Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Разделительный мягкий знак"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Формировать умение произносить и правильно писать слова с разделительным мягким знаком.
2. Развивать внимание и фонематический слух.
3. Воспитывать умение слушать других, наблюдать и сравнивать.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

(дети «ёжиками» разминают мелкие мышцы пальцев)

Учитель читает загадку

Всё кругом бело-синее,
Всё в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней.

- О каком времени года мы будем говорить?

- Закройте глаза и представьте себе, что вы высоко-высоко. Сделайте глубокий вдох. Откройте глаза и нарисуйте.

- Закройте глаза и представьте себе, что вы глубоко-глубоко внизу. Сделайте глубокий выдох. Откройте глаза и нарисуйте.

- Закройте глаза. Откройте глаза и часто поморгайте 10 раз. Повторите.

- Полетели на поля тетради разноцветные снежинки.

(Дети рисую на полях снежинки)

2. Минутка чистописания.

- Сегодня на уроке мы будем отрабатывать письмо полуовала и наклонной маленькой палочки. Запишите один раз сочетание этих элементов. Посмотрите и предложите свою последовательность элементов.

- На что похожа эта запись?

(высказывания детей)

Мне это напоминает следы на снегу.

3. Работа над безударной гласной непроверяемой ударением.

- Какое слово мы сейчас запишем в словарик, вы узнаете из загадки.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

(Дети записывают слово медведь)

- Чтобы запомнить, как правильно пишется слово, давайте составим его звуковой состав.

Дети устно называют звуки и дают им характеристику.

«М,» - согласный, звонкий, мягкий

«и» - гласный, безударный

«д» - согласный, звонкий, твёрдый

«в,» - согласный, звонкий, мягкий

«э» - гласный, ударный

«т,» - согласный, глухой, мягкий

В слове «медведь» 7 букв и 6 звуков.

- Что вы знаете об этом звере?

- Вы будете лепить, а я вам прочитаю интересный рассказ о медведе.

МЕДВЕДЬ

Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет в бок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдёт.

Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает лапой и спит. В это время пищи он не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.

(Дети дополняют рассказ. Говорят где у них есть буква «е» на фигурке медведя.)

Учитель: Мы с вами побывали в гостях у медведя и узнали о его жизни зимой.

4. Закрепление изученного материала.

(Слышится за дверью звон колокольчика. В класс входит в песцовой шапке-ушанке и больших тапочках переодетый в букву родитель.)

А. СЦЕНКА «Разделительный мягкий знак»

Учитель: Вы кто?

Буква: Я буква.

Учитель: А вы могли бы сейчас поработать?

Буква: С большим удовольствием!

Учитель: Постоять в начале слова. Слово-то понимаете, начинается, и постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило…

Буква: В начале слова не работаю.

Учитель: А тогда вот: место есть между согласной и буквой «а»? «о»? «у»? «ы»? «э»?

(Дети выходят к доске и цветным мелом зачёркивают эти буквы)

Буква: Простите, в таких местах не работаю.

Учитель: Вот оно как! Тогда после согласной буквы «ч» перед буквой «к» или «н»

Буква: Нет, туда не пойду!

(Дети говорят правило о правописании «чк», «чн». Зачёркивают мягкий знак в этих сочетаниях.)

Учитель: Ребята, так какая это буква?

Дети: Мягкий знак.

(Дети подходят и трогают шапку и говорят о том, что действительно она мягкая)

Буква: А что вы обо мне знаете?

(Дети отвечают. Мягкий знак показывает мягкость согласного в середине и на конце слова. Разделяет согласный от гласного.)

Буква: Когда пишется разделительный мягкий знак?

- Дети первого варианта рассказывают правило детям второго варианта. Желающие, могут воспользоваться памяткой «Правописание разделительного мягкого знака»

Б. Вставить пропущенные буквы.

Учитель: Пошёл снег большими хлопьями.

(Дети пёрышками по указаниям дежурного выполняют упражнения )

М . ДВЕЖ . Я ЛАПА

М . ДВЕЖ . Е УХО

М . ДВЕЖ . ЕМУ ЧУТ . Ю

(Дети цветным мелом вставляют нужные буквы. Произносят слова без разделения и разделением согласного и гласного. Находят нужный слуховой вариант и записывают.)

- Составить и записать предложение с одним из словосочетаний.

Физическая пауза

С неба падают снежинки

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения)

А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.

(Потягивания – руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.

(Прыжки на месте.)

Ну а мы идём, идём
И к себе приходим в дом.

В. Найти слово с разделительным мягким знаком и показать гласную, перед которой он пишется.

Учитель: Если в лесу соблюдать правила поведения, то можно встретить вот таких животных.

(Дети лепят из пластилина буквы, показывают.)

Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы…
Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
- Э, на что мне клыки да когти?
Душа-то у меня всё равно заячья.

- Почему так ответил заяц?

Учитель: Вспомните слова с разделительным мягким знаком и запишите их.

- Какие пословицы и поговорки вы знаете, где встречается этот зверь?

Г. Самостоятельная работа

Упражнение 213. Вставить пропущенные буквы.

Проверка: Проверь слова с непроверяемой безударной гласной по словарю.

Учитель: На этом наша зимняя прогулка и закончилась. Продолжите предложение. Мы сегодня на уроке русского языка ….

(Раздаю детям снежинки)

Поставьте себе оценку за работу на уроке на снежинку.

- Почему такую оценку себе поставили?

СПАСИБО ЗА УРОК!