Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе
(Заместитель директора высшей категории по учебно-воспитательной работе в начальных классах гимназии №1 г.Кирово-Чепецка Глушкова Вера Яковлевна)
Гимназия №1 города Кирово-Чепецка 15 лет работает в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Развивающее обучение (РО) ставит своей целью формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самоизменению.
Ребенок, который пришел в школу, уже находится на пути саморазвития, которое протекает спонтанно, само собой. Хорошо, чтобы обучение, по меньшей мере, этому не мешало. Система РО Эльконина-Давыдова активно помогает, придает развитию целенаправленный характер, вооружая растущего человека необходимыми для этого способами, умениями, способностями.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, поэтому в гимназии проблеме адаптации уделяется большое внимание. Нарушения процесса адаптации у младших школьников сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности и самой учебной деятельности в целом, играют существенную роль в развитии пограничных нервно-психических расстройств. Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.
На наш взгляд, подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства. Роль администратора в этой системе - согласование и координация психолого-педагогических воздействий на ребенка. Схематически это можно представить так:
На сегодняшний день мы можем говорить о том, что в гимназии сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации, если понимать под психолого-педагогическим сопровождением «особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса» [1, с. 3] Эта система является результатом десяти лет работы в данном направлении и включает в себя 3 взаимосвязных блока:
1. Работа с детьми,
2. Работа с учителем,
3. Работа с родителями.
1. Работа с детьми.
Вооружать детей способами действия в адаптационный период учителя начальных классов гимназии начинают уже в школе будущего первоклассника. «Школа развития» существует уже 12 лет, и учителя находятся в постоянном поиске, стремятся сделать так, чтобы не дублировать программу детского сада, не подменять букварный период обучения, развить такие способности, которые помогут детям успешно обучаться в системе РО, т.к. 90% поступающих в 1 класс – это дети из «Школы развития». Занятия в «Школе развития» строятся на принципе субъект-субъектных отношений
Главная цель, согласно "Положению о подготовительном классе", помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения.
Задачи, которые стоят перед учителями:
- Формирование общей способности к обучению.
- Развитие тонкой моторики руки и зрительно – моторной координации.
- Развитие креативных способностей.
Эти задачи реализуются на занятиях:
- Развитие речи.
- Развивающие игры.
- Общие способности к обучению.
Как показывает психолого – педагогическая практика, успешной адаптации первоклассников способствует достаточный уровень результатов общей способности к учению.
В становлении данной способности важную роль играют компоненты, непосредственно не являющиеся интеллектуальными. К ним относятся:
- Положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности.
- Способы саморегуляции интеллектуальной деятельности на всех ее этапах:
- принятие или самостоятельная выработка общей стратегии предстоящей деятельности и способности ее выполнения;
- полнота и точность сохранения инструкции до конца работы;
- реализация программы деятельности через конкретную систему действий и операций;
- сличение полученного результата с ранее принятой программой деятельности, оценкой объема и качества достигнутого с позицией запланированного.
Такие занятия способствуют развитию эмоционально волевой сферы будущего первоклассника (прежде всего произвольного поведения), высших психических функций: памяти, внимания, различных форм мышления (наглядно – образного, наглядно – действенного, словесно – логического), мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, планирования).
Занятия проводятся как на собственном учебном материале, так и на материале, не имеющем прямого учебного значения.
Главным условием проведения занятий является:
- создание ситуации успеха для ребенка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;
- развертывание алгоритма способов саморегуляции во всех видах деятельности.
Большинство занятий носит одновременно диагностический и обучающий характер. (Тематическое планирование представлено в Приложении 1)
Еще одним условием, способствующим лучшей адаптации, является 7-10 – дневный курс «Введение в школьную жизнь» Г.А. Цукерман (2), с которого для наших первоклассников начинается учебный год. Это введение «в новый возраст, в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и самим собой», «обучение навыкам сотрудничества». «Введение в школьную жизнь» облегчает ребенку переход от дошкольного детства к школьной жизни, снижает влияние естественных трудностей периода адаптации. (Тематическое планирование представлено в Приложении 2)
Главная цель, которая стоит перед администратором, курирующим начальную школу - «держать руку на пульсе адаптации», чтобы в нужное время принять нужное управленческое решение. Для этого необходимо иметь информацию об особенностях протекания процесса адаптации у ребенка.
Метод, дающий значительный процент информации о ребенке, наблюдение. Наблюдение при посещении уроков, внеклассных мероприятий, в ходе непосредственного общения с детьми – все это позволяет дополнять и уточнять данные психодиагностики.
Для психодиагностики процесса адаптации и личности ребенка в этот период применяются так же рисуночные тесты, поскольку рисование – понятная и доступная этому возрасту деятельность. Например, через 7-10 учебных дней, как правило, при завершении курса «Введения в школьную жизнь», детям дается тема для рисования «Детский сад – школа». На одной стороне листа ребенка просят нарисовать, как он ходил в детский сад, как он жил до школы (если не ходил в детский сад). Через 10 – 12 минут просят перевернуть листок и нарисовать, как он учится в школе. Времени на вторую работу отводится столько же. Ребенка просят прокомментировать рисунок.
Со временем эти комментарии приобретают характер рефлексии (рефлексия – ключевое понятие развивающего обучения, «анализ самим человеком внутреннего плана» действий, направленность его сознания на «осмысление его собственных познавательных действий»). И уже в мае, когда детям предлагается нарисовать «Как я учился в первом классе», в ходе обсуждения они могут сами сформулировать свои достижения и трудности, свои удачи и неудачи, их причины.
Вся информация, полученная о ребенке и особенностях его адаптации, используется для разработки коррекционных мероприятий, часть которых осуществляется учителем и родителями, часть – психологом. Курирующий заместитель директора их координирует.
Самым значимым человеком для первоклассника является его учитель. Поэтому неотьемлимой частью психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации является тесное взаимодействие администрации, школьного психолога с учителем.
2. Работа с учителем.
Педагогический коллектив начальной школы гимназии разделяет ту точку зрения, что не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, принимать и понимать их такими, какие они есть, и помогать их личностному росту.
Для того чтобы составить представление о том, какими учителя хотят видеть первоклассника, администрация гимназии предложила им составить его «желаемый портрет»: Я хочу, чтобы у моих учеников было в первую очередь…
- Внимание, способность к длительному сосредоточению;
- Хорошая память; сообразительность; любознательность, развитое воображение;
- Начальные навыки чтения, письма, счета…;
- Физическая ловкость, ручная умелость;
- Волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
- Организованность, аккуратность; дружелюбие, умение общаться с другими детьми и с взрослыми.
Результаты показали, что учителя гимназии, прежде всего, хотят видеть у первоклассников наличие познавательных интересов, любознательности и способности к произвольному поведению, коммуникативных качеств, облегчающих вступление в новый коллектив. В последнюю очередь были названы достаточный уровень внимания, памяти, начальные навыки письма и счета.
По мнению психологов, учитель, взявший первый класс, тоже переживает непростой для себя период – период адаптации к новому классу, к новым детям. После взрослых, все понимающих с полуслова четвероклассников, снова вернуться на уровень детского сада – это не всем дается легко.
Практика нашей работы показывает, что для учителя бывает менее болезненной смена класса в том случае, если он занимался своими будущими первоклассниками в «Школе развития».
Наши учителя являются самыми заинтересованными лицами в изучении процесса адаптации своих детей. Результаты всех диагностик (тесты, наблюдения) обсуждаются психологом и учителем, по ходу обсуждения выявляются причины и намечаются пути коррекции трудностей адаптации.
Психолог предоставляет учителю и курирующему заместителю директора информацию, необходимую для обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку.
3. Работа с родителями.
Работа с родителями первоклассников начинается еще до учебного года. А если принять во внимание, что почти 90% детей поступают в гимназию после подготовительного класса, то с их родителями – за год до первого класса. В течение 5-ти месяцев родители детей подготовительного класса на занятиях с психологом, логопедом знакомятся с психофизиологическими особенностями старших дошкольников, получают конкретные рекомендации по оптимизации общения с детьми и подготовке их к обучению в школе.
Первая встреча администрации гимназии с родителями проходит на родительском собрании перед началом занятий в «Школе развития», второй раз – на собрании по ее окончании. Следующая встреча – индивидуальное собеседование с родителями, дети которых будут учиться в гимназии. Цель данной встречи: знакомство родителей со спецификой обучения в гимназии.
Первая встреча психолога с родителями уже зачисленных детей проходит, как правило, в июне. Здесь родители получают советы по тому, как использовать оставшееся время, чтобы облегчить ребенку вхождение в школьную жизнь. В этот же день родители заполняют специальную анкету, составленную нами, цель которой получить те сведения о ребенке, помогающие учителю в установлении контактов с ним.
Вторая встреча с родителями планируется обычно на последние дни августа. Психолог знакомит родителей с особенностями первого этапа адаптации. Цель этой встречи – помочь родителям правильно организовать режим дня ребенка, правильно строить свои с ним отношения в этот напряженный период, а самое главное – знать о возможных проявлениях, чтобы вовремя заметить неблагополучные симптомы.
Все последующие встречи психолога с родителями проходят уже в течение учебного года, естественно, в первом полугодии несколько чаще. При необходимости психолог и курирующий заместитель директора проводят индивидуальные консультации для родителей. (План работы представлен в Приложении 3)
В течение сентября – октября проходит внутришкольный контроль «Адаптация 1-х классов» с целью знакомства с вновь набранными классами, определения общего уровня адаптации и уровня освоения детьми инструментария сотрудничества.
В контроле принимают участие все участники образовательного процесса в 1 классе:
- Учителя;
- Психологи;
- Логопед;
- Администрация гимназии.
Таким образом, комплексная система адаптации 1-х классов включает в себя административные и психолого-педагогические условия.
Комплексный подход к обеспечению адаптации детей к условиям жизни способствует тому, что уже к концу первой четверти полная адаптация констатируется у подавляющего большинства первоклассников (от 85% до 96%) по методике Александровской:
в 1996 – 1997 учебном году – у 86,7% первоклассников,
в 1997 – 1998 учебном году – у 78 %,
в 1998 – 1999 учебном году – у 90 %,
в 1999 – 2000 учебном году – у 89 %,
в 2000 – 2001 учебном году – у 96 %,
в 2001 – 2002 учебном году – у 85 %,
в 2002 – 2003 учебном году – у 95 %.
По данным литературы этот показатель составляет 56%.
Представленная в данной работе система административного, психолого-педагогического сопровождения адаптации может быть использована в условиях любого общеобразовательного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
- Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
- Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. / Народный университет. Педагогический факультет № 5/ - М.: Знание, 1985. – 95 с.
- Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности: Под ред Д.И. Фельдштейна / Вступ. статья Д.И. Фельдшейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 209 с.
- Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 175с.
- Ковалева Е.А. Методика изучения алдаптации первоклассников // Начальная школа, №7, 1996.
- Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь – Томск: Пеленг, 1992. – 133 с.
- Школа и психическое здоровье учащихся. –М.: Просвещение, 1989. – 240 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические произведения. – М.: Прпосвещение, 1998. – 186 с.