Урок по предмету "риторика" на тему: "Подготовленная речь. Приемы подготовки". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


(составлен по учебнику Т.А. Ладыженской “Детская риторика в рассказах и рисунках”,  3 класс)

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Научить различным приемам подготовки речи.

2. Научить анализировать живую устную речь, определять её особенности.

3. Расширить словарный запас, как активный, так и пассивный.

ОБОРУДОВАНИЕ:

а) сюжетные картинки по развитию речи;

б) набор текстов: С. Топелиус “Горный король”, А. Рыжков “Дружок”,  К. Паустовский “Кот-ворюга”;

в) набор ключевых слов к сказкам: “Лиса и журавль”, “Маша и медведь”,  Г.Х. Андерсен “Русалочка”;

г) учебник “Детская риторика в рассказах и рисунках”, 3 класс,  Т.А. Ладыженская.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Приветствие, настрой на работу, концентрация внимания).

Учитель:

- Дорогие ребята, мы снова отправляемся с вами в увлекательное путешествие по необыкновенному дворцу – дворцу Красноречия. И, как всегда, на ступеньках дворца нас встречает наш старый друг – Риторик.

- Но, прежде чем попасть в новый зал нашего дворца, давайте расскажем нашим гостям, что за наука риторика, чему она учит.

Предполагаемый вариант ответа:

- Риторика учит умело, искусно, успешно говорить и писать.

Учитель:

- Но мы не сможем научиться правильно и красиво говорить, если наш речевой аппарат не будет готов к работе (артикуляционная гимнастика).

II. Актуализация знаний

Учитель:

- Кто из вас напомнит тему прошлого урока?

Ответ детей:

- Неподготовленная речь.

Учитель:

- Ребята, нужна ли подготовка к устному выступлению?

Ответ детей:

- Да, нужна.

Учитель:

- Представьте себе, что вы собираетесь в поход, и хотите пройти по незнакомым местам, благополучно добраться до намеченного конечного пункта путешествия. Чтобы не заблудиться, маршрут должен быть нанесен на карту. А вот тот, кто надеется “на авось”, обычно приходит неизвестно куда.

Так и с устными выступлениями: если ты хорошо продумаешь заранее что, о чем будешь говорить, подготовишься – можно надеяться на успех. Приемов подготовки очень много. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.

III. Объяснение нового материала.

Учитель:

1. Первый и самый главный прием: О п р е д е л и т ь   т е м у   и   о с н о в н у ю    м ы с л ь.

Т.е. подумай: о чем ты будешь говорить,

что главное ты хочешь донести до адресата,

зачем, для чего ты будешь говорить.

Работа с учебником.

Учитель:

- Давайте воспользуемся первым приемом.

- Рассмотрите рисунок на странице 43, упражнение 30. Определите его тему.

Предполагаемый вариант ответа:

- На рисунке изображены слоненок и крокодил, который тянет его за хобот и пытается утащить в воду.

Учитель:

- Придумайте название рисунку.

Предполагаемый вариант ответа:

- “Слоненок в опасности”, “Кто сильнее?”, “Помощь слоненку”.

Учитель:

- Определить основную мысль будущего описания.

Предполагаемый вариант ответа:

- Слоненка нужно скорее спасать, иначе голодный крокодил может утащить его в реку, или перекусить своими острыми зубами его длинный хобот.

Учитель:

- Кто готов описать картинку?

Ответы детей.

Учитель:

- Не только вы выполняли это задание. Прочитайте, как описал этот же рисунок автор сказки “Слон-малютка” Р. Киплинг (учебник, задание №31).

- Что общего между описанием Киплинга и вашим?

Предполагаемый вариант ответа:

- Тема и главная мысль.

Учитель:

- Чем отличаются ваши описания?

Предполагаемый вариант ответа:

- Киплинг внес в описание новые детали: слон не понимает, что с ним происходит. Он недоумевает, растерян. Все чувства слоненка передают его слова: “Пусти меня, мне больно”. Киплинг описывает место действия. Обращает внимание читателей на некоторые мелкие детали.

Вывод: Описание автора более полное и детальное.

Учитель:

- С помощью этого приема можно подготовить устное описание картины, а еще – отзыв о прочитанной книге.

Дети выполняют задание №32.

Учитель:

- Попробуем составить отзыв о А.П. Гайдар “Тимур и его команда”.

Самостоятельная работа детей.

Предполагаемый отзыв о книге:

- Я советую вам, прочитать книгу А.П. Гайдара “Тимур и его команда”. Эта удивительная история о Тимуре и его команде. Из этого произведения вы узнаете об отзывчивых, благородных и скромных ребятах. Они совершили много добрых дел, а каких? - Вы узнаете, прочитав книгу А. Гайдара “Тимур и его команда”.

2. Второй прием подготовки речи – П о д г о т о в ь р и с у н к и

Учитель:

- Посмотрите на доску:

- Иллюстрации из какого произведения вы видите?

Ответ детей

- А. Гайдар “Тимур и его команда.

Учитель:

- Кто сможет пересказать этот отрывок?

Предполагаемый вариант ответа:

- “Охая, недоумевая старуха обошла бочку. Опустила руку в воду”

- “Ругая беспечных возчиков, кряхтя и охая, бабка начала укладывать поленицу. Но эта работа была ей не под силу”

Предполагаемый вариант ответа:

- “Пока Сима Симакова отвлекал молочницу, ребята выстроились цепочкой и стали быстро передавать дрова друг другу. Малыш удивленно следил за их работой”

- “Малыш поволок к поленице кусок бересты. Вернувшаяся с огорода бабка изумленно остановилась перед аккуратно сложенной поленицей”

Учитель:

- Что помогло вам вспомнить отрывки из повести?

- Назовите сами второй прием подготовки речи.

Ответ детей:

- Второй прием – подготовь рисунки.

Учитель:

- Испробуем этот прием?

- Прослушайте текст:

“Выглянула Леночка утром в окошко: солнышко, небо голубое, голубое! А днем

посмотрела на небо и увидела, что оно серое. Вечером на закате гуляла в поле и увидела

небо на горизонте темно-красным, почти багровым”.

Учитель:

- Сколько частей?

- Сколько будет рисунков?

- Откройте тетрадь. Запишите число.

Детям предлагается изобразить в рисунках выделенные ими части текста и обосновать свое решение.

3. Третий прием подготовки речи: К л ю ч е в ы е   с л о в а

Работа с учебником. Задание 33.

Учитель:

- Прочтите слова.

- Восстановите содержание сказки.

- Что помогло?

Ответ детей:

- Ключевые слова.

Учитель:

- Какие слова называются ключевыми?

Ответ детей.

Учитель:

- Назовите третий прием подготовки речи.

Ответ детей:

- Ключевые слова.

Учитель:

- Попробуйте записать ключевые слова к хорошо известной сказке “Лиса и журавль”

Читают сказку и записывают в тетради ключевые слова.

Учитель:

- С какими приемами устной речи вы сегодня познакомились?

Ответы детей.

IV. Закрепление.

Учитель:

- Проверим, как вы научились пользоваться новыми приемами подготовки речи.

Работа в группах.

I группа. Задание: составить рассказ по картинкам:

III группа. Задание: составь рассказ по картинкам

II группа. Задание: подготовить отзыв о рассказе Константина Паустовского “Кот-ворюга”.

IV группа. Задание: прочитав текст С. Топелиуса “Горный король”, сделать рисунок.

Пересказать текст по рисунку.

Горный король сидел на троне из каменных скал и свысока посматривал на своих подданных.

На голове у него была шапка из снежного облака.

Глаза у него были, как две полные луны.

Нос его был похож на горную вершину.

Борода его была, как застывший водопад.

Рот его был, как расселина в скале.

Руки его были длинные и толстые, как стволы горных сосен.

Пальцы его были цепкие, как еловые ветки.

Ноги его были, как утесы.

Шуба его была, как снежная гора!

Вот какой был горный король Хийси!

V группа. Задание: выбери из текста ключевые слова, перескажи текст (А. Рыжков “Дружок”)

VI группа. Задание: сочините сказку по ключевым словам:

морской царь, русалочка, плен, принц, одержать победу, свадьба

V. Итог урока

Выслушать ответы детей, оценить, подвести итог урока.