Педагогическая деятельность - это непрерывное общение взрослых с детьми, детей между собой. Общение мощный фактор нравственного развития ребят, их социализации, воспитания толерантной личности; т. е. через общение можно научить быть терпимыми к чужим мнениям, жить в мире непохожих идей. Мы не устаем сегодня повторять о гуманизации образования. Далеко не всегда реализуются идеи гуманистической педагогики в общении с детьми и их родителями. Используются способы взаимодействия с детьми, характерные для насильственных коммуникаций: жесткое требование, неспособность принять ребенка таким, каков он есть. Значит, нам, самим воспитателям, надо учиться ненасильственному общению и учить этому ребят, это значит научить их дружить в детстве, в жизни.
Я предлагаю мастер-класс нетрадиционного родительского собрания на тему: “Как воспитать у детей навыки ненасильственного общения”. Для выявления эмоционально-психологического состояния детей, и изучения их потребностей, в общении нужно провести анкетирование среди детей (поставить знак “+” у ответа с которым ребенок согласен).
1. Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми?
- Да
- Нет
2. Чувствовал (а) ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?
- Да
- Нет
с учителем?
- Да
- Нет
3. Кто больше всего понимает тебя?
- друг
- учитель
- отец
- мать
4. Видишь ли ты друга в своем учителе?
- Да
- Нет
В своих родителей?
- Да
- Нет
5. Хотел (а) бы ты быть таким человеком, как твои родители?
- Да
- Нет
Как твой учитель
- Да
- Нет
II. Учитель знакомит родителей с результатами анкетирования.
Родителям раздается памятка для родителей “Способы коммуникации, которые следует избегать в общении с детьми”.
- требование, приказ, команда;
- указание на то, что “ты должен”;
- упрек, обвинение;
- предупреждение, предостережение, угроза;
- нравоучение, нотация;
- готовые решения, категоричные подсказки, советы;
- высмеивание, подшучивание, юмор “сверху вниз”
- выспрашивание, расследование;
- обобщения (“ все вы ...”, “никто из вас ...”)
- игнорирование или отрицание чувств другого;
- уход от разговора, молчание.
III. Знакомство родителей и методиками изучения степени осознания детьми их трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.
- Методика “Назови чувство”.
Ребенок должен называть те чувства, которые испытывает очень часто редко никогда не испытывал
- Методика “Тележурналист и зритель” “журналист”- родитель “зритель”- ребенок.
Даются вопросы для обсуждения:
- Ты любишь смотреть мультфильмы?
- Вспомни свои любимые мультфильмы, назови их.
- Что тебе нравится в этом мультфильме?
- Назови героев, которые тебе особенно понравились, запомнились, на которых тебе хочется быть похожим.
- Попробуй объяснить, почему тебе понравился этот герой, почему хочется походить на него?
- Расскажи одну из ситуаций мультфильма, которую ты хорошо помнишь?
- Что ты чувствовал в этот момент? (При проведении этой анкеты дети с интересом включаются в работу, общаются откровенно, потому что детям легче говорить о своих чувствах к герою).
- Методика “Мне трудно общаться, когда...” (Перед детьми незаконченные предложения, нужно дописать их).
- Мне трудно общаться, когда мой одноклассник ...
- Мне очень тяжело, когда мои родители ...
- Мне становится очень трудно, когда учитель ...
- Я переживаю, когда незнакомый человек ...
- Мне очень трудно, когда ...
Учитель знакомит родителей с ответами, преобладающими в анкетах анонимно.
1) когда мой одноклассник
- грубит мне, кричит на меня;
- дразнится;
- молчит;
2) когда мои родители
- ссорятся между собой потом не разговаривают друг с другом;
- кричат на меня;
- сравнивают меня с кем-то;
3) когда учитель
- недослушивает меня;
- объявляет мои недостатки при всех;
- иронизирует надо мной или другими ребятами;
4) когда незнакомый
- спрашивает о чем-то;
5) мне трудно, когда
- не понимают меня, не выслушивают;
- кричат на меня;
- сравнивают с другими;
(Эти ответы свидетельствуют о том, что дети испытывают серьезные психологические затруднения в ситуациях насильственного общения).
Вывод: не следует применять в общении способы насильственной коммуникации.
- Методика “Что ответить?” (Выбрать два ответа: сначала самый неудачный затем самый подходящий, лучший на ваш взгляд объяснить свой выбор).
1) Мама смотрит дневник. Один тройки. А ведь на носу Новый год. Не стыдно так закончить четверть?
Ответы: Ты переживаешь о моей учебе?
- Я сам(а) хотел (а) бы иметь отметки получше, да только не получается.
- Опять начали воспитывать.
- Как это стыдно.
- Мама, я учусь не хуже всех.
2) Ваш одноклассник, пробегая мимо парты, сбросил на пол ваши учебные принадлежности.
Ваши действия:
- Догоню и стукну, как следует, чтобы больше мое не трогал.
- Крикну, что он - дурак, и соберу свои вещи с пола.
- Пройду и скажу, чтоб он положил все обратно на парту.
(Анализируя наблюдения, объясняю что детям свойственны многие эмоции, чувства, они могут описать их с помощью свое эмоциональное состояние).
IV. Родителям предлагается решить педагогическую задачу, используя ту информацию, которую они сегодня получили.
Ситуация №1. Дочь пришла из школы и обращается к маме: “Мама, я хочу тебе рассказать что- то важное” Как вы бы ответили и что бы сделали на месте мамы?
Ситуация №2. Мать пришла с работы непривычно, молчаливая, дочь занималась своими делами. Окончив уроки, подходит к двери
- Мам, можно гулять?
- Как хочешь ...
- Хлопает дверь. Слышно, как дочь сбегает с лестницы.
- А мать садится за стол и закрывает лицо руками.
- Почему мать закрывает лицо руками? Что бы сделали ваши дети?
(После обсуждения делается вывод: более эффективным методом воспитания является откровенность и доверительность в общении с детьми).
V. В конце с родителями подведем итог.
Проводится игра “Закончи фразу”
- Теперь я знаю ...
- В вопросах общения с ребенком я буду ...
- Мне больше всего запомнилось ...
- Я нашел ответ на ...
VI. Итог учителя.
Мы с вами решили сегодня несколько трудных вопросов, возникающих в процессе общения. Характер общения определяет здоровье человека, его привлекательность, красоту, успех в учебе, в работе и в личных отношениях с другими. Изучая трудности и противоречия нравственного развития детей, пришли к выводу мысли о том, что воспитание отношения к общению как к огромной нравственной ценности, развитие коммуникативных умений будут способствовать нравственному становлению личности, способности человека помогать друг другу в решении трудных задач не только в школе, но и во взрослой жизни. Очень многое зависит в этом от нас: классных руководителей и родителей.