Программа « Школа 2000» - « Школа 2100» , по которой я работаю, основана на личностно ориентированном подходе в обучении младших школьников. Проследить развитие личности можно через основную форму образовательного процесса - урок.
Урок при таком подходе превращается в творческое общение и проблемную дискуссию, в которой учитель постоянно обращается к субъектному опыту школьников.
Целью урока является создание условий для проявления познавательной активности каждого ученика, создание положительного эмоционального настроя на работу.
Основным фактором выбора методов и приёмов обучения служит задача организации продуктивной деятельности учеников. Структура должна быть направлена на личную самореализацию каждого ребёнка. Обучение организованное таким образом - основной источник рефлексивного теоретического мышления. Развитие самостоятельного мышления требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого ученика (дифференцированный и индивидуально личностный подход). Мыслительная деятельность на уроке предполагает развитие всех психических процессов: анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, абстрагирования.
Для этого в своей работе использую задания когнитивного и креативного типа.
Когнитивность - решающая роль знаний в деятельности человека, отражающая познавательную деятельность. Например:
- предложите версию происхождения Вселенной, планет;
- исследуйте объект, явление, задачу;
- объясните причины появление закона сохранения энергии, причины круговорота воды в природе;
- докажите какой из способов решения подтверждает вашу версию;
- отыщите общие принципы построения солнечной системы.
Креативность - способность к творческому мышлению, предполагающая развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления и умения видеть проблему. Например:
- сформулируйте свою гипотезу происхождения человека;
- установите причины появления дождя;
- придумайте задачу с несуществующими персонажами;
- найдите все возможные способы решения задачи;
- покажите взаимосвязь между дождём, солнцем, радугой и атмосферой;
- видел ли ты пар?
Кроме этого использую творческие задачи.
1. Изобретательские, когда есть противоречие и нужно ответить: «Как быть?»
- Определите на градуснике точку отсчета (0 С), если шкала стёрта.
2 . Исследовательские, когда нужно выявить причины явления.
-Как это происходит?
3. Конструктивные, когда нужно придумать устройство под заданную цель.
Центр урока - интрига: фраза, содержащая в себе основную проблему урока, но не раскрывающая её; вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти сами. Например,
-Представьте себе, что вы попали в африканское племя…
Можно использовать приём перепутанной логической цепочки.
Учитель расставляет карточки в предполагаемом детьми порядке по теме урока, а дети должны убедиться в конце занятия, правы они или нет.
Большое внимание уделяю рефлексивной деятельности на уроке. Рефлексия- источник внутреннего опыта, способ самопознания, инструмент мышления. Рефлексия не только итог, но и стартовое звено для новой познавательной деятельности.
Представляю ряд уроков в технологии мастер – класс.
I. Презентация педагогического опыта.
Тема обобщения моего опыта: « Технология формирования мыслительной деятельности».
Школьная практика и данные ученых показывают, что приёмы логического мышления оказываются неусвоенными не только в начальной школе, но и в старших классах. Овладение любыми операциями не происходит спонтанно, а требует специального обучения. Главное в уроке – развивающие цели, создание проблемной ситуации. Процесс решения проблемной ситуации посредством мыслительной деятельности можно представить в виде схемы.
Условия возникновения | Процесс познания | Мыслительные операции | Результат | Формы реализации |
проблемные ситуации | мышление | анализ синтез сравнение обобщение |
продукт мышления | суждения понятия умозаключения |
II. Представление системы уроков.
При построении уроков опираюсь на деятельностный метод, в каждый урок включаю одну из логических операций.
Структура учебной деятельности выглядит следующим образом:
1 этап - предметная деятельность по выявлению
свойств, постановка « проблем» ;
2 этап - абстрагирование от конкретных критериев
объекта;
3 этап - анализ наиболее общих свойств;
4 этап - ознакомление с частными проявлениями
свойств.
III. Имитационная игра.
Предмет: Окружающий мир. Тема: Круговорот воды в природе. Метод – проблемное изложение материала. Формы работы – коллективная и групповая.
Начинаю с интриги.
- Сегодня я хочу вас сразу удивить! Я узнала, что есть такое племя, которое умеет ходить по воде. Вы мне не верите?
- Самое интересное, что это правда. Представьте фигуриста, катающегося по льду. Разве он не ходит по воде?
- Мы так привыкли к воде, что не замечаем её удивительных свойств. Наша задача – совершить открытие, которое связано с водой.
А теперь представьте, что вы нашли в бабушкином сундуке старинный термометр со стёршейся шкалой. Как бы вы восстановили шкалу?
( Нужно найти старый чайник в том же сундуке, вскипятить воду, момент закипания покажет первое деление – 100 С, температуру кипения.)
- Следовательно, вода может кипеть. Что происходит с кипящей водой? ( Превращается в пар.) Вывод: Вода переходит из одного состояния в другое.
В данном случае происходит процесс абстрагирования от конкретного предмета (градусника) и выделение самого существенного его признака. Данный этап урока называется актуализация опорных знаний.
Новая тема урока.
- Задумывались ли вы над фактом: реки, впадающие в моря, пресные. Почему же морская вода остаётся соленой. Вот задача, которую нам нужно решить.
- Давайте поставим вопрос к нашей задаче. Как сделать, чтобы вода в море оставалась солёной, несмотря на то, что в море непрерывно вливается пресная вода из рек?
- Какие у вас версии?
Версия 1 | добавлять соль | |
непрерывно | ||
Версия 2 | удалять воду |
- Как интересующее нас событие может произойти само собой без вмешательства человека? ( Версия 2 – вода из моря должна непрерывно убывать.)
- А как же сделать, чтобы вода из моря непрерывно убывала?
Версия 1 – вытекание
Версия 2 – испарение
- Подходит ли версия 1? Почему нет? ( Моря образуются в низменных местах, а вода течёт сверху вниз.)
- Остаётся версия 2- вода в море остаётся солёной, поскольку часть воды непрерывно испаряется. Исчезает ли испарившаяся вода?
- К какому явлению подвёл нас этот вывод? (Круговороту воды в природе.)
Затем вводится приём « подбери общее понятие».
Испарение – вода, свойство, лёд, водоём.
- Подбери слово, которое является общим понятием по отношению к первому.
Участвует логическая операция обобщение.
- Воду мы можем наблюдать в разных видах. Сейчас мы с вами поиграем. На минутку вы превратитесь в воду и словами передадите свои ощущения. Я загадываю загадки. Те, кто узнает – встанет и объяснит, в каком состоянии воды он находится. У ребят на голове маски:
- Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. Растворилось молоко, стало видно далеко? (Туман – газообразное состояние).
- Я вода, да по воде же и плыву? ( Лёд – твёрдое состояние).
- Зимой на земле лежит, весной в реку побежит? ( Снег - твёрдое состояние).
- Холодный, но не мороженое, мокрый, но не рыба, долгожданный, но не каникулы, грибной, но не суп. ( Дождь – жидкое состояние).
Следующий приём « исключи лишнее слово».
Жидкость | - Какое слово передаёт обобщающее понятие? |
Океан | |
Море | |
Родник. |
Игра – приём «расположи слова». От частного понятия к промежуточной степени общности, затем к общему понятию.
ливень – осадки – дождь
водоём – река – Енисей
IV. Моделирование.
Одним из основных этапов технологии мастер – класс является моделирование уроков в технологии мастера. Даю новую тему: Смена дня и ночи. Педагоги работают в группах.
1 группа. Продемонстрируйте приём « от частного к общему» на примере следующих понятий: Земля – планета – небесное тело
Ночь – время суток – сутки
2 группа. Отработайте модель урока по версиям.
Версия 1 | солнце | |
непрерывно | ||
Версия 2 | Земля |
Как вращается? | Версия 1 | вокруг оси |
Версия 2 | хаотично |
3 группа. Придумайте слова – понятия по данной теме урока с использованием приёма «исключи лишнее слово». Например: Луна
-Какое слово обобщающее? | Марс |
неживая природа | |
Земля |
Предлагаю смоделировать свои уроки.
V. Рефлексия.
- Какие ассоциации возникли у вас в связи с проведённой технологией? Выразите своё отношение. Отметьте значком на карточках.
Я буду использовать | Я многое взял | Мне это не |
это на своих уроках. | бы для себя. | пригодится. |
Список литературы.
- Гамезо М. В. Атлас по психологии. М., « Просвещение»., 1986.
- Хуторской А. В. Методика личностно – ориентированного обучения. М. Владос.,2005.
- Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. Ростов н/Д: «Учитель»,2003.