Значение рисунка в формировании будущего архитектора

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Рисунок – одна из ведущих дисциплин в обучении архитектора. И это понятно, так как рисунок является главным изобразительным средством творческого метода архитектора. Архитектор должен постоянно стремиться к более совершенному решению всех проблем проектирования, и рисунок – одно из средств достижения этой цели. Он должен хорошо владеть искусством рисования - это залог успешного выполнения любой проектной задачи.

Французский философ XVIII века Дени Дидро писал, что «страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах» [1].

В настоящее время рисунок архитектора не просто определён как средство профессиональной коммуникации или как «язык» диалога: архитектор – исполнитель – потребитель, а трактован как один из основных инструментов творческого процесса. Целью архитектурного образования является подготовка студентов к активной творческой практической деятельности. Архитектура занимает особое место в системе культуры, а архитектору отводится одна из главных ролей – творить прекрасное. Но чтобы создать красоту, он должен увидеть её, «пропустить» через себя и суметь изложить её на бумаге.

Для успешной работы в архитектурной графике необходимо развивать способность видеть окружающий мир глазами художника, замечать необычное в обычном, быть наблюдательным и увлечённым. Для успешного выполнения любой проектной задачи, архитектор должен владеть искусством рисования. Высокое искусство рисования является одним из качественных критериев профессионализма будущих архитекторов. В связи с этим хотелось бы особо выделить такое необходимое архитектору качество как креативность.

Креативность – это фактор, способствующий раскрытию потенциала студентов и преподавательского состава, влияющий на противостояние имеющимся трудностям и помогающий найти неординарные пути выхода из неординарных ситуаций.

Что же включает в себя понятие «креативность»? По определению А.И.Субетто, это:

- умение творчески мыслить в любых сферах человеческой деятельности, находить оригинальные решения жизненных проблем с опережением времени;
- умение решать творческие задачи в своей профессиональной области;
- умение управлять психологической инерцией мышления на базе знаний методов и приёмов управления;
- умение принимать решения в условиях риска;
- знание законов логики и эвристических приёмов мышления;
- знание и умение применять инструмент теорий сильного мышления в жизненных ситуациях с ориентацией на идеальное качество результата;
- понимание основных закономерностей окружающего нас мира, систем и объектов.

Мир вступает в новую форму развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Новые технологии, компьютерная сеть, машинная графика, специальная множительная техника, с быстрым и лёгким построением сложнейших перспектив и пространственных образов на автоматических чертежных машинах, интернет со стремительной скоростью внедряются в нашу жизнь. Поэтому развитие креативности у студентов, будущих архитекторов, является первоочередной задачей преподавателей. Как преподаватели изобразительного искусства, мы видим решение этой проблемы в развитии и совершенствовании художественных способностей студентов – архитекторов и, в частности, овладении искусством рисования.

Искусство рисования включает несколько этапов: наблюдательность, цельное видение, зрительную память. Как говорил П.П. Кончаловский, «…вся жизнь художника должна быть непрерывной цепью наблюдений и впечатлений» [2]. В процессе обучения изобразительному искусству возникают следующие, неразрывно связанные между собой педагогические задачи:

  • воспитание и развитие природной способности к наблюдению;
  • цельное видение и восприятие действительности;
  • развитие и укрепление зрительной памяти;
  • умение вызывать у себя представление о ранее воспринятом.

Чтобы лучше понять значение этих важнейших качеств, бегло проанализируем сам процесс обучения рисунку.

Что же даёт длительный учебный рисунок на аудиторных занятиях? Учебный рисунок с натуры (рис. 1), основанный на длительном наблюдении и подробном её изучении, является главной традиционной формой обучения рисунку. Он учит правдоподобно передавать предметы, которые видит рисующий; их характерные особенности, формы и пластические свойства. Рисунок даёт основные важные теоретические знания и практические навыки. Знания включают в себя основы наблюдательной перспективы, некоторые вопросы физики (законы распространения света, оптика), понятие о светотеневых отношениях (тон), основы пластической анатомии человека и животных.

Для длительного рисунка на первом и втором годах обучения студентам предлагается неподвижная мёртвая натура: различные предметы, гипсовые слепки орнаментов, античных ваз и капителей, гипсовые части лица (с последующим усложнением форм).

На третьем и четвёртом годах обучения при ознакомлении и изучении человека в качестве пособий используются гипсовые слепки греческих и римских голов, фигур и их детали.

Параллельно с этими постановками идёт работа с живой моделью. Первоначально рисуется голова, затем – торс, потом – одетая и обнажённая мужская и женская фигуры. Обязательным необходимым условием при обучении является выполнение домашнего задания в виде рисунков, зарисовок, набросков, приводящего к мастерству. Мастерство в архитектуре - это уровень культурно – профессионального и мировозренческого потенциала творческой личности, и без умения хорошо рисовать, выражать свои мысли с помощью простых изобразительных средств на бумаге этот уровень достигнуть невозможно. В работе архитектора архитектурный рисунок - это начало начал, поэтому совершенствование владения им способствует не только выработке профессионального почерка, но и формирует общую культуру будущего зодчего.

Архитектурные рисунки должны быть особенными; в своей основе они переходят через точечную, линейную, объёмно – пространственную геометрию. Рисунок, зародившийся в глубокой древности, имеет свою анатомию, в основе которой заложены точки, линии, пятна; следовательно, рисунок в архитектурной школе должен быть направлен на развитие у рисующего объёмно – пространственного воображения (рис. 2). Без всякого сомнения, для будущего архитектора рисование должно логически и принципиально связываться с его знаниями по математике, геометрии, физике, биологии, общественным наукам, технологии труда и т.д.

Систематические занятия рисунком (с натуры, по представлению, по памяти и воображению) способствует развитию объёмно – пространственного, логического мышления. Рисунок позволяет архитектору преобразовывать живой материал его наблюдений в архитектурные образы, тем самым активизируя развитие его креативности. Архитектурный рисунок – это область графического искусства, в которой должен активно работать всякий современный архитектор. «С одной стороны, значение архитектурного рисунка вспомогательное, почти техническое. С другой стороны, это и есть поле непосредственного приложения и живой игры творческих сил архитектора, первичное, пусть даже схематичное и начальное воплощение пространственного образа, увы, не всегда получающего затем практическую реализацию» [3].

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Архитектура» прописаны требования к профессиональной подготовке выпускников, которыми они должны овладеть за время обучения в вузе. Там сказано, что выпускник должен «владеть различными графическими материалами, рисунком как инструментом и средством для свободного выражения своих идей по воображению и представлению, уметь выразительно изображать архитектурный объект в нужном ракурсе, умело дополняя его антуражем и стаффажем, решать композиционные задачи различной важности и т.д.».

В период вузовского обучения подготовка должна осуществляться в три стадии: 1) репродуктивная деятельность; 2) репродуктивно – творческая деятельность; 3) творческая деятельность. Такой подход обеспечивает у студентов постепенное формирование профессионального мастерства, несмотря на изначально разную подготовку в области рисунка. Особенно эффективно это происходит при интеграции смежных дисциплин: живописи, скульптуры, архитектурного проектирования.

Профессиональное владение архитектурной графикой является одним из непременных условий формирования профессионального мастерства будущих архитекторов, так как, овладев умением хорошо рисовать, будущие архитекторы будут способны успешно решать различные архитектурные задачи.

Литература

1. Ломоносова М.Г. Графика и живопись. М.: 2003. – 207с.

2. Никольский В.А., Кончаловский П.П. М.: 1936.

3. Максимов О.Г. Рисунок в архитектурном творчестве. М.: 2003. – 464с.