(составлен по учебнику Т.А. Ладыженской “Детская риторика в рассказах и рисунках”, 3 класс)
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Научить различным приемам подготовки речи.
2. Научить анализировать живую устную речь, определять её особенности.
3. Расширить словарный запас, как активный, так и пассивный.
ОБОРУДОВАНИЕ:
а) сюжетные картинки по развитию речи;
б) набор текстов: С. Топелиус “Горный король”, А. Рыжков “Дружок”, К. Паустовский “Кот-ворюга”;
в) набор ключевых слов к сказкам: “Лиса и журавль”, “Маша и медведь”, Г.Х. Андерсен “Русалочка”;
г) учебник “Детская риторика в рассказах и рисунках”, 3 класс, Т.А. Ладыженская.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Приветствие, настрой на работу, концентрация внимания).
Учитель:
- Дорогие ребята, мы снова отправляемся с вами в увлекательное путешествие по необыкновенному дворцу – дворцу Красноречия. И, как всегда, на ступеньках дворца нас встречает наш старый друг – Риторик.
- Но, прежде чем попасть в новый зал нашего дворца, давайте расскажем нашим гостям, что за наука риторика, чему она учит.
Предполагаемый вариант ответа:
- Риторика учит умело, искусно, успешно говорить и писать.
Учитель:
- Но мы не сможем научиться правильно и красиво говорить, если наш речевой аппарат не будет готов к работе (артикуляционная гимнастика).
II. Актуализация знаний
Учитель:
- Кто из вас напомнит тему прошлого урока?
Ответ детей:
- Неподготовленная речь.
Учитель:
- Ребята, нужна ли подготовка к устному выступлению?
Ответ детей:
- Да, нужна.
Учитель:
- Представьте себе, что вы собираетесь в поход, и хотите пройти по незнакомым местам, благополучно добраться до намеченного конечного пункта путешествия. Чтобы не заблудиться, маршрут должен быть нанесен на карту. А вот тот, кто надеется “на авось”, обычно приходит неизвестно куда.
Так и с устными выступлениями: если ты хорошо продумаешь заранее что, о чем будешь говорить, подготовишься – можно надеяться на успех. Приемов подготовки очень много. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.
III. Объяснение нового материала.
Учитель:
1. Первый и самый главный прием: О п р е д е л и т ь т е м у и о с н о в н у ю м ы с л ь.
Т.е. подумай: о чем ты будешь говорить,
что главное ты хочешь донести до адресата,
зачем, для чего ты будешь говорить.
Работа с учебником.
Учитель:
- Давайте воспользуемся первым приемом.
- Рассмотрите рисунок на странице 43, упражнение 30. Определите его тему.
Предполагаемый вариант ответа:
- На рисунке изображены слоненок и крокодил, который тянет его за хобот и пытается утащить в воду.
Учитель:
- Придумайте название рисунку.
Предполагаемый вариант ответа:
- “Слоненок в опасности”, “Кто сильнее?”, “Помощь слоненку”.
Учитель:
- Определить основную мысль будущего описания.
Предполагаемый вариант ответа:
- Слоненка нужно скорее спасать, иначе голодный крокодил может утащить его в реку, или перекусить своими острыми зубами его длинный хобот.
Учитель:
- Кто готов описать картинку?
Ответы детей.
Учитель:
- Не только вы выполняли это задание. Прочитайте, как описал этот же рисунок автор сказки “Слон-малютка” Р. Киплинг (учебник, задание №31).
- Что общего между описанием Киплинга и вашим?
Предполагаемый вариант ответа:
- Тема и главная мысль.
Учитель:
- Чем отличаются ваши описания?
Предполагаемый вариант ответа:
- Киплинг внес в описание новые детали: слон не понимает, что с ним происходит. Он недоумевает, растерян. Все чувства слоненка передают его слова: “Пусти меня, мне больно”. Киплинг описывает место действия. Обращает внимание читателей на некоторые мелкие детали.
Вывод: Описание автора более полное и детальное.
Учитель:
- С помощью этого приема можно подготовить устное описание картины, а еще – отзыв о прочитанной книге.
Дети выполняют задание №32.
Учитель:
- Попробуем составить отзыв о А.П. Гайдар “Тимур и его команда”.
Самостоятельная работа детей.
Предполагаемый отзыв о книге:
- Я советую вам, прочитать книгу А.П. Гайдара “Тимур и его команда”. Эта удивительная история о Тимуре и его команде. Из этого произведения вы узнаете об отзывчивых, благородных и скромных ребятах. Они совершили много добрых дел, а каких? - Вы узнаете, прочитав книгу А. Гайдара “Тимур и его команда”.
2. Второй прием подготовки речи – П о д г о т о в ь р и с у н к и
Учитель:
- Посмотрите на доску:
- Иллюстрации из какого произведения вы видите?
Ответ детей
- А. Гайдар “Тимур и его команда.
Учитель:
- Кто сможет пересказать этот отрывок?
Предполагаемый вариант ответа:
- “Охая, недоумевая старуха обошла бочку. Опустила руку в воду”
- “Ругая беспечных возчиков, кряхтя и охая, бабка начала укладывать поленицу. Но эта работа была ей не под силу”
Предполагаемый вариант ответа:
- “Пока Сима Симакова отвлекал молочницу, ребята выстроились цепочкой и стали быстро передавать дрова друг другу. Малыш удивленно следил за их работой”
- “Малыш поволок к поленице кусок бересты. Вернувшаяся с огорода бабка изумленно остановилась перед аккуратно сложенной поленицей”
Учитель:
- Что помогло вам вспомнить отрывки из повести?
- Назовите сами второй прием подготовки речи.
Ответ детей:
- Второй прием – подготовь рисунки.
Учитель:
- Испробуем этот прием?
- Прослушайте текст:
“Выглянула Леночка утром в окошко: солнышко, небо голубое, голубое! А днем
посмотрела на небо и увидела, что оно серое. Вечером на закате гуляла в поле и увидела
небо на горизонте темно-красным, почти багровым”.
Учитель:
- Сколько частей?
- Сколько будет рисунков?
- Откройте тетрадь. Запишите число.
Детям предлагается изобразить в рисунках выделенные ими части текста и обосновать свое решение.
3. Третий прием подготовки речи: К л ю ч е в ы е с л о в а
Работа с учебником. Задание 33.
Учитель:
- Прочтите слова.
- Восстановите содержание сказки.
- Что помогло?
Ответ детей:
- Ключевые слова.
Учитель:
- Какие слова называются ключевыми?
Ответ детей.
Учитель:
- Назовите третий прием подготовки речи.
Ответ детей:
- Ключевые слова.
Учитель:
- Попробуйте записать ключевые слова к хорошо известной сказке “Лиса и журавль”
Читают сказку и записывают в тетради ключевые слова.
Учитель:
- С какими приемами устной речи вы сегодня познакомились?
Ответы детей.
IV. Закрепление.
Учитель:
- Проверим, как вы научились пользоваться новыми приемами подготовки речи.
Работа в группах.
I группа. Задание: составить рассказ по картинкам:
III группа. Задание: составь рассказ по картинкам
II группа. Задание: подготовить отзыв о рассказе Константина Паустовского “Кот-ворюга”.
IV группа. Задание: прочитав текст С. Топелиуса “Горный король”, сделать рисунок.
Пересказать текст по рисунку.
Горный король сидел на троне из каменных скал и свысока посматривал на своих подданных.
На голове у него была шапка из снежного облака.
Глаза у него были, как две полные луны.
Нос его был похож на горную вершину.
Борода его была, как застывший водопад.
Рот его был, как расселина в скале.
Руки его были длинные и толстые, как стволы горных сосен.
Пальцы его были цепкие, как еловые ветки.
Ноги его были, как утесы.
Шуба его была, как снежная гора!
Вот какой был горный король Хийси!
V группа. Задание: выбери из текста ключевые слова, перескажи текст (А. Рыжков “Дружок”)
VI группа. Задание: сочините сказку по ключевым словам:
морской царь, русалочка, плен, принц, одержать победу, свадьба
V. Итог урока
Выслушать ответы детей, оценить, подвести итог урока.