Как воспитать у детей навыки ненасильственного общения

Разделы: Работа с родителями


Педагогическая деятельность - это непрерывное общение взрослых с детьми, детей между собой. Общение мощный фактор нравственного развития ребят, их социализации, воспитания толерантной личности; т. е. через общение можно научить быть терпимыми к чужим мнениям, жить в мире непохожих идей. Мы не устаем сегодня повторять о гуманизации образования. Далеко не всегда реализуются идеи гуманистической педагогики в общении с детьми и их родителями. Используются способы взаимодействия с детьми, характерные для насильственных коммуникаций: жесткое требование, неспособность принять ребенка таким, каков он есть. Значит, нам, самим воспитателям, надо учиться ненасильственному общению и учить этому ребят, это значит научить их дружить в детстве, в жизни.

Я предлагаю мастер-класс нетрадиционного родительского собрания на тему: “Как воспитать у детей навыки ненасильственного общения”.  Для выявления эмоционально-психологического состояния детей, и изучения их потребностей, в общении нужно провести анкетирование среди детей (поставить знак “+” у ответа с которым ребенок согласен).

1. Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми?

  • Да
  • Нет

2. Чувствовал (а) ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?

  • Да
  • Нет

с учителем?

  • Да
  • Нет

3. Кто больше всего понимает тебя?

  • друг
  • учитель
  • отец
  • мать

4. Видишь ли ты друга в своем учителе?

  • Да
  • Нет

В своих родителей?

  • Да
  • Нет

5. Хотел (а) бы ты быть таким человеком, как твои родители?

  • Да
  • Нет

Как твой учитель

  • Да
  • Нет

II. Учитель знакомит родителей с результатами анкетирования.

Родителям раздается памятка для родителей “Способы коммуникации, которые следует избегать в общении с детьми”.

  • требование, приказ, команда;
  • указание на то, что “ты должен”;
  • упрек, обвинение;
  • предупреждение, предостережение, угроза;
  • нравоучение, нотация;
  • готовые решения, категоричные подсказки, советы;
  • высмеивание, подшучивание, юмор “сверху вниз”
  • выспрашивание, расследование;
  • обобщения (“ все вы ...”, “никто из вас ...”)
  • игнорирование или отрицание чувств другого;
  • уход от разговора, молчание.

III. Знакомство родителей и методиками изучения степени осознания детьми их трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

  • Методика “Назови чувство”.

Ребенок должен называть те чувства, которые испытывает очень часто редко никогда не испытывал

  • Методика “Тележурналист и зритель” “журналист”- родитель “зритель”- ребенок.

Даются вопросы для обсуждения:

  1. Ты любишь смотреть мультфильмы?
  2. Вспомни свои любимые мультфильмы, назови их.
  3. Что тебе нравится в этом мультфильме?
  4. Назови героев, которые тебе особенно понравились, запомнились, на которых тебе хочется быть похожим.
  5. Попробуй объяснить, почему тебе понравился этот герой, почему хочется походить на него?
  6. Расскажи одну из ситуаций мультфильма, которую ты хорошо помнишь?
  7. Что ты чувствовал в этот момент? (При проведении этой анкеты дети с интересом включаются в работу, общаются откровенно, потому что детям легче говорить о своих чувствах к герою).
  • Методика “Мне трудно общаться, когда...” (Перед детьми незаконченные предложения, нужно дописать их).
  1. Мне трудно общаться, когда мой одноклассник ...
  2. Мне очень тяжело, когда мои родители ...
  3. Мне становится очень трудно, когда учитель ...
  4. Я переживаю, когда незнакомый человек ...
  5. Мне очень трудно, когда ...

Учитель знакомит родителей с ответами, преобладающими в анкетах анонимно.

1) когда мой одноклассник

  • грубит мне, кричит на меня;
  • дразнится;
  • молчит;

2) когда мои родители

  • ссорятся между собой потом не разговаривают друг с другом;
  • кричат на меня;
  • сравнивают меня с кем-то;

3) когда учитель

  • недослушивает меня;
  • объявляет мои недостатки при всех;
  • иронизирует надо мной или другими ребятами;

4) когда незнакомый

  • спрашивает о чем-то;

5) мне трудно, когда

  • не понимают меня, не выслушивают;
  • кричат на меня;
  • сравнивают с другими;

(Эти ответы свидетельствуют о том, что дети испытывают серьезные психологические затруднения в ситуациях насильственного общения).

Вывод: не следует применять в общении способы насильственной коммуникации.

  • Методика “Что ответить?” (Выбрать два ответа: сначала самый неудачный затем самый подходящий, лучший на ваш взгляд объяснить свой выбор).

1) Мама смотрит дневник. Один тройки. А ведь на носу Новый год. Не стыдно так закончить четверть?

Ответы: Ты переживаешь о моей учебе?

  • Я сам(а) хотел (а) бы иметь отметки получше, да только не получается.
  • Опять начали воспитывать.
  • Как это стыдно.
  • Мама, я учусь не хуже всех.

2) Ваш одноклассник, пробегая мимо парты, сбросил на пол ваши учебные принадлежности.

Ваши действия:

  • Догоню и стукну, как следует, чтобы больше мое не трогал.
  • Крикну, что он - дурак, и соберу свои вещи с пола.
  • Пройду и скажу, чтоб он положил все обратно на парту.

(Анализируя наблюдения, объясняю что детям свойственны многие эмоции, чувства, они могут описать их с помощью свое эмоциональное состояние).

IV. Родителям предлагается решить педагогическую задачу, используя ту информацию, которую они сегодня получили.

Ситуация №1. Дочь пришла из школы и обращается к маме: “Мама, я хочу тебе рассказать что- то важное” Как вы бы ответили и что бы сделали на месте мамы?

Ситуация №2. Мать пришла с работы непривычно, молчаливая, дочь занималась своими делами. Окончив уроки, подходит к двери

  • Мам, можно гулять?
  • Как хочешь ...
  • Хлопает дверь. Слышно, как дочь сбегает с лестницы.
  • А мать садится за стол и закрывает лицо руками.
  • Почему мать закрывает лицо руками? Что бы сделали ваши дети?

(После обсуждения делается вывод: более эффективным методом воспитания является откровенность и доверительность в общении с детьми).

V. В конце с родителями подведем итог.

Проводится игра “Закончи фразу”

  • Теперь я знаю ...
  • В вопросах общения с ребенком я буду ...
  • Мне больше всего запомнилось ...
  • Я нашел ответ на ...

VI. Итог учителя.

Мы с вами решили сегодня несколько трудных вопросов, возникающих в процессе общения. Характер общения определяет здоровье человека, его привлекательность, красоту, успех в учебе, в работе и в личных отношениях с другими. Изучая трудности и противоречия нравственного развития детей, пришли к выводу мысли о том, что воспитание отношения к общению как к огромной нравственной ценности, развитие коммуникативных умений будут способствовать нравственному становлению личности, способности человека помогать друг другу в решении трудных задач не только в школе, но и во взрослой жизни. Очень многое зависит в этом от нас: классных руководителей и родителей.