Умножение и деление степеней с натуральным показателем

Разделы: Математика


Цели:

I. Педагогические:

Образовательные: обеспечить закрепление учащимися правил умножения и деления степеней с натуральным показателем. Научить применять эти свойства для вычислений.

Развивающие: умение применять теоретические знания на практике, развивать логическое мышление, внимание и память, умение слушать товарища, математическую речь

Воспитательные: привить интерес к математике через межпредметные связи с литературой, воспитание целеустремленности, приобретение системы ценностей через восприятие афоризмов Козьмы Пруткова.

II. Цели развития образовательного процесса: определение результативности и эффективности методических приёмов, используемых на уроке.

III. Цели профессионального и личностного саморазвития учителя: показать опыт работы и услышать советы, мнения, замечания, пожелания.

Оборудование: карточки – консультанты, портрет А.К Толстого, карточки для устного счёта, карточки с таблицами.

ХОД:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем изучать тему “Умножение и деление степеней с натуральным показателем”. Наша задача закрепить правила, изученные на прошлом уроке и научиться решать более сложные задачи по данной теме.

II. Актуализация знаний ( устная работа):

1.Проверка теоретических знаний. Ребята, давайте вспомним, что мы знаем по данной теме. (Ответы детей. Один отвечает: что знаем, остальные подтверждают эти знания, т.е. формулируют правила, определение и т.д.)

  • определение степени с натуральным показателем
  • определение степени числа с показателем 1
  • при возведении в степень положительного числа получаем положительное число
  • при возведении в степень нуля получаем 0
  • при возведении отрицательного числа с четным показателем получаем положительное число
  • при возведении отрицательного числа с нечетным показателем получаем отрицательное число
  • правило умножения степеней
  • правило деления степеней
  • нахождение значения степени называют возведением в степень
  • умеем находить значение степени
  • знаем, что число, которое возводим в степень, называют основанием
  • число, в которое возводим степень, называют показателем

2.Проверка практических знаний.

Прочитать : 34; а12; х-3; с0; 23 назвать основание, показатель степени.

Найти значение выражения: (-4)3; (-3)3; 72+(-2)3; 102-(-5)2; 62-70;

Представить в виде степени произведение:

26*23; у48; х7*х; (- у)3*(-у)5*(-у)4; 32*33*30

Представить в виде степени частное: х5: х2; (-4)16:(-4)12; 0,75:0,75

Проверка домашнего задания (№425 и карточка) по готовым решениям (пока все работают устно, 2 ученика у доски, 1-на мини – доске на месте заполняет магический квадрат). Ребята обмениваются тетрадями, простым карандашом выставляют друг другу оценки за домашнюю работу.

Карточка

Задание: Заполните свободные клетки квадрата так, чтобы произведение выражений каждого столбца, каждой строки и диагонали равнялось х12

Х2   Х3
  Х4  
     

III. Решение задач.

1. В XIX веке под вымышленным именем Козьма Прутков было создано литературное содружество, в которое входили братья Жемчужниковы и один из русских писателей

81 25 49 7 64 49 8
             

Константинович

16 5 25 64 16 5 8
             

На столах лежат карточки-консультанты (для слабых учащихся) Приложение

Мы должны узнать имя и фамилию этого писателя, а для этого нужно найти значение выражений и, используя найденные ответы, заполнить пропуски в тексте. Примеры решаем в тетради, буквы проставляем в карточку. Один ученик у доски, остальные в тетрадях.

С (-8)6
(-8)4

 

К 79·75
76·77

 

А

315
3536

 

Л 5n : 5n-2

 

Т 25 24
23 22

 

О 5n 51-n

 

Е 74:49

 

Й

26 8
32

( Ребята решают примеры с комментарием. Они должны сами догадаться представить числа в виде степени с одинаковым основанием, а затем воспользоваться правилами умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями. Пример под буквой “Й” решить несколькими способами. В результате получаем: Алексей Толстой. Учитель показывает его портрет и продолжает рассказ)

Верно, это был Алексей Константинович Толстой. Под выбранным псевдонимом они создавали весёлые стихи и басни с социальными намёками. Однако наибольшую популярность им принесли афоризмы - законченные мысли, выраженные сжато и ёмко. Например: “Смотри в корень”. Наибольшую известность из этого творческого союза в литературном мире приобрел Алексей Константинович, который написал известное стихотворение “Средь шумного бала, случайно”, “Колокольчики мои цветики лесные…”, а также исторический роман “Князь серебряный” и несколько исторических пьес.

2. Физминутка:

А) на дыхание (принять правильную осанку, прямое положение головы, развернуть плечи, спина прямая, живот подтянут) - правильное дыхание позволяет организм подготовить к работе.

Б) Руки на поясе поворот головы –для улучшения мозгового кровообращения, снятия локального утомления, повышения стрессоустойчивости, работоспособности.

В) “Лошадка” - помогает снять стресс, избавиться от простудных заболеваний.

Г) “Оладонивание” - для снятия напряжения глаз. Глаза являются барометром состояния ребёнка.

Д) Перекрёстно достаём руками колени, шагаем на месте 5-7 раз, меняем руки - для слаженной работы полушарий

Е) “Волшебные руки” - растереть, приложить на грудь, у горла – для снятия утомления, активизации внимания, установления позитивной коммуникации, стимуляции тимуса, имунной системы.

3. Работа с учебником. Решение задач в тетради № 428, №429.

4. Самостоятельная работа

Выполните преобразования. Используя найденные ответы, запишите в таблицах два высказывания Козьмы Пруткова:

Карточка вариант 1

будь: х5·х2=

быть: х3·х=

что: х2·х3·х4=

не: х·х5·х4=

им: х0·х4·х68=

хочешь: х76=

плачем: х12:х=

имеем: хnn-5=

потерявши: х0·х·х3·х48=

храним: х126 =

счастливым: (х·х5):(х4:х)=

Х9

Х5

Х10

Х6

1

Х11

           

 

Х

Х4

Х3

Х7

Х2

         

 Карточка вариант 2

будь: х73 =

быть: х3·х4=

что: х12:х =

не: (х7·х0):(х62) =

им: х104 =

хочешь: хnn-5 =

плачем: х135·х2=

имеем: х76=

потерявши: х0·х·х78=

храним: х4·х0·х35 =

счастливым: х·х156 =

Х11

Х

Х3

Х2

1

Х9

           

 

Х5

Х7

Х10

Х4

Х6

         

 Дополнительное задание.

Выполнить вычисления :

25 · 27 К. Прутков

212

28 И. Ньютон

211 : 25

23 А. Пушкин

32 · 2

1 · 5

Значение выражения 5 8 совпадает с одним из ранее найденных ответов. Это поможет вам узнать имя автора афоризма.

 Прочтем полученные высказывания:

А. Что имеем не храним, потерявши, плачем. Как вы понимаете этот афоризм?

Ребята высказывают свои мнения.

Учитель: Нужно дорожить тем, что имеем, что даёт нам жизнь, чтобы потом не разочаровываться в своих поступках.

Б. Хочешь быть счастливым, будь им. Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Учитель: Счастье каждый человек понимает по-своему, и от того, что человек понимает под счастьем, зависит то, как он это счастье ищет. Каким бы далёким счастье ни казалось, нужно не опускать рук и добиваться каждому своего счастья.

Проверка дополнительного задания.

Автором афоризма “Талант - это способность человека к труду” является А.С.Пушкин. Мы сегодня с вами хорошо потрудились, давайте подведём итоги.

IV. Подведение итогов урока.

Выставление и комментирование оценок.

Домашняя работа

№569 (стр. 101), №420 (стр. 77) Дополнительно для желающих. Найти афоризмы К. Пруткова и зашифровать их с помощью примеров по теме “Умножение и деление степеней с натуральным показателем.

 Литература:

1. Лебединцева Е.А. Беленкова Е.Ю. Алгебра 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект-центр, 2002.-152с