Личностно ориентированный урок в технологии мастер-класс

Разделы: Начальная школа


Программа « Школа 2000» - « Школа 2100» , по которой я работаю, основана на личностно ориентированном подходе в обучении младших школьников. Проследить развитие личности можно через основную форму образовательного процесса - урок.

Урок при таком подходе превращается в творческое общение и проблемную дискуссию, в которой учитель постоянно обращается к субъектному опыту школьников.

Целью урока является создание условий для проявления познавательной активности каждого ученика, создание положительного эмоционального настроя на работу.

Основным фактором выбора методов и приёмов обучения служит задача организации продуктивной деятельности учеников. Структура должна быть направлена на личную самореализацию каждого ребёнка. Обучение организованное таким образом - основной источник рефлексивного теоретического мышления. Развитие самостоятельного мышления требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого ученика (дифференцированный и индивидуально личностный подход). Мыслительная деятельность на уроке предполагает развитие всех психических процессов: анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, абстрагирования.

Для этого в своей работе использую задания когнитивного и креативного типа.

Когнитивность - решающая роль знаний в деятельности человека, отражающая познавательную деятельность. Например:

  • предложите версию происхождения Вселенной, планет;
  • исследуйте объект, явление, задачу;
  • объясните причины появление закона сохранения энергии, причины круговорота воды в природе;
  • докажите какой из способов решения подтверждает вашу версию;
  • отыщите общие принципы построения солнечной системы.

Креативность - способность к творческому мышлению, предполагающая развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления и умения видеть проблему. Например:

  • сформулируйте свою гипотезу происхождения человека;
  • установите причины появления дождя;
  • придумайте задачу с несуществующими персонажами;
  • найдите все возможные способы решения задачи;
  • покажите взаимосвязь между дождём, солнцем, радугой и атмосферой;
  • видел ли ты пар?

Кроме этого использую творческие задачи.

1. Изобретательские, когда есть противоречие и нужно ответить: «Как быть?»

- Определите на градуснике точку отсчета (0 С), если шкала стёрта.

2 . Исследовательские, когда нужно выявить причины явления.

-Как это происходит?

3. Конструктивные, когда нужно придумать устройство под заданную цель.

Центр урока - интрига: фраза, содержащая в себе основную проблему урока, но не раскрывающая её; вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти сами. Например,

-Представьте себе, что вы попали в африканское племя…

Можно использовать приём перепутанной логической цепочки.

Учитель расставляет карточки в предполагаемом детьми порядке по теме урока, а дети должны убедиться в конце занятия, правы они или нет.

Большое внимание уделяю рефлексивной деятельности на уроке. Рефлексия- источник внутреннего опыта, способ самопознания, инструмент мышления. Рефлексия не только итог, но и стартовое звено для новой познавательной деятельности.

Представляю ряд уроков в технологии мастер – класс.

I. Презентация педагогического опыта.

Тема обобщения моего опыта: « Технология формирования мыслительной деятельности».

Школьная практика и данные ученых показывают, что приёмы логического мышления оказываются неусвоенными не только в начальной школе, но и в старших классах. Овладение любыми операциями не происходит спонтанно, а требует специального обучения. Главное в уроке – развивающие цели, создание проблемной ситуации. Процесс решения проблемной ситуации посредством мыслительной деятельности можно представить в виде схемы.

Условия возникновения Процесс познания Мыслительные операции Результат Формы реализации
проблемные ситуации мышление анализ
синтез
сравнение
обобщение
продукт мышления суждения   понятия   умозаключения

II. Представление системы уроков.

При построении уроков опираюсь на деятельностный метод, в каждый урок включаю одну из логических операций.

Структура учебной деятельности выглядит следующим образом:

1 этап - предметная деятельность по выявлению свойств, постановка « проблем» ;
2 этап - абстрагирование от конкретных критериев объекта;
3 этап - анализ наиболее общих свойств;
4 этап - ознакомление с частными проявлениями свойств.

III. Имитационная игра.

Предмет: Окружающий мир. Тема: Круговорот воды в природе. Метод – проблемное изложение материала. Формы работы – коллективная и групповая.

Начинаю с интриги.

- Сегодня я хочу вас сразу удивить! Я узнала, что есть такое племя, которое умеет ходить по воде. Вы мне не верите?

- Самое интересное, что это правда. Представьте фигуриста, катающегося по льду. Разве он не ходит по воде?

- Мы так привыкли к воде, что не замечаем её удивительных свойств. Наша задача – совершить открытие, которое связано с водой.

А теперь представьте, что вы нашли в бабушкином сундуке старинный термометр со стёршейся шкалой. Как бы вы восстановили шкалу?

( Нужно найти старый чайник в том же сундуке, вскипятить воду, момент закипания покажет первое деление – 100 С, температуру кипения.)

- Следовательно, вода может кипеть. Что происходит с кипящей водой? ( Превращается в пар.) Вывод: Вода переходит из одного состояния в другое.

В данном случае происходит процесс абстрагирования от конкретного предмета (градусника) и выделение самого существенного его признака. Данный этап урока называется актуализация опорных знаний.

Новая тема урока.

- Задумывались ли вы над фактом: реки, впадающие в моря, пресные. Почему же морская вода остаётся соленой. Вот задача, которую нам нужно решить.

- Давайте поставим вопрос к нашей задаче. Как сделать, чтобы вода в море оставалась солёной, несмотря на то, что в море непрерывно вливается пресная вода из рек?

- Какие у вас версии?

Версия 1 добавлять соль
непрерывно
Версия 2 удалять воду

- Как интересующее нас событие может произойти само собой без вмешательства человека? ( Версия 2 – вода из моря должна непрерывно убывать.)

- А как же сделать, чтобы вода из моря непрерывно убывала?

Версия 1 – вытекание
Версия 2 – испарение

- Подходит ли версия 1? Почему нет? ( Моря образуются в низменных местах, а вода течёт сверху вниз.)

- Остаётся версия 2- вода в море остаётся солёной, поскольку часть воды непрерывно испаряется. Исчезает ли испарившаяся вода?

- К какому явлению подвёл нас этот вывод? (Круговороту воды в природе.)

Затем вводится приём « подбери общее понятие».

Испарение – вода, свойство, лёд, водоём.

- Подбери слово, которое является общим понятием по отношению к первому.

Участвует логическая операция обобщение.

- Воду мы можем наблюдать в разных видах. Сейчас мы с вами поиграем. На минутку вы превратитесь в воду и словами передадите свои ощущения. Я загадываю загадки. Те, кто узнает – встанет и объяснит, в каком состоянии воды он находится. У ребят на голове маски:

    img1.jpg (58360 bytes)img2.jpg (64401 bytes)img3.jpg (38720 bytes)img4.jpg (40789 bytes)

  • Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. Растворилось молоко, стало видно далеко? (Туман – газообразное состояние).
  • Я вода, да по воде же и плыву? ( Лёд – твёрдое состояние).
  • Зимой на земле лежит, весной в реку побежит? ( Снег - твёрдое состояние).
  • Холодный, но не мороженое, мокрый, но не рыба, долгожданный, но не каникулы, грибной, но не суп. ( Дождь – жидкое состояние).

Следующий приём « исключи лишнее слово».

Жидкость - Какое слово передаёт обобщающее понятие?
Океан
Море
Родник.

Игра – приём «расположи слова». От частного понятия к промежуточной степени общности, затем к общему понятию.

ливень – осадки – дождь

водоём – река – Енисей

IV. Моделирование.

Одним из основных этапов технологии мастер – класс является моделирование уроков в технологии мастера. Даю новую тему: Смена дня и ночи. Педагоги работают в группах.

1 группа. Продемонстрируйте приём « от частного к общему» на примере следующих понятий: Земля – планета – небесное тело

Ночь – время суток – сутки

2 группа. Отработайте модель урока по версиям.

Версия 1 солнце
непрерывно
Версия 2 Земля

 

Как вращается? Версия 1 вокруг оси
Версия 2 хаотично

3 группа. Придумайте слова – понятия по данной теме урока с использованием приёма «исключи лишнее слово». Например: Луна

-Какое слово обобщающее? Марс
неживая природа
Земля

Предлагаю смоделировать свои уроки.

V. Рефлексия.

- Какие ассоциации возникли у вас в связи с проведённой технологией? Выразите своё отношение. Отметьте значком на карточках.

Я буду использовать Я многое взял Мне это не
это на своих уроках. бы для себя. пригодится.
img5.jpg (19567 bytes)  img6.jpg (21375 bytes) img7.jpg (12325 bytes)

Список литературы.

  1. Гамезо М. В. Атлас по психологии. М., « Просвещение»., 1986.
  2. Хуторской А. В. Методика личностно – ориентированного обучения. М. Владос.,2005.
  3. Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. Ростов н/Д: «Учитель»,2003.