Тема урока: |
Горы. Корень слова. Линейный
алгоритм. Выразительные средства языка
писателей при изображении природы. Горы таят
опасность. Лепка из пластилина макета горной
поверхности. |
Цели урока: |
- Представить учащимся целостную картину мира
гор путем интеграции.
- Закрепить знания учащихся о корне слова и
правописании географических названий.
- Усвоить вопрос использования линейных
алгоритмов в практической деятельности.
- Формировать у учащихся умение находить в
художественных текстах выразительные средства
языка.
- Познакомить с опасностями, которые встречает
человек в горах.
- Формировать умение работать с пластилином.
- Расширять словарный запас учащихся.
- Развивать творческое воображение учащихся.
- Воспитывать любовь к Уральскому краю, к родной
природе.
|
Ход урока:
I. Организация класса.
II. Вступительное слово учителя.
Ребята! Сегодня мы проведем
необычный, интегрированный урок. Это урок, в
котором несколько предметов сливаются вместе,
что помогает более целостному восприятию
учебного материала.
III. Использование линейного алгоритма в
практической деятельности.
У. |
- Сегодня мы будем работать над материалом 2
урока, и, чтобы успеть все сделать, нам просто
необходима программа действий.
|
У. |
- А как называется такая программа?
|
Д. |
|
У. |
- Правильно. У каждого на столе лежит листочек.
Это наш помощник на уроке.
|
У. |
- Что вы видите на листочке?
|
Д. |
- Программу действий, алгоритм урока.
|
У. |
- В виде чего представлен алгоритм?
|
Д. |
|
У. |
- Какие виды алгоритмов вы знаете?
|
Д. |
- Линейный, разветвляющийся, циклический.
|
У. |
- Давайте определим вид алгоритма, с которым мы
будем работать.
|
Д. |
|
У. |
|
Д. |
- Все действия идут подряд, нет разветвлений и
действия не повторяются многократно.
|
У. |
- Итак, давайте познакомимся с алгоритмом.
Следующим действием в блок – схеме будет…
|
IV. Минутка чистописания.
У. |
- Открываем тетради по русскому языку. Пишем
число, классная работа. Давайте вспомним правила
красивого письма.
|
У. |
- Молодцы! А теперь посмотрите, какую змейку из
строчных письменных букв я вам сегодня
приготовила.
брвурокастгсловозгргорадсзглавное
Запишите буквы этой змейки в тетради. |
У. |
- На что вы обратили внимание, когда писали буквы?
|
Д. |
- Среди букв спрятались слова.
|
У. |
- Какие это слова, давайте запишем их.
|
Д. |
- Урока слово гора главное.
|
У. |
- Составим из слов предложение.
|
Д. |
- Главное слово урока – гора.
|
У. |
- Итак, смотрим на алгоритм. Мы познакомились с
ключевым словом нашего урока. Смотрим дальше.
Теперь нам предстоит познакомиться с
лексическим значением слова “гора”.
|
V. Работа со словом “гора”, пословицами и
фразеологизмами.
У. |
- Гора – это значительная возвышенность,
поднимающаяся над окружающей местностью
(Словарь Ожегова).
- Давайте, запишем это слово.
-
поставим в слове ударение, подчеркнем безударную
гласную.
- Как ее проверить?
|
Д. |
- Нужно изменить слово так, чтобы на безударную
гласную падало ударение, горa - гoры
|
У. |
- Что обозначает слово гора?
|
Д. |
|
У. |
- Ребята, а вам приходилось употреблять это слово
в переносном значении, во фразеологических
оборотах?
- Посмотрите на доску. Вот несколько таких
устойчивых оборотов.
Горы книг (нагромождение, куча),
Переделать гору дел (очень много), Как гора с плеч
(отпала тяжелая забота), Не за горами (о том, что
скоро наступит). Ф. Вот уже не за горами Новый год.
- А кто знает пословицы со словом “гора”?
- П. Гора мышь родила.
|
VI. Знакомство с горой как формой земной
поверхности.
У. |
- На уроках окружающего мира мы сейчас знакомимся
с формами земной поверхности. Перечислите, какие
формы вы знаете?
|
Д. |
- Холмы, овраги, горы, озера, реки.
|
У. |
- Мы знаем, как с помощью условных знаков они
обозначаются на карте. Поработаем у доски.
Посмотрите на эти карты, определите, что на них
изображено и выберите слова, относящиеся к
данным формам земной поверхности. (Дети
распределяют слова по условным обозначениям).
|
VII. Закрепление понятия “корень слова”.
У. |
- Что вы можете сказать о словах, подобранных к
каждой карте?
|
Д. |
|
У. |
- А какие слова называются однокоренными?
|
Д. |
|
У. |
- А что такое корень слова?
|
Д. |
- Это главная часть слова, в которой заключен
общий смысл всех однокоренных слов.
|
У. |
- А что нужно сделать, чтобы правильно выделить
корень?
|
Д. |
- Подобрать как можно больше однокоренных слов и
посмотреть, какая часть в них является общей.
|
У. |
- Давайте запишем однокоренные слова к слову
“гора” и выделим корень. Уточним значение
некоторых слов.
предгорье – возвышенная, холмистая
местность перед горами;
нагорье – возвышенная местность,
сочетающая плоскогорья, горные массивы и долины;
горец – житель гор;
горняк – работник горной
промышленности. |
VIII. Знакомство с понятиями “образования гор”,
“строение гор”.
У. |
- Горы – это участки земной поверхности, сильно
возвышающиеся над окружающей местностью. Как же
образуются горы? Снаружи Земля покрыта твердой
каменной оболочкой – земной корой. Под тяжестью
каменных толщ температура и давление в недрах
Земли очень высоки. Даже камни в этих условиях
начинают плавиться. Разогретые и расплавленные
горные породы из глубины по трещинам поднимаются
вверх и давят на ее поверхность. Горные породы
сминаются в складки. Так образуются горы. Другая
сила – внешняя – также влияет на поверхность
земли, но, наоборот, пытается ее сгладить. Вода и
ветер сносят песчинки с крутых склонов и вершина
горы становится плоской. Эта деятельность воды и
ветра называется выветриванием. Молодые горы с
острыми вершинами постепенно стареют,
разрушаются. Познакомимся со строением горы.
|
У. |
- Зарисуйте схему строения горы в тетради.
- Несколько слов хотелось бы сказать о
разнообразии гор. Одиночные вершины встречаются
крайне редко. Обычно они выстраиваются в шеренгу
в виде гребней. Гребни тянутся на десятки
километров, образуя горные хребты, от которых
иногда в разные стороны идут отроги. Если одна
вершина господствует, а от нее расходятся хребты
– это горный узел. Несколько хребтов, следуя друг
за другом в одном направлении, формируют горную
цепь. Горные хребты и цепи, выстраиваясь
параллельно или лучеобразно, образуют горную
систему. Несколько соседних горных систем
объединяются в горную страну, а горные страны – в
горные пояса.
Высота гор определяется их подъемом
над уровнем океана.
Низкие горы – от 500 до 1500 м.
Средние горы – 1500 до 3000 м.
Высокие горы от 3000 м и выше.
Самые высокие горные вершины мира
(работа с таблицей)
- Познакомимся с названиями некоторых гор (работа
с учебником.)
|
IХ. Повторение о правописании
географических названий.
У. |
- Давайте повторим, как пишутся географические
названия
|
Д. |
|
У. |
- А горы тоже географические названия?
|
Д. |
- Да. Значит, название гор и вершин тоже будем
писать с заглавной буквы.
|
Х. Знакомство с Уральскими горами.
У. |
- Мы с вами живем на Урале, на уральских горах и не
можем не поговорить о них. Уральские горы
называют “Каменным поясом Урала”. Это старые, а
значит, низкие горы, они возникли несколько сотен
миллионов лет назад. Горы представляют из себя
горные цепи, протянувшиеся с Севера на Юг более
чем на 2000 км. Ширина каменного пояса невелика: 200
км., а местами сужается до 50 км.. Самые высокие
вершины Урала (работа с таблицей), сравнение с
мировыми вершинами.
|
XI. Знакомство с полезными ископаемыми.
У. |
- В недрах Земли, где действуют высокое давление и
температура, одни горные породы превращаются в
другие. Так образуются полезные ископаемые,
которые в результате выветривания оказываются
близко к поверхности Земли и добываются
человеком. Уральские горы – кладезь полезных
ископаемых. Познакомимся с некоторыми из них
(работа с коллекцией полезных ископаемых).
|
XII. Знакомство с художественными
текстами.
У. |
- Мы многое узнали о горах. Горы – это явление не
до конца изученное, таинственное, и неповторимое.
Давайте посмотрим, какими виделись горы людям
творческим, писателям и поэтам. У вас на столе
есть 4 отрывка из произведений М.Ю. Лермонтова, Ч.
Айтматова, В. Короленко. Прочитаем эти тексты.
Какие выразительные средства (тропы) используют
писатели в описании природы в горах? (эпитеты,
метафору, олицетворение, сравнение). Давайте
попробуем найти в текстах эти тропы.
|
Д. |
- Передать свои чувства при описании красоты
природы гор писателям помогают тропы –
изобразительно – выразительные средства.
|
Художественные тексты для работы
Снова стояла осень в горах. Снова после шумного
лета все настроились на осеннюю тишину. Опустели
горы. Уже в одиночку летали орлы, скупо роняя
клекот. Глухо шумела вода в реке: привыкла река за
лето к руслу, притерлась, обмелела. Трава
перестала расти, листья устали держаться на
ветках и кое-где начали опадать.
А на самые высокие вершины по ночам уже
ложится молодой серебристый снег, а к утру темные
гряды хребтов становятся седыми, как загривки
черно-бурых лисиц. Настывал, нахолаживался ветер
в ущельях. Но пока еще дни стояли светлые, сухие.
(Ч. Айтматов)
Погода прояснилась. Хороводы звезд чудными
узорами сплетались на далеком небосклоне и одна
за другой гасли, как бледноватый отблеск Востока
по темно-лиловому своду, озаряя постепенно
крутые отлогости гор, покрытые девственными
снегами. Направо и налево чернели мрачные,
таинственные пропасти, и туманы, клубясь и
извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам
соседних скал, будто чувствуя и пугаясь
приближения дня. (М. Лермонтов)
Горы все еще скрывали за собой взошедшее солнце,
но небо над ними совсем просветлело, и очертание
хребта рисовалось резко и отчетливо, образуя
между двумя вершинами значительную впадину. По
темным еще склонам, обращенным к нам, сползали
вниз струи молочно-белого тумана и как будто
искали места потемнее и посырее… А вверху небо
расцветилось золотом, и ряды лиственниц на
гребне выступали на светлом фоне отчетливыми
фиолетовыми силуэтами. За ними, казалось,
шевелится что-то – радостное, неугомонное и
живое. В углублении от горы к горе проплыла
легкая тучка, вся в огне, и исчезла за соседней
вершиной. За ней другая, третья, целая стая… За
горами совершилось что-то ликующее и радостное.
(В. Короленко)
Несколько ярко-золотых лучей брызнуло
беспорядочно в глубине расселины между двумя
горами, пробив отверстия в густой стене леса.
Огненные искры посыпались пучками вниз, вырывая
из синего холодного сумрака то отдельное дерево,
то верхушку утеса, то небольшую горную полянку…
Под ними все задвигалось и засуетилось. Группы
деревьев, казалось перебегали с места на место,
скалы выступали вперед и опять тонули во мгле,
полянки светились и гасли… полосы тумана
змеились внизу тревожнее и быстрее.
Потом на несколько мгновений
засветилась даже темная река…
Вспыхнули верхушки зыбких волн,
бежавших к нашему берегу, засверкал береговой
песок.
А в расселине между горами уже ясно
продвигалась часть огненного солнечного круга, и
на нашей стороне весь берег радовался и светился,
сверкая, искрясь и переливаясь разноцветными
слоями сланцевых пород и зеленью пушистых
сосен… (В. Короленко)
XIII. Определение опасностей,
подстерегающих людей в горах.
У. |
- Мы уже говорили о том, что путь в горы долог и
опасен, склоны не всегда пологи, а бывают очень
крутыми. Кроме того, в горах человека
подстерегает ряд опасностей, так как погода в
горах непредсказуема (работа с таблицей). Кроме
того, в горах понижено содержание кислорода, чем
выше поднимаешься в гору, тем труднее дышать. В
горах очень высокая солнечная радиация, что
может вызвать ожоги и тепловой удар.
|
Д. |
- Горы – это очень серьезно. Самонадеянность и
беспечность в этих местах категорически не
допустимы. Поход в горы требует серьезной
подготовки и возможен только в том случае, если
члены группы имеют уже необходимый опыт, а ведет
группу знающий инструктор.
|
XIV. Лепка из пластилина макета участка
горной поверхности.
У. |
- Теперь мы о горах знаем почти все. Нам осталось
включить свое творческое воображение и
поработать руками. Сейчас вы из пластилина
будете лепить макет участка горной поверхности
(работа с пластилинам).
|
XV. Обобщение. Итог урока.
Какое слово сегодня на уроке было ключевым?
Что нового узнали?
Чему научились?
Что поняли?