Обобщающий урок по теме: "Где зимуют птицы". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


(составлен по учебнику Плешаков А.А. "Мир вокруг нас", 1 класс)

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Дать представление о зимующих и перелетных птицах.

2. Познакомить с мероприятиями по охране птиц.

3. Воспитывать бережное отношение к птицам.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Таблицы с названием групп птиц (зимующие, перелетные, кочующие, оседлые)

  2. Картинки с изображением птиц:
    А) зимующие (дятел, ворона, сорока, сова, воробей; птицы на кормушке)
    Б) перелетные (журавль, соловей, скворец, ласточка, жаворонок, зяблик)
  3. Видеозапись (фрагмент видеофильма “Птицы зимой”).
  4. Аудио запись с “разговором” птиц.
  5. Простой карандаш.
  6. Учебник “Мир вокруг нас” А. Плешаков.
  7. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса “Мир вокруг нас”.
  8. Тетрадь “Мир вокруг нас. Проверим себя” 1 класс, А.А. Плешаков.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

- Проверка наличия тетрадей, карандашей.

2. Вступительная беседа.

- На предыдущих уроках мы говорили с вами о жизни животных. Давайте вспомним, какие группы животных вы знаете.

Таблица на доске. Животные

Насекомые

Рыбы

Птицы

Звери

Пресмыкающиеся

Земноводные

- Как вы думаете, какая из этих групп самая большая по числу видов? (Насекомые)

- Правильно, группа насекомых. Назовите, пожалуйста, главный отличительный признак (3 пары лапок).

- Следующая группа животных по количеству видов – птицы. Кто может назвать главный отличительный признак всех птиц? (Тело покрыто перьями).

- И хотя птиц меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много (примерно 9000 видов).

Есть птицы очень большие, величиной до двух метров, а есть совсем крошечные – не больше бабочки, весом несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не умеют летать.

Птицы живут в разных местах – в лесах, горах, на берегах морей. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищники, которые поедают не только других птиц, но и зверей. А есть такие, которые едят растительную пищу.

- Итак, сегодня мы поговорим о диких птицах – животных, которых мы часто называем “пернатые друзья” (от слова перья).

3. Новая тема.

- Сейчас я загадаю несколько загадок про птиц, а вы постарайтесь не только их отгадать, но и догадаться, что у этих птиц общее.

1. Черный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

2. Днем слепая, ночью зряча. Мышей ловит, а не кот. (Сова)

3.Окраской сероватая, повадкой вороватая

Крикунья хрипловатая, известная персона,

Это же … (ворона)

4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

5. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей).

(После отгадки вывешивается изображение птицы)

- Итак, ребята, кто догадался, что для этих птиц общее?

(Никуда не улетают, круглый год живут у нас.)

- Птицы, которые не улетают от нас осенью, называются зимующие.

На доске схема:

- А сейчас мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Тихо. Лес как будто спит. Но:

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц. (Картинка с изображением синиц).

- Сейчас мы посмотрим фрагмент видеофильма “Зимующие птицы”. Постарайтесь хорошо рассмотреть поползня и запомнить его.

(Фрагмент видеофильма “Зимующие птицы”)

- Давайте войдем в лес и прислушаемся до того, как дятлы определяют больное дерево.

После просмотра:

- Как можно узнать поползня?

- Что нового узнали о зимней жизни синиц, поползней, дятлов?

- Чтобы легче прокормиться, птицы объединяются в стаи и присоединяются к дятлам. Часто синицы и поползни прилетают из леса к жилью людей в город, в деревню. Но все же они зимуют в родном краю, там, где жили летом. Таких птиц называют оседлыми, т.к. они осели на одном месте.

Схема дополняется:

Зимой на ветках яблоки:

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки!

Ведь это … (снегири). (Картинка с изображением снегиря).

-К сожалению все меньше людей в нашем городе могут похвастаться, что они за зиму видели снегиря, но в природе, в деревнях их можно встретить довольно часто. А летом их можно встретить в нашей области? (Нет, т.к. прилетают зимой.)

- И еще одни птицы прилетают к нам именно зимой – в народе их называют красавами. А название они получили за мелодичное посвистывание (свиристели). Про них написала стихи Челябинская поэтесса Северина Школьникова.

Свиристели.

Наконец-то свиристели
За окном засвиристели.
Через бури и метели
Прилетели! Прилетели!
Как люблю я, чтоб за окнами,
За морожеными стеклами
На рябине и боярке
В платьях сереньких, неярких
Птицы легкие сидели,
Чтоб чуть слышно, еле-еле,
Как далекие свирели
Свиристели, свиристели!

- Эти птицы питаются ягодами, почками, семенами. Прилетают они к нам тогда, когда в их родных северных местах закончился корм. Чем меньше корма, тем раньше они прилетают. В этом году я их видела в декабре, а иногда они появляются лишь в конце февраля.

- Итак, такие птицы в теплые края не улетают, а только постепенно перелетают, т.е. кочуют с места на место в поисках пищи. Такие птицы называются – кочующими.

Схема:

4. Работа по учебнику.

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 76 и простым карандашом отметьте птиц, которых вы видели. (Раньше все галки улетали на юг, но в крупных городах сейчас много мест, где можно согреться, а главное – найти корм, поэтому они часто остаются. Узнать галку можно по темно-серой шапочке из перьев)

- Кто видел всех птиц? Кто каких птиц видел много раз?

- Мы привыкли к частым переменам года, к их смене, и не задумываемся, что большая часть

людей на земле никогда не видела зимы, не знает, что такое мороз и снег. Но, оказывается, об этом не знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые птицы. А, впрочем, послушайте сами.

(Звучит аудиозапись):

Цапля: - Здравствуй, скворушка!

Скворец: - А что ты такая печальная, цапля?

Цапля: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький пухлячишка болтал, что бывает зима и какой-то трещащий, нет, трескучий мороз. А, может быть, это правда?

Скворец: - Болтовня! Болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето!

5. Закрепление.

- Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края)

- Когда они к нам вернуться? (Весной)

- Как называют таких птиц? (Перелетные)

- Почему их так называют? (Совершают перелеты из одного района Земли в другой)

- Как вы думаете, что помогает птицам определить, что пора улетать и возвращаться? (Долгота дня, солнце)

-Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются, но весной. Ученые точно определили, где именно зимуют разные птицы: жаворонки – в Африке, скворцы – во Франции или Италии. Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца. На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции птиц, о местах их зимовки. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы. Также ученые задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются. Они ставили опыты: перевозили птиц в самолете и отпускали – птицы возвращались в свои края; перевозили птенцов, но, вырастая, они повторяли путь своих сородичей – возвращались к месту своего рождения и летели зимовать туда, где зимовали всегда их родители. Эту загадку природа, возможно, когда-нибудь нам откроет.

-Теперь откроем тетрадь на странице 32 и выполним задание.

Задание: Определите названия птиц, а потом перелетным птицам нарисуйте колечко на одну лапку (зяблик, скворец, ласточка).

6. Обобщение.

- Какие группы птиц запомнили?

- Я назову несколько птиц, а вам надо определить, какая птица в этой группе лишняя?

(Воробей, синица, скворец, ворона; ласточка, сорока, зяблик, соловей)

- Какие группы зимующих птиц можете назвать?

7. ИТОГ.

- Каждый из вас может подвести итог своей работы на уроке.

1. Откройте тетрадь на странице 33 “Проверим себя” и выполните задание № 1.

- Какие птицы изображены? (Перелетные)

- Какая из них лишняя? (Дятел – зимующая птица)

2. Задание № 2. С помощью стрелочек “покормите” птиц. Какие это птицы и почему?

(Перелетные, т.к. зимой не найдут корм)

- Зимующие птицы могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете для них кормушки. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом.

8. Домашнее задание:

- Рассказать родителям, что узнали нового о птицах. Не забудьте покормить птиц.