1. Коллективные ответы с места «Да», «Нет»
Перед классом таблица:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ‘7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |
Даны примеры
4 х 6 4 х 3 7 х 4 4 х 9 4 х 4
Показываю число. Если число является ответом, учащиеся хором говорят «да», затем произносят 4 х 6=24. Если число не является ответом, говорят «Нет».
Подобную работу провожу и при изучении деления.
2. Игра «Не скажу».
Учащиеся по указанию учителя считают от 30 до 60 по одному, но вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они произносят «Не скажу». Эти числа я записываю на доске. Появляется запись 30, 36, 42, 48, 54, 60. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры:
30:6=5 36:6=6 42:6=7 и т.д.
3. Магические квадраты
1) Подберите числа, чтобы квадрат стал магическим.
8 | 7 | |
6 | ||
5 |
Дополнительные задания к этому квадрату:
а) используя числа квадрата, составьте из них произведения, один из множителей которых равен 2 ( 4х2=8; 2х2=4; 3х2=6; 5х2=10);
б) Какие числа из первого квадрата можно представить в виде двух множителей, один из которых равен 2?
8=4 х 2
10=2 х 5
6=2 х 3
12=2 х 6
14=2 х 7
в) При делении каких чисел можно получить первое число верхнего ряда, второе число верхнего ряда, третье число второго ряда?
Ответ: 18:2=9 16:2=8 12:2= 6
4. Математическое лото.
На 34 карточках записаны результаты таблицы умножения. Один из учеников или учитель показывает классу карточку с выражением, например 6 х 4, а учащиеся закрывают квадратиками на своих таблицах ответы (по одной карточке для каждого ученика).
Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке (на карточке три ответа).
Карточки на умножение чисел 2, 3, 4, 5:
Работа с лото усиливает стремление учащихся быстрее выучить таблицу.
5. Работа с числовыми выражениями.
1) Назовите значение этих выражений в порядке возрастания:
3 х 3 3х9
3 х6 3х7
3х5 3х2
2) Прочитайте выражения с одинаковыми значениями:
2х4 2х3
3х2 4х2
5х2 2х9
3) Вычислите произведения. Наберите число 15 в виде суммы произведений, данных на таблице:
1х1 2х3
3х2 5х2
3х1 2х2
Ответы:
5х2+2х2+1х1
2х3+2х3+3х1
3х2+3х2+3х2
4) Вычислите произведения. Наберите число 20 в виде суммы произведений, данных на таблице:
1х7 3х3 2х2 2х4 4х4 3х8 2х5
О т в е т ы: 2х5+2х4+2х1
3х3+2х2+1х7
4х4+2х2
2х5+2х5
Постепенно задание усложняется.
5) Наберите числа 60, 72, 96, 38 в виде суммы произведений:
6х7 7х9 3х6 7х8
6х9 4х3 8х5 5х4
О т в е т ы: 5х4+8х5=60 7х8+8х5=96 6х9+3х6=72 6х3+5х4=38
6. Выполните действия устно, а в тетрадь запишите те выражения, значения которых делятся на 8:
1 вариант | II вариант | ||
100—76 | 32—17 | 72—16 | 48+25 |
80—17 | 13+6 | 44+46 | 54+36 |
28+28 | 91—59 | 100—36 | 53—37 |
Таким же образом можно организовать и работу по повторению трудных случаев деления на 6, 7, 9.
Для развития математической речи выражения читаются по-разному: 100 уменьшить на 76, найти разность чисел 100 и 76, из 100 вычесть 76.
7. Найти значения выражений:
1 вариант | II вариант |
8х9 8х7 | 9х9 8х5 |
7х7 7х5 | 7х9 4х4 |
3х8 6х7 | 7х6 4х9 |
9х3 8х8 | 4х8 6х4 |
При проверке примеров обоих вариантов прошу учащихся назвать:
1) выражения, значение которых равно 42:
1 вариант: 6х7;
II вариант: 7х6;
2) выражения, значение которых равно 24:
I вариант: 3х8;
I вариант: 6х4;
3) значения выражений с одинаковыми множителями:
1 вариант: 7х7=49, 8х8=64;
II вариант: 9х9=81, 4х4=16.
При закреплении трудных случаев сложения и вычитания, умножения и деления использую следующие задания:
1. Вставьте в окошко такие числа, чтобы получились верные равенства:
9х9=100- *
7х8=49 + *
2. Найдите частные: 81:9, 27:9. Какое частное больше и во сколько раз?
3. Найдите произведения 7х8, 7х7. На сколько первое произведение больше второго?
4. На доске (или на плакате) запись:
Найдите последнее число, если первое число 18.
Учащиеся считают про себя: 18:6=3, 3 х7=21, 21—19=2, 2х8=16, затем называют ответ: 16.
По этой же записи можно провести счет цепочкой, заменив первое число — 24, тогда последнее — 72.
5. Для развития беглого счета использую счет цепочкой, включая примеры на внетабличное умножение и деление:
66—12 | 69-64 | 86—14 |
:11 | х13 | :18 |
х6 | —26 | х19 |
+34 | :13 | +24 |
58 | 3 | 100 |
За несколько уроков до изучения новой темы я включаю в устный счет задания, подготавливающие к восприятию неизвестного материала.
Так, за 8—10 уроков до изучения темы «Умножение двузначных числа на однозначное» во время устного счета предлагаю задания вида:
1. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых:
2. Представьте числа в виде разрядных слагаемых и умножьте каждое слагаемое на 2, 3, 4:
3. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых, разделите каждое слагаемое на 2 и найдите сумму частных:
В ходе рассуждения учащиеся вписывают ответы в окошки.
Учащиеся проявляют большой интерес к решению круговых примеров. При подготовке заданий необходимо подбирать примеры так, чтобы число, получаемое в результате одного из них, являлось началом другого. Эти примеры следует писать вперемешку. Ответ последнего примера совпадает с началом первого.
1. Для устного счета:
41—33 72—9 54+17 8х9 56:8
63:7 71—15 9х6 7+34
2. Восстановите знак так, чтобы примеры стали круговыми:
8х3 24:6 32—18 14+58 4х8 72:9
3. При самостоятельном решении круговые примеры предупреждают учащихся от ошибочных результатов, так как, не получив верного ответа, дети не найдут начало следующего примера. Работа проводится по вариантам, чем обеспечивается большая самостоятельность учащихся при выполнении задания:
I вариант
(Запись на доске)
1-й пример 57:19-26 | 78 |
3-й пример 91—38+ 15 | 68 |
5-й пример 60:5 х 6 | 72 |
2-й пример 78:6х7 | 91 |
4-й пример 68:17х15 | 60 |
6-й пример 72—15х1 | 57 |
Ответ последнего примера 57 совпадает с началом первого примера.
II вариант
(Запись на доске)
1-й пример 72:24х19 | 57 |
4-й пример 75:5+69 | 84 |
6-й пример 98:2+23 | 72 |
2-й пример (57+27):12 | 7 |
5-й пример 84:6х7 | 98 |
3-й пример 7х13—16 | 72 |
Ответ последнего примера 72 совпадает с началом первого примера.
Предупреждают от ошибочных результатов и такие задания:
1. Вычислите и найдите ответ на доске:
1 вариант | 11 вариант |
88:44+66:2 | 66:22+96:4 |
94:2—46:23 | 96:16+91:7 |
96:24+95:19 | х17—64:4 |
Например, ученик решает 88:44+66:2=35. Он находит число 35 среди ответов, записанных на доске: 27, 9, 90, 83, 52, 35, 45, 19. Следовательно, пример решен верно. Если нет такого ответа, значит, пример решен неверно, ученик снова решает ёго.
Такой же прием я использую и при работе с учебником.
Этот вид работы усиливает ответственность у учащихся при выполнении задания, приучает работать без ошибок, а при выявлении их тут же исправлять.
Стимулирует познавательную и творческую активность работа такого характера.
1. Составьте задание для товарища.
На доске плакат:
Увеличить: в несколько раз, на несколько единиц. Уменьшить: в несколько раз, на несколько единиц. Во сколько раз число больше или меньше? На сколько единиц число больше или меньше? Делимое. Делитель. Частное. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Слагаемые. Сумма. Множители. Произведение. |
Записаны числа:
6 12 36 8 60 66
9 48 99 7 15 33
На составление задания отводится 2 мин. Учащиеся самостоятельно составляют задание, а затем предлагают его товарищам.
Например, один ученик предлагает: число 6 увеличить в 9 раз, во сколько раз 66 больше 33? Уменьшаемое 48, разность 12. Найдите вычитаемое.
Учащиеся считают и называют ответы.
2. Используя числа: 42, 7, 5, 64, 8, 72, 4, 19, 32, 9, записанные на доске, составьте примеры к данному заданию:
_+_ х_ -_ =
_-_ х_ =
_:_ х_ =
_:_ +_ х_ =
Учащиеся составляют:
4+7х8-19
72—7х7
64:8 х7
42:7+9х5
3. Запишите в окошках числа, чтобы получились верные равенства: