Цель:
1. Обобщение знаний о жанре “Басня”, о баснях Эзопа и И.А. Крылова, о сказках, раскрывающих человеческие изъяны.
2. Развитие мышления, воображения, памяти.
3. Воспитание умения работать в парах и группах сменного состава, дружелюбия, взаимоподдержки, любви к литературе.
Оборудование: разрезанные открытки- 4 шт.; на столах у каждой группы: карточки для игры “Лото” - 4шт.; рисунки учеников; разрезанные на полоски басни Эзопа и И.А.Крылова – 8 басен , по 2 на группу; карточки для разминки; начало пословиц на полосках бумаги; фишки для закрывания окошек при игре в “Лото”; на доске – рисунки учеников( в одном рисунке совмещены несколько сюжетов из изученных сказок); карточки – головоломки – 10 шт.; листы со словами(вывод) – 2шт.; у учителя – жетоны для команд.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Ребята входят в класс, приветствуют гостей. Учитель сообщает о групповой форме работы на уроке.
Деление на группы: на столе вперемешку лежат разрезанные 4 открытки на 6 частей каждая (на 24 чел.). Каждый берёт себе часть открытки и ищет ребят с другими частями этой же открытки. Рассаживаются по группам – 4 группы по 6 чел . (Ученические столы расставлены по 3 двухместных стола вместе, образуя 4 группы по 6 человек каждая).
2. Цель урока.
Учитель. Сегодня мы обобщим ваши знания по изученной главе “Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками”. (В ходе работы над главой была проведена большая работа, выходящая за рамки данного в учебнике материала). Работа будет проходить в группах. Мы будем путешествовать по страницам устного журнала. Вот эти страницы (на доске):
1. Эзоп.
2. Басни Эзопа и И.А.Крылова.
3. Сказки.
4. Пословицы.
5. Человеческие изъяны.
6. Заключение.
3.Разминка
.Работа в парах по карточке. Ребята каждой группы разбиваются на пары (рядом сидящие) и работают в паре по карточке:
Далее каждая группа объясняет выполнение одного из заданий.
4. Путешествие по страницам устного журнала.
- 3 ученика выходят с сообщениями.
1-й ученик: Эзоп – легендарный древнегреческий баснописец. Об Эзопе нет достоверных сведений, зато легенд – множество: что был он рабом, калекой и уродом, что жил во времена Крёза – царя государства Лидии, правившего в VI в.до н.э. – на острове Самос, а погиб в Дельфах (местные жители бросили его со скалы).
2-й ученик: Есть такое понятие, как “Эзопов язык” - художественная речь, основанная на иносказании, намёках и других подобных приёмах, в которых за прямым смыслом сказанного таится второй план, раскрывающий подлинные мысли автора.
3-й ученик: Басни, приписывающиеся Эзопу, впервые собрали и записали около 300 года до н.э. этим сборником пользовались римский баснописец Федр (1 в.н.э.), греческий баснописец Бабрий (II в.н.э.) и великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Их басни были написаны не прозой, а в стихотворной форме.
Учитель. Поработаем с баснями Эзопа и И.А.Крылова. У каждой группы на столе лежит конверт, в котором басни Эзопа и Крылова разрезаны на полоски. Каждая группа должна собрать отдельно обе басни правильно и за более короткое время. Быстро и правильно справившейся с заданием группе - жетон. При зачитывании отрывков группа должна назвать басню и её автора.
- Работа с разрезанными на полоски баснями Эзопа и Крылова.
Муравью захотелось пить; спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду. Голубь с ближнего дерева оторвал листок и бросил ему; муравей выбрался на листок и спасся. В это время остановился по близости охотник, приготовил свои прутья и хотел уже голубя изловить; но тут муравей укусил птицелова в ногу, прутья к него дрогнули и голубь успел улететь.
Басня показывает, что при случае и от бессильных бывает помощь.
Волк увидел ягнёнка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягнёнка сожрать. Встал он выше по течению и начал попрекать ягнёнка, что тот мутит ему воду и не даёт пить. Ответил ягнёнок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению. Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: “ Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!” Ответил ягнёнок, что его тогда ещё и на свете не было. Сказал на это волк: “ Хоть ты и ловок оправдываться, а всё- таки я тебя съем!”
Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят.
Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно как впервые; а в третий раз, увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.
Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть.
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: “ Они ещё зелёные!”
Так и у людей, иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, и винят в этом обстоятельства.
Мартышка, в зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой;
“Смотри-ка,- говорит: - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять – шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть”.
………………………………………………
Осёл увидел соловья
И говорит ему: “ Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище:
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?”
………………………………………
Лягушка, на лугу увидевши Вола,
Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:
Она завистлива была.
И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.
………………………………………………………
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас –
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
………………………………………………….
Учитель: Теперь обратимся подробней к басням И.А.Крылова. Каково основное отличие жанра “Басня” от других жанров литературы?
Ученик: Наличие морали.
Учитель: Что это за понятие? (Ответ ученика, данная команда получает жетон).
- Игра “Лото”.
Учитель: У каждой группы на столе лежит карточка – лото и фишки для закрывания окошек. Я зачитываю мораль или крылатое выражение из басен Крылова. Ваша задача отыскать на карточке название басни (если название данной басни имеется в вашей карточке) и закрыть фишкой окошко. Уодной из групп “счастливая” карточка, т.е. все окошки будут закрыты.
Мартышка и очки |
Ворона и Лисица |
Лисица и виноград |
Свинья под Дубом |
Квартет |
Стрекоза и Муравей |
Собачья дружба | Волк и Ягнёнок | Лебедь, Щука и Рак |
Ворона и лисица | Мартышка и очки | Лев и Лисица |
Лисица и виноград | Волк и Ягнёнок | Квартет |
Собачья дружба | Зеркало и Обезьяна | Стрекоза и Муравей |
Слон и Моська |
Зеркало и Обезьяна |
Стрекоза и Муравей |
Собачья дружба |
Квартет |
Лев и Лисица |
Белка |
Лисица и Виноград |
Волк и Ягнёнок |
Белка | Зеркало и Обезьяна | Стрекоза и Муравей |
Собачья дружба | Лебедь, Щука и Рак | Лев и Лисица |
Мартышка и очки | Квартет | Ворона и Лисица |
Отрывки, зачитываемые учителем:
- Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку не чист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
- Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.
- А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
- Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона.
- Хоть видит око,
Да зуб неймёт.
- У сильного всегда бессильный виноват;
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.
- Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
- Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
- Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать – кажется, одна у них душа, -
А только кинь им кость, так что твои собаки.
- Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
- Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все;
Он, кажется, из кожи рвётся,
Да только всё вперёд не подаётся,
Как белка в колесе.
- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
- К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит:
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
Учитель: Следующая страница устного журнала посвящена сказкам, встретившимся на протяжении изучения главы.
- Чем отличается сказка от басни?
Ученик: Цель басни – нравоучение, а цель сказки – развлечь. (Группа получает жетон)
- Игра “Рисунки – загадки”.
Учитель: На доске рисунки – загадки от каждой группы, в которых совмещены сюжеты из разных сказок, с которыми вы знакомились. Каждая группа разгадывает рисунок соседней группы. (За верный ответ – жетон)
- Игра “Живые картинки”.
Ученики выходят по желанию, изображают мимикой, жестами персонаж любой сказки из главы. Группы угадывают сказку, персонаж. (Жетоны)
- Работа с пословицами.
Учитель: Следующая страница журнала – работа с пословицами. У каждой группы полоска с началом пословицы. Первая группа зачитывает начало пословицы, остальные группы продумывают конец пословицы. Группа, давшая первой верную концовку пословицы, получает жетон.
На смелого собака лает, а ……………………….
Хвались не тем, что можешь сделать, а тем что …………………..
Крепкую дружбу и топором ……………………………..
Медовый язык, да каменное……………………………….
Учитель: Следующая страничка нашего устного журнала поможет приблизиться к подведению итога урока. На доске карточки с рассыпавшимися словами. Я переворачиваю карточку, вы переставляете буквы и называете слово.
(Лесть, лень, глупость, злость, грубость, жадность, враньё, хвастливость, трусость, зависть)
Учитель: Что за слова получились?
Ученики: Человеческие недостатки, изъяны, которые высмеивали в своих баснях великие баснописцы. Они были показаны не только в баснях, но и в авторских сказках, и в произведениях устного народного творчества – сказках и пословицах.
Учитель: Подберите к данным словам антонимы.
Каждая группа обсуждает варианты антонимов и предлагает учителю.
5. Вывод.
Учитель открывает на доске слова:
ИСКРЕННОСТЬ
ДОБРОТА
ТРУДОЛЮБИЕ
УМ
СКРОМНОСТЬ
ЩЕДРОСТЬ
ЧЕСТНОСТЬ
ВЕЖЛИВОСТЬ
НЕЗАВИСТЛИВОСТЬ
СМЕЛОСТЬ
Учитель: Так пускай эти человеческие качества живут в нас всегда.
6. Итог работы группы.
Подсчитывается количество набранных каждой группой жетонов. Ребята высказывают свои впечатления и ощущения от урока, анализируют работу группы. Учитель благодарит учащихся за активную дружную работу, сотрудничество, взаимовыручку.