Физическая география – наука, где большое значение уделяется взаимосвязям природных компонентов. Одним из важнейших компонентов в природном комплексе является климат. Во всех курсах физической географии изучение тем о климате вызывает значительные трудности у учащихся. Слабые знания о климате обуславливают и недостаточно глубокое понимание особенностей других компонентов природы, а также связей в природном комплексе в целом.
Наиболее эффективно усваивать изучаемый материал позволяет краеведческий принцип. Познавательная активность учащихся повышается при столкновении между жизненно наблюдаемыми явлениями и их научным обоснованием.
Изучение климата в курсе физической географии учащимся помогают наблюдения за погодой, которые они ведут в календарях погоды в 5, 6 и 8 классах.
ПРЕПОДАВАНИЕ В 5-м КЛАССЕ
Учебную деятельность учащихся я организую с первых уроков. Обычно второй урок я посвящаю заполнению и ведению календаря погоды. Мы вместе оформляем условные знаки и первые данные о погоде (температура утром и днем, направление ветра, облачность, виды осадков и другие явления).
На каждом последующем уроке первые пять минут уделяются проверке погоды по календарям. Ребята сообщают погодные данные и все дополнения и замечания обсуждаются. Чтобы интересней было их вести, я прошу ребят посмотреть народные приметы и пословицы о погоде, месяцах, отдельных примечательных днях и попытаться применить их к нашей местности, понаблюдать, проверить их:
Сентябрь-златоуст, хмурень.
Мелок дождь в октябре, да долго тянется.
Ноябрь капризен, то плачет, то смеется.
В январе солнце светит, да не греет.
Февраль- зиму выдувает.
Март коварен: и плачет, и смеется.
Апрель- месяц говорливой воды.
Май обманет, в лес уйдет.
Учащимся нравится такая работа, и они продолжают свои наблюдения с большим интересом.
Сентябрь
Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своем
Золотистой листвою одетый.
Декабрь
Лазурью светлою горят небес вершины,
Блестящей скатертью подернулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля.
Такое художественное описание способствует чувственному восприятию.
Ежемесячно календари погоды собираются на проверку, в них оценивается не только правильное заполнение, но самостоятельная работа ученика. Более активная работа с календарями погоды начинается при изучении темы “ Воздух”.
Во время знакомства с темой “ Нагревание воздуха”, я прошу ребят проанализировать на уроке, как изменяется температура воздуха в течение дня. В календарях они наблюдают температуру утреннюю и дневную. Поэтому на основании собственных наблюдений, они делают вывод об изменении температуры воздуха в течение дня. (Дневная температура воздуха чаще всего бывает выше утренней и вечерней).
При изучении темы “ Ветер” даю ребятам задание, проанализировать по календарям погоды, какие направления ветров чаще всего повторяются в нашей местности. Учащиеся по вариантам на уроке определяют направления ветров по месяцам. В ходе обсуждения они сами выявляют преобладающие ветры.
Пример задания: Определите, какие ветры чаще повторяются?
1 вариант – в сентябре.
2 вариант – в октябре.
3 вариант – в ноябре.
Ответ:
1 вариант – в сентябре чаще повторяются северо-западные ветры.
2 вариант – в октябре – юго-западный ветер.
3 вариант – в ноябре – юго-западный и южный ветры.
Если наблюдаемый период охватывает большее количество месяцев, то можно увеличить количество вариантов.
Во время разбора климата своей местности школьникам поручается заполнить таблицу, где они выявляют зависимость между направлением ветра, облачностью и осадками (Таблица 1).
Таблица 1
Направление ветра | Число | Облачность | Виды осадков |
---|---|---|---|
Cеверо- западный Юго-западный Северный Юго-восточный |
8.9, 12.9, 21.9, 26.9 11.9, 14.9, 15.9 17.9, 19.9, 28.9. 6.9, 10.9, 25.9 |
Облачно,переменная Облачно Переменная переменная |
Дождь Дождь Иней нет |
Для выявления зависимости достаточно проанализировать каждое направление ветра за три дня. В результате вывод делаем вместе, что разные ветры приносят разную погоду, при совмещении этой работы с предыдущей можно сделать вывод о преобладающих погодах.
В конце учебного года подводится итог самостоятельной работы учащихся. Определяется оправдываемость наблюдаемых примет не только кратковременных, но и долгосрочных, выделяются наиболее близкие для нашей местности.
Приведу примеры некоторых из них:
Сентябрь совмещает лето и осень.
Первый снег выпадает – 40 дней до зимы.
Весна да осень на дню погод восемь.
Февраль силен метелью, а март капелью.
Западный ветер – плаксун, плачет, дождь приносит.
ПРЕПОДАВАНИЕ В 6-м КЛАССЕ
В 6 классе учащиеся продолжают вести календари погоды. Но количество наблюдаемых элементов уже значительно больше. При его составлении опираюсь в основном на данные таблицы, которая находится в приложение учебника под авторством Герасимовой Т.П., Грюнберг Г.Ю. и Неклюковой Н.П.
В начальном курсе физической географии климат изучается в разделе “ Атмосфера”.
Первый урок “Атмосфера, ее строение” является вводным, ознакомительным.
Следующий урок “ Атмосферное давление” - тема сложная, идет с опережением, так как учащиеся еще не знакомы с физическими явлениями. Значительная часть урока посвящается объяснению нового материала. На нем школьники начинают вплотную работать с календарем погоды. В ходе урока мы высчитываем нормальное атмосферное давление для нашей местности. Если на уровне моря оно составляет 760 мм рт.ст. при температуре 0 С, то на высоте 150 м (отметка высоты нашего города) оно будет равняться 746 мм рт.ст. (760 – 150 : 10,5). А затем эти данные мы сравниваем с давлением в календарях погоды, а так как изучение темы приходится на февраль – март, то в этот период температура воздуха часто бывает около 0 С, поэтому результаты близки к реальным.
При изучение темы “Температура воздуха” знакомство с суточным ходом температуры и среднесуточной температурой воздуха начинается с календарей погоды. Суточный ход им знаком с 5-го класса, опираясь на ранее приобретенные знания, среднесуточную температуру воздуха они высчитывают по своим данным, в дневниках наблюдений выделятся отдельная строка, на которой в дальнейшем ребята записывают среднесуточную температуру воздуха. На уроке просчитываются и среднемесячные температуры, наблюдаемых месяцев и сопоставляются с многолетними среднемесячными температурами, а также месячная амплитуда температур. Сразу становятся видны отклонения в погоде за наблюдаемый период.
На следующем уроке при разборе темы “ Ветер ” построение графиков “ Розы ветров” отрабатываются по данным календарей. Обращаем внимание, что в нашей местности чаще повторяются ветры северо-западного и юго– западного направлений.
С видами облаков знакомлю учащихся, при составлении календарей погоды. Когда разбираем тему “ Водяной пар и облака ” мы анализируем, какие облака чаще повторяются по сезонам года (слоистые облака – осенью и зимой, кучевые – весной и летом), выявляем причины частой повторяемости одинаковых видов облаков в разные сезоны.
На следующей теме “ Атмосферные осадки ” по дневнику погоды учащиеся подсчитывают, сколько дней и какие виды осадков были в течение месяца, ветры каких направлений наблюдались в эти дни. По этим результатам хорошо виден западный перенос, и ребята, опираясь на знания также и 5-го класса, делают вывод о приходящих осадках с ветрами западного направления.
На уроке, изучая тему “ Погода” даю задание описать погоду за день. В заключение изучения темы ребятам поручается обработать наблюдения за месяц: подсчитать среднемесячную температуру воздуха, месячную амплитуду колебаний температуры, построить график “роза ветров”, столбиковую диаграмму “ Типы погод за месяц ” и составить описание погоды за месяц. (Например. В феврале средняя месячная температура составила - 8 С, самая высокая температура была отмечена 26 февраля + 2 С, а самая низкая 6 февраля – 18 С, амплитуда температур составила 20 , преобладающий ветер был юго–западного направления, чаще повторялась переменная облачность, осадки были в виде снега, иногда сопровождались метелями, в конце месяца была оттепель, начал таять снег, слышна капель, чаще наблюдалась умеренно - морозная погода. В целом месяц оказался теплее на 5 С по сравнению с многолетней среднемесячной температурой.)
В дальнейшем учащиеся составляют характеристику климата своей местности при изучении темы “ Климат”. Многолетние цифровые сведения об особенностях климата даю сама. Ребята составляют описание климата и сравнивают с погодой за наблюдаемый период.
Когда начинаем разбирать причины, от которых зависит климат нашей местности, все наблюдаемые факты объясняем (из-за того, что находимся в умеренном поясе освещенности – четко выражены все 4 сезона года, равнинный рельеф влияет на частую смену погоды, большое влияние оказывают воздушные массы с Атлантического океана).
Таким образом, в ходе изучения темы климат учащиеся получают не только теоретические знания, но и отрабатывают практические навыки.
ПРЕПОДАВАНИЕ В 8-м КЛАССЕ
В этом курсе обобщаются и завершаются занятия по теме “ Климат ”, в основе которого использую краеведческий материал.
В сентябре учащимся предлагается вести наблюдения погоды. По прошествии каждого месяца проводится анализ полученных данных: подсчитывается среднемесячная температура воздуха, строятся графики месячного хода температуры и давления, “роза ветров” и диаграмма “типов погод” (Приложение 1, приложение 2).
В 8-м классе ученики обладают значительной базой знаний, поэтому в этом курсе наиболее ярко проявляется самостоятельная работа.
На общую характеристику климата выделяется 5 уроков. На первом уроке изучаются климатообразующие факторы и их влияние на климат России. Идет знакомство с понятием “ Солнечная радиация” и ее видами. На уроке после определения прямой и рассеянной радиации, обращаю внимание учащихся на преобладающий вид солнечной радиации в данный момент. Используя жизненный опыт ребят, спрашиваю: “ В какое время года в нашей местности преобладает прямая радиация и почему?”. В ходе собственных наблюдений, они делают вывод: “ Количество прямой солнечной радиации в нашем крае больше весной и летом, так как в это время облачность бывает меньше, чем в другие времена года”.
На втором уроке изучаются новые для учащихся понятия: “фронт”, “циклон”, “антициклон”. После устного закрепления новой темы, ребята должны самостоятельно определить по календарям погоды дни прохождения циклонов и антициклонов.
Тема “Типы климатов России” большей частью знакома учащимся из уроков 6 и, особенно, 7 классов. Поэтому после повторения провожу самостоятельную работу, в ходе которой каждому даю один из городов России, их задача, пользуясь данными среднемесячной температуры января и июля, среднегодового количества осадков и режимом их выпадения, построить примерную климатическую диаграмму и составить полное описание климата данной территории.
В завершении изучения темы “ Климат России”, учащиеся составляют полный анализ погоды за осень.
Таким образом, в ходе выполнения разных работ, учащиеся закрепляют свои знания, отрабатывают умения и довольно хорошо ориентируются в этой теме.
Климат своей местности изучаем в составе темы “ Природа Удмуртии”, на него выделяю отдельный урок и провожу самостоятельную исследовательскую работу. Учащихся обеспечиваю календарями погоды за прошлые годы, они должны проанализировать погоду за последние 3 года и выявить отклонения от нормы.
В классах, в которых учащиеся заинтересовались народными приметами, провожу другой вариант работы. Они должны провести анализ за несколько лет, проверяя оправдываемость примет для нашей местности.
Такие работы позволяют развивать у учащихся стремление активно воспринимать окружающую действительность и способность самостоятельного познания.