёнка часто выполняет функцию исследования, в процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга. Не случайно известный французский психолог А. Валлон сравнивал игру с “ликующим или вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях”. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию; содержание и развитие игрового сюжета – это тоже интереснейший предмет исследования.
Таким образом, сюжетно–ролевые игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения правил и отношений, существующих в мире, ребёнок получает реальную возможность исследовать отношения между людьми.
В последние годы многие исследователи с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова и др.) Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей, их раннего вовлечения в систему дополнительного образования.
Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка – дошкольника, и это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики.
Мы работаем по программе “Детство”, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, экспериментировании, изобразительной, художественно–театральной деятельности, труде.
Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, при условии освоения ребёнком позиции субъекта, происходит вызревание таких новообразований, как: произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.
Учитывая актуальность проблемы и важность её для психического развития детей, поставили перед собой цель: способствовать развитию познавательной и исследовательской активности старших дошкольников в сюжетно–ролевых играх.
Нами был выбран следующий путь осуществления задач:
- Изучить новинки психолого-педагогической и методической литературы по проблеме.
- Обогатить предметно-развивающую среду группы посредством создания центров детской активности.
- Определить перспективы работы: составить перспективный план работы с детьми в данных центрах.
В работе с детьми поставили следующие задачи:
- Развивать познавательную активность, любознательность.
- Развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками, умения работать в подгруппе.
- Развивать самостоятельность, как одно из условий подготовки детей к школе.
- Способствовать проявлению стремления к самоутверждению, признанию своих достижений со стороны окружающих.
- Развивать связную речь, речь–доказательство, речь–рассуждение.
- Развивать творческие способности, воображение.
Следовательно, работая в данном направлении, мы можем реализовать поставленные перед собой цели и задачи для полноценного развития детей и подготовке их к школе.
Одним из основных этапов нашей работы стало обогащение предметно–развивающей среды в группе. Длительные наблюдения за сюжетно–ролевыми играми старших дошкольников показали, что дети в основном играют в игры, отображающие реальную жизнь: “Дом”, “Магазин”, “Детский сад”. Иначе и быть не может: игра основывается на жизненном опыте детей. Вследствие жизненных обстоятельств и возрастных особенностей, дети не знают, какие действия присущи, например, таким профессиям, как: актёр, режиссёр, инженер–изобретатель, учёный, журналист, художник–декоратор и т.д. Чтобы донести до сознания ребёнка сущность этих профессий, не менее интересных, чем традиционные “врач”, “учитель”, “продавец” создали в группе центры детской активности с учётом условий современной жизни. (Рисунок 1, 2, 3).
- Редакция газеты “Озорник”
- Телестудия
- Библиотека
- Клуб путешественников
- Диспетчерский пункт
- Станция “Скорой помощи”
- Шляпный салон
- Театр музыки и эстрады
- Конструкторское бюро
Рассмотрим содержание работы с детьми в центре “Редакция газеты” (см. нижеследующую таблицу).
Перспективный план работы с детьми в центре “Редакция газеты”
Этапы работы | Методы и приёмы | Задачи |
Развивающая среда |
1. Обогащение центра детьми (детские газеты, журналы, открытки, фотографии, иллюстрации и т.д.) |
|
|
|
2. Рассматривание местных периодических изданий: городских газет “Миасский рабочий”, “Глагол”; детских газет, журналов. |
|
|
|
3. Знакомство с профессиями: редактор, репортёр, корреспондент, художник– оформитель, фотокорреспондент |
Цель: упражнять детей в умении задавать вопросы. Цель: закрепить знания детей об орудиях труда редактора, фотокорреспондента. Определить их роль в изготовлении газеты. |
|
|
4. Совместное изготовление газеты
воспитателя с детьми по теме: “Осень”; – изготовление газеты “Рассуждалки” (темы: “Почему идёт дождь?”, Почему снег скрипит?”). |
|
|
|
5. Привлечение родителей к изготовлению
газет с детьми с учётом интересов детей: – “Такие разные цветы” – “Зимующие птицы” – “Всё о кошках” – “Моя любимая собака” – “Челябинский зоопарк” – Рыбы – “Что я знаю о попугае” |
|
|
|
6. Самостоятельное составление газет, афиш, открыток детьми. |
|
|
Рассмотрим, как проходил процесс совместного изготовления газеты воспитателя с детьми (на примере газеты “Осень”). Работа проходила с использованием методики проведения учебного исследования со старшими дошкольниками. Данная методика разработана американским педагогом
С. Кейплан, построена на игровой основе и предполагает использование специальной “папки исследователя” (рисунок 7).
Работа включала в себя следующие этапы:
1. Выбор темы
- Дети самостоятельно выбирают тему газеты, выбирая соответствующую карточку в “папке исследователя”.
2. Постановка задачи
- Распределение ролей: воспитатель принимает на себя роль гл. редактора газеты, дети – журналисты, фотокорреспонденты, художники.
- “Гл. редактор” (воспитатель) обсуждает со своими “сотрудниками” тему выпуска, и даёт им задания.
- “Журналисты” должны составить описательный рассказ об осени (признаки осени, жизнь птиц, животных в осенний период).
- “Художники” должны подобрать необходимые для зарисовки материалы (лист ватмана, карандаши, краски, фломастеры, трафареты).
- “Фотокорреспонденты” должны сделать “фотографии” (выбрать иллюстрации, картинки с изображением птиц: перелётных, зимующих).
3. Выбор способов сбора информации
- Дети предлагают разные варианты сбора информации, выбирая соответствующие модели из “папки исследователя” (“подумать самому”, “спросить у взрослого человека”, “обратиться к книге”, “обратиться к компьютеру”, “понаблюдать”, “провести эксперимент”).
4. Сбор материала детьми и его фиксация с
помощью пиктограмм
“Журналисты” наблюдают за погодой в
течении дня: утром, вечером, сравнивают, делают
вывод.
– обращаются к календарю погоды в группе;
– обращаются к познавательной литературе, тематическим альбомам;
- “Фотокорреспонденты” вспоминают за какими птицами наблюдали во время прогулки и выбирают картинки (“фотографии”) с изображением нужных птиц.
5. Обобщение материала
- Все “члены редакции” рассматривают, обобщают, обсуждают собранную информацию (“журналисты” делают репортаж). Выявляем, что нового, интересного узнали, выделяем главное, продумываем, что можем поместить в газету.
6. Изготовление газеты по теме исследования
- “Художники” делают зарисовки по теме, соответствующие надписи;
- “Фотокорреспонденты” размещают и наклеивают иллюстрации.
7. Презентация (защита) газеты
- Выступление детей с сообщением по теме газеты в центре “Телестудия”.
В процессе работы мы руководствовались некоторыми правилами, соблюдение которых позволило успешно решать задачи исследовательского обучения:
- Самое главное – подходили к проведению этой работы творчески.
- Учили детей действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций.
- Старались не сдерживать инициативы детей.
- Не делали за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Не спешили с вынесением оценочных суждений.
- Помогали детям формировать навыки самостоятельного решения проблемы.
При выборе темы исследования учитывали, что:
- Тема должна быть интересна детям, должна увлекать их. Более успешен будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно приносить реальную пользу детям;
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности (оригинальность заключается в способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления), например, рассмотреть осеннее явление – дождь с помощью игры “Хорошо–плохо”.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро (т.к. способность концентрировать собственное внимание на одном объекте невысока даже у старших дошкольников).
- Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Таким образом, работая в данном направлении, нам удалось реализовать поставленные образовательные и коммуникативные задачи, не отвлекая детей от их основной деятельности–игры. Дети стали проявлять познавательный интерес, любознательность, всё охотней обращаясь за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе (большинство из них умеют читать). Радует нас, что данная деятельность помогла многим детям почувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников, самоутвердиться. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности, включая умение её планировать. Овладели такими формами речи, как речь–доказательство, речь–рассуждение. Пытаются самостоятельно использовать эти речевые формы на занятиях и в повседневной жизни.
Мы ещё раз убедились, насколько велик познавательный интерес детей к такой деятельности, осознали важность данной работы в социальном развитии детей.
Считаем, что подобная деятельность способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
В нашем дошкольном учреждении газеты выпускают не только дети, но и взрослые, считая это одной из эффективных форм работы по педагогическому просвещению родителей. Газета носит название “Маленькая страна детства” (рисунок 8, 9, 10). В её издании участвуют воспитатели, узкие специалисты, медицинские работники, дети, родители. Материалы каждого номера объединены общей темой (“Ко дню рождения города”, “Как живёшь, игра”). На страницах газеты знакомим родителей с теми проблемами, которые на наш взгляд, представляют наибольший практический интерес, специалисты дают рекомендации. Считаем, что данная форма работы способствует развитию более тесного сотрудничества детского сада и семьи в общем деле воспитания.
- Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сб. статей, С-П., 2000.
- Игра дошкольника под ред. Т.И. Бабаевой, С-Пб., 2002.
- Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. С-П., 2002.
- Охорзина Т. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей. // Дошкольное воспитание № 10, 1995
- Программа развития и воспитания детей в детском саду “Детство”. С-П., 2000.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.
Используемая литература: