Постиндустриальное, информационное общество, переход к которому начался в России, определяет принципиально новые требования к образованию.
Важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методов, помогающих подросткам “открывать” себя, раскрывать свою личность, вырабатывать умение принимать решение в ситуации “неопределенности” [ 2] . Поэтому, сегодня мы возвращаемся к педагогической технологии - методу проектов на новом этапе. Интерес к методам проектов со стороны учебных заведений сегодня очень велик. И это не дань моде или увлечение инновационными технологиями. Это дань времени, вернувшаяся в нашу жизнь, как хорошо забытое старое. То, чем занимались в начале XX века отечественные педагоги-исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе подростков, используется сейчас на более высоком уровне и становится социальным явлением [ 1] . Метод проекта актуален, как эффективное средство получения современного образования.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Под проектом подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технической документации (расчетов, чертежей, макетов и т.д.).
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Проблема должна быть взята из реальной жизни, и быть значимой для подростка. Для её решения необходимы, как ранее полученные знания, так и те, которые предстоит приобрести. Личный интерес обучающегося в данной деятельности является необходимым условием успешной работы.
Преподаватели кафедры естественных дисциплин Иркутского государственного педагогического колледжа №1 активно внедряют метод проектов в своей работе. При этом педагоги выступают в роли консультантов, руководят проектной работой, направляют поиск студентов в нужное русло и рекомендуют источники информации.
Основные требования к учебному проекту1. Работа над проектом всегда направлена на разрешения конкретной, социально значимой исследовательской, информационной практической проблемы.
2. Выполнение работы всегда начинается с проектирование самого проекта, т.е., планирование действий по разрешению проблемы.
3. Исследовательская работа студентов как обязательное условие любого проекта, заключается в поиски информации.
4. Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта.
Структура учебного проекта1этап. Начальный: определение темы, уточнение цели, выбор рабочей группы.
Деятельность студентов: уточняют информацию, обсуждают задание.
Деятельность педагога: мотивирует студентов, объясняет цели проекта.
2 этап. Планирование: анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, распределение ролей в команде.
Деятельность студентов: формируют задачи, уточняют источники информации.
Деятельность педагога: помогает, наблюдает.
3 этап. Исследование: сбор и уточнение информации, “мозговой штурм”, уточнение планов деятельности.
Деятельность студентов: работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследования.
Деятельность педагога: помогает, наблюдает.
4 этап. Выполнение: выполнение проекта.
Деятельность студентов: выполняют исследования и работают над проектом, оформляют проект.
Деятельность педагога: наблюдает, советует.
5 этап. Оценка результатов: анализ выполнения проекта и достигнутых результатов, выделение удач и неудач, анализ достижения поставленной цели.
Деятельность студентов: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценки.
Деятельность педагога: наблюдает, направляет процесс анализа.
6 этап. Защита проекта: подготовка доклада, обоснование процесса проектирование, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка.
Деятельность студентов: защищают проект, участвуют в коллективной оценке проекта.
Деятельность педагога: участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Примеры работ над учебными проектами
В декабре 2004/2005 учебного года студентам ИГПК №1, людям нового поколения, выросшим в новую эпоху, на предмете “Экономическая география зарубежных стран” предложили непростую тему для исследования: “Как можно повысить имидж России за рубежом” - попытка осмыслить имидж страны.
Работа над проектом подразумевала изучение дополнительного материала: просмотр периодической печати, кинофильмов, изучение туристического рынка, личные беседы с иностранными гостями и туристами из разных стран мира. Студенты наряду с проработкой различной литературы по данному вопросу посетили туристические фирмы и проанализировали рынок предлагаемых туристических маршрутов по России. На международном факультете ИГУ была организована встреча с иностранными студентами, которые поделились своими впечатлениями о России вообще и Иркутске, в частности.
Формы проектных работ ребята определяли самостоятельно, поэтому они получились различными: газета, туристические экскурсии, проект культурного центра, web-сайт.
В зависимости от выбранной формы проекта строилась дальнейшая работа. Группа, выбравшая тему: еженедельник “Россия – сегодня”, после изучения проблемы сосредоточила свое основное внимание на изучении иностранной прессы, отслеживая, что печатается в зарубежных изданиях “New York Times”, “Moscow News” о России. Данная группа студентов разработала макет еженедельника “Россия сегодня”.
Систематизируя материал, полученный из просмотра Интернет–сайтов, другая группа студентов разработала web-сайт, в котором отразила культурную жизнь современной России.
Часть студентов, изучая туристический рынок, разработала свои маршруты по заповедным местам России. Получился красочный буклет “Россия заповедная” с кратким описанием природных достопримечательностей нашей Родины.
Особой ценностью проекта - стало стремление студентов сосредоточить внимание только на позитивных сторонах жизни россиян, показать свою Родину как одно из лучших мест на планете, подчеркнуть высокий культурный и научный потенциал России.
Публичная защита, проходила в виде конкурса. Команда экспертов оценивала выполненные проекты и защиту (доклад 6-7 минут, плюс ответы на вопросы). Студенты достойно отстаивали свою работу, убеждали комиссию из преподавателей и своих сверстников в её значимости и эффективности, показывали свою компетентность не только в вопросах, касающихся проекта, но и раскрывали значение проекта с экономической и экологической точки зрения. Таким образом, у студентов формировалось целостное представление о проекте, произошло осознание значимости своей деятельности.
В ноябре 2003г. преподаватели экологии и географии провели интегрированное занятие по теме “Здоровье человека и окружающая среда”. В основу изучения темы лег метод проектов. Первый этап работы над проектом мы начали с обсуждения статьи профессора В.А. Вронского “Экологические болезни”, которая была опубликована в журнале “География в школе” №3, 2002г. На данном этапе происходил бурный обмен информацией, выдвигались первичные идеи и предположения на основе имеющихся знаний. Затем, студентам было предложено разработать свои проекты по теме “ Воздействие общества на окружающую среду”.
Для рациональной организации работы студенты ознакомились с типологией проектов и выделили типологические признаки доминирующей деятельности: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные, ознакомительно-ориентировочные и др. В большинстве своем, проекты получились творческие. Листовки с призывами беречь природу, плакаты на экологическую тему, альбом с фотографиями антропогенных воздействий на природу, самостоятельно снятый видеофильм о свалках мусора в Иркутске.
Самым сложным оказался процесс оценки, т.к. творческую деятельность оценивать всегда драматично и противоречиво. Поэтому перед защитой проекта на каждого учащегося составлялась индивидуальная карта. В ходе защиты она заполнялась педагогом и сокурсниками, а затем и самим автором проекта. После этого подсчитывалась среднеарифметическая величина баллов, выставляемых в данной позиции [ 3] .
Таблица 1. Индивидуальная карта студента, защищающего проект
Этапы | Критерии оценки | Самооценка | Педагог | Коллеги по команде |
---|---|---|---|---|
Защита | Представление (из 15 баллов) | |||
Ответы на вопросы (из 15 баллов) | ||||
Процесс проектирования | Интеллектуальная активность (из 10 баллов) | |||
Творчество (из 10 баллов) | ||||
Практическая деятельность (из 10 бал.) | ||||
Умение работать в команде (из 10 бал.) | ||||
Итог | Достигнутый результат (из 15 баллов) | |||
Оформление (из 15 баллов) |
Итоговая оценка (балл): 85-100 баллов – “отлично”; 70-85 баллов – “хорошо”; 50-70 баллов – “удовлетворительно”; менее 50 баллов –“неудовлетворительно”.
Чтоб избежать неудовлетворительных оценок, требуется тщательная подготовка, как со стороны педагога, так и со стороны студента, и не менее тщательная координация всей деятельности студентов в процессе работы над проектом.
В рамках международной программы SPARE/ШПИРЕ, в сентябре 2005г., Норвежское общество охраны природы объявило международный конкурс молодежных проектов по энергоэффективности “Энергия и среда обитания”. Студенты нашего колледжа под руководством преподавателя географии приняли участие в номинации “Эффективное использование энергии”. Проект “Энергосбережение начнем с энергосберегающих лампочек” описывает практические предложения, как использовать энергию в колледже более эффективно и, таким образом, освободить энергию для других нужд и снизить её производство и негативное влияние на природу от энергетических объектов. Проект включил оценку энергопотребления, описание проделанных мероприятий по внедрению практических мер энегроэффективности и полученного от этого эффекта. На региональном этапе данный проект получил первое место и номинирован на национальный этап конкурса.
Все вышеперечисленные проекты и работа на ними показали, что технология метода проектов направлена на интеллектуальное развитие личности будущего специалиста, на формирование его критического и творческого мышления. Данная технология предполагает интегрированный подход к обучению и знаниям. Метод проектов не только стимулирует интерес у студентов, но и позволяет им убедиться в необходимости получения определенных знаний и жизненно важных концепций.
Литература
- Бахтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.,2002.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе //Библиотека журнала “Директор школы”. М. – №4, 1998.