Урок русского языка в 4-м классе (1–4) по учебнику Т.Г. Рамзаевой на тему: "Местоимение как часть речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с ролью местоимений в речи;
  • формировать умения правильно употреблять в речи местоимения;
  • познакомить с изменением местоимений 3-го лица по родам и числам;
  • формировать умения заменять имя существительное местоимением соответствующего ему рода;
  • формирование умений правописания местоимений с предлогами.

I. Организационный момент.

Девиз урока:

внимательно Думай
Слушай
Высказывай
Обобщай
окружающих
свое мнение
знания свои и друзей

 

 

II. Изучение нового материала.

III. Работа в группах.

Возьмите карточки, прочитайте и выполните задания.

Карточка № 1

1. Прочитай рассказ.

Мама! Ласковая и добрая. С мамой всегда легко и спокойно. Спасибо маме за тепло и заботу. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Пусть маме будет хорошо. Мама заслужила это.

2. Понравился ли тебе рассказ?

3. Если нет, измени, чтобы получилось лучше (где нужно, зачеркни слово, напиши другое).

4. Прочитай еще раз.

5. Если все в порядке, тогда выпиши слова, которые ты подобрал.

Проверка выполненного задания.

– Прочитай, как было вначале.

– Прочитай, что получилось у тебя.

– Что изменилось?

Слово “мама” замени на другие слова.

– Назови их.

Дети называют местоимения с предлогами, а учитель выставляет на наборное полотно эти местоимения написанные слитно с предлогами.

– Вместо какой части речи мы использовали эти слова?

Вместо имени существительного.

Вывод 1:

– Они так и называются – местоимения – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

– Обратите внимание, как написаны местоимения. Все ли в порядке?

Ребята замечают ошибки и доказывают, что предлоги пишутся раздельно с местоимениями, вставляя вопросы между предлогами и местоимениями.

– Где раньше мы встречали эти вопросы?

Это вопросы падежей.

– Если к местоимениям вы задаете вопросы падежей, тогда что мы можем сказать о местоимениях?

Вывод 2:

Местоимения склоняются.

– Запиши местоимения в тетрадь, расставив их по падежам.

– Какая еще часть речи изменяется по падежам? (Существительное)

– Из карточки № 1 выпиши в тетрадь понравившееся тебе предложение и обозначь части речи. Подчеркни главные члены предложения.

На доске напечатан текст про папу.

– Прочитай.

– Понравился? (Обсуждение в группах).

– Что заменили? (Существительное “папа” на местоимения).

– Прочитай, что получилось. Назови местоимения. (Он, с ним, о нем, его, ему).

– Задаем вопросы к местоимениям.

Вывод 3:

Дети сами уже делают вывод о том, что и эти местоимения склоняются.

– Запиши эти местоимения в тетрадь по падежам.

– Выпиши в тетрадь понравившееся тебе предложение о папе и обозначь части речи. Подчеркни главные члены предложения.

– Ребята, в первом рассказе слово “мама” заменили на местоимение “она”, а во втором рассказе слово “папа” заменили на местоимение “он”.

– Что можно сказать об этих местоимениях?

Вывод 4:

Изменяются по родам.

– А как же средний род? (Дети сами догадываются “оно”).

– Какая еще часть речи изменяется по родам? (Прилагательное).

– Просклоняем в тетрадях местоимение “оно”. Составьте предложение и подчеркните главные члены.

Карточка №2

1. Прочитай рассказ.

Коля и Петя вместе делали уроки. Коля и Петя решали трудную задачу. К Коле и Пете подошла мама. Мама у Коли и Пети нашла ошибку. Трудная задача решена.

2. Существительные Коля и Петя замени местоимениями.

3. Определи падеж местоимений.

Проверка.

– Прочитай рассказ.

– Что изменилось? (Заменили существительное местоимением ).

– Назови местоимения. (Выставляем на полотно).

– Задайте вопросы. Склоняем в тетради.

– Записать в тетрадь составленные предложения. Каким членом предложения является местоимение?

– Посмотрите внимательно на местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

– На какие группы можно разделить местоимения, найди лишнее.

Вывод 5:

Местоимения изменяются по числам.

– Составь предложение с местоимением в единственном числе, во множественном числе.

IV. Закрепление изученного.

– Возьмите карточку № 3.

– Прочитайте.

Карточка № 3

Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

– Посчитайте местоимения.

Проверка.

– Сколько? (17).

V. Итог урока.

– Как нас назвать? (Дети, школьники, учителя).

– Замени местоимением. (МЫ)

– Как каждый про себя скажет? (Я)

– А ко мне как обращаетесь? (ВЫ)

– Друг к другу? (ТЫ)

– Это все местоимения.

– Что вы узнали о местоимении сегодня на уроке? (Изменяются по числам, родам, падежам).

– О местоимениях Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, вы узнаете на следующем уроке. Большое спасибо за активную работу. Оценки за урок … Урок окончен.

В оставшееся время “Четвертый лишний”.

Найди лишнее слово в строчке.

Нос
Я
Нас
Мной
Вас
Но
Мы
Мнем
Тебя
Он
низ
он
нами
меня
воз
оно
он
мну
тебе
его
наст
на
нём
мни
вес
она
вы
мне
тобой
ему
нас
ты
нам
мне
вар
они
но
мни
табун
яму