Развитие словотворчества у детей 5–6 лет (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи в первый месяц их перехода в старшую группу, я стала замечать, что тот запас слов, который они освоили в средней группе, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущим этапом в 2-3 раза.

Причину некоторые исследователи склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы не считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза.). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении. Дети неоправданно часто заменяют названия предметов местоимениями, используют много частиц и модальных слов, что придает речи ситуативный характер.

Эти изменения, изученные советскими психологами-исследователями: Выготским, Люблинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а ещё больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего хотят, чего опасаются, чего ждут. На первый взгляд это не значительное достижение, но оно говорит об огромных изменениях происшедших в умственном развитии ребенка в этот период. Но, пожалуй, самым интересным в области освоения родного языка детьми пятилетнего возраста является словотворчество. Дети придумывают новые слова, которых нет в родном языке, используя подобные способы словообразования. В особенностях детского словотворчества пытался разобраться К.И.Чуковский. Он хотел понять, когда и почему мы бываем талантливы, и когда и почему, перестаем такими быть. Понять: кто виноват в этом? И если никто, то что? Найти отгадку вечного творчества и поделиться ею со всеми. Научить взрослых осторожному отношению к детскому бескорыстному удивлению перед словом и ненавязчиво, доверительно убедить их в ценности словесных игр. Небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей и является причиной конца любого творчества.

Ознакомившись подробно с книгой К.И.Чуковского " От двух до пяти", мне захотелось дополнить её фразами и словами, придуманными детьми моей группы и по ним определить основные способы словообразования у детей. Для этого я записывала необычные слова, придуманные детьми, и попросила родителей следить за речью детей и вести запись выдумок детей. Наиболее интересные я записывала и продолжаю записывать в альбом.

Анализ выдуманных слов показал, что дети в словотворчестве используют разные способы словообразования, но наиболее распространенные способы - суффиксальные, способ сложения корней, а так же часто используются в речи детей заимствованные слова. Углубленное изучение данной темы и наблюдения за детьми помогли мне определиться в работе по развитию словотворчества и формированию образной речи.

Всю работу я построила по следующему плану:

1. Формирование интереса у детей к словотворчеству.

2. Разработка приемов и тем по работе с детьми.

3. Подготовка необходимых материалов и атрибутов.

4. Работа с детьми по намеченному плану.

5. Работа с родителями.

6. Подведение итогов о проделанной работе.

В работе с детьми я стараюсь постоянно придумывать что-то новое, чтобы увлечь этой темой. Использовала следующие способы:

1. Создавала игровые ситуации. Утром, когда дети приходили в сад, их ждал какой-либо сюрприз: появлялась волшебная вещь (волшебная книга, волшебный карандаш, письмо, чудо – дерево, волшебный цветок, волшебный башмачок и др.) в котором помещалось задание для детей о придумывании слов. Например: как бы вы назвали осень и почему? Дети в течение дня придумывали слова, лучшие записывались в альбом.

2. Вводила элементы соревнований, которые обычно проводила между командами девочек и мальчиков.

3. Использовала поощрение детей. Тот, кто в течение дня придумывал много новых интересных слов, получал почетное звание и переходящую ленту "Лучший выдумщик", с которой ходил в течение дня. В командных соревнованиях лучшие представители команд получали звания: ''Принцесса слов", или " Принц слов" с коронами.

Для работы с детьми использовала несколько тем по двум направлениям: "Времена года". "Ознакомление с окружающим".

В работе я больше использовала следующие приемы:

1.Театрализация.

2. Технические средства.

3. Дидактические игры.

4. Демонстрация картин.

5. Замена воспитателя ребенком.

Чтобы в полной мере проводить намеченную работу, были изготовлены следующие пособия:

1. Персонажи различных театров, декорации, шапочки.

2. Дидактические игры.

3. Перфокарты.

4. Папки- передвижки.

5. Книжки - приготовишки / на каждого ребенка/.

Работа велась постоянно по намеченному плану в разное время дня.

Особое внимание уделялось индивидуальному и дифференцированному подходу к детям.

Но вряд ли мы добились бы таких результатов, если бы не было тесной связи с родителями. С каждым из родителей была проведена беседа. Они всегда были в курсе наших дел, помогли в изготовлении пособий, но самое важное - стали больше времени уделять детям. Родителей стали волновать успехи детей. Они интересуются, что дети делали на занятиях, помогают в записи интересных слов и фраз, высказанных их ребенком дома. Стали часто отмечать праздники вместе с родителями, показывать для них концерты, театры, приглашать на просмотр занятий.

Вся эта работа привела к следующим результатам:

- увеличился активный словарь детей,

- повысился интерес к словотворчеству,

- речь детей стала образной, грамотной,

- дети используют разные части речи и виды предложений,

- научились отличать выдуманные слова от слов русской речи.

Из “словаря ласковых слов”, придуманных и собранных детьми:

- Как бы вы назвали свою маму?

Мама – мамочка, мамонька, мамуленька, мамушечка, любименькая, приласкулечка, цветушечка, хорошуленька, ангелочек, роднулечка, милушечка, красотулька, цветик-многосветик, развеселушка, дарюшенька и т.д.

Любить (придуманные слова на этот же звук “Л” с этим же значением) – ласкать, лелеять, люлюкать, лизать(животные), лопать (любить пищу), ладить (друг с другом), лялить (любить куклу Ляльку), лёлить (любовь крёстной), лампить, люстрить (светиться любовью), лилить (дарить цветы) и т.д.

Что для вас дом?

Дом – домик, домище, домишко, семейник, человечник, людильник, папамамаяшник и т.д.

Из альбома “Говорят наши дети”:

Настя (наблюдая на прогулке) - Небо сделано из мокрой ваты. Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Даша (собирая листву граблями) - А я травку причесываю.

0ля (закрыв глаз ладонью) - Мы с мошкой столкнулись и она у меня в глазу.

Кирилл – Мы скоро будем кушать, а то мой живот уже ворчит?

Ваня - Я буду играть около аптеки для книг (около библиотеки).

  • Тётя под зонтиком мороженое продаёт, чтобы, когда пойдёт дождь, у неё копейки не заржавели.
  • Я знаю, дядя Пушкина убил за то, что он всем сказки писал, а ему не написал. Вот он его и убил (после просмотра передачи по телевизору).

Аня - Завтра нас будут фотографировать, поэтому я приду вся новая.

Женя – А мой пинальный мячик улетел.

Света (после сна) – мама говорит, что резиночкой завязывать волосы легко и быстро, вы мне лучше ленточкой завяжите.