Цели:
- Помочь детям ознакомиться с одним из шедевров русской лирики;
- Способствовать работе над выразительностью чтения, развитию речи учащихся;
- Содействовать воспитанию любви к книге, к чтению, чуткого отношения к природе.
Оборудование: портрет Пушкина, иллюстрации “Няня и Пушкин”, “няня у окна”, памятки к выразительному чтению, карточки со словами буран, вьюга, метель, пурга; г/запись романса “Зимний вечер”.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
1. Проверить готовность к уроку.
2. Поздароваться с детьми.
3. Психологический тренинг.
II.
1. Чтение отрывка “У Лукоморья …”
2. Викторина по стихотворениям Пушкина о зиме.
3. Знакомство со стихотворением “Зимний вечер”.
4. Проверка первичного восприятия стихотворения.
5. Словарная работа.
6. Чтение стихотворения учащимися.
7. Работа над содержанием текстов.
8. Логическое ударение, паузы.
9. Выразительное чтение стихотворения учащимися /6 человек/.
10. Хоровое чтение описания бури, обращение к няне.
11. Работа над синонимами.
12. Прослушиваниероманса “Зимний вечер” в грамзаписи.
III.
1. Подведение итогов урока.
2. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Психологический тренинг.
- Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу, повторяйте за мной.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.
II.
Учитель.
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет на право - песнь заводит,
Налево - сказку говорит
- Кому принадлежат эти строки?
Их написал к поэме “Руслан и Людмила” великий русский поэт А.С. Пушкин.
- И вы уже догадались, что сегодня мы познакомимся с одним из его стихотворений.
2. С самого раннего детства в садике, в школе вы слушали волшебные стихи, созданные Пушкиным. Назовите, пожалуйста, их? Проведем небольшую викторину: “Знаете ли вы стихи Пушкина”. Откуда эти строки? Вспомним эго стихотворение о зиме;
А) В каком стихотворении описывается приход зимы и как он ее называет? /Вот ветер тучи нагоняя…/;
Б) Вспомним стихотворение, где поэт пишет о первом снеге, о речке, покрывшейся льдом; / Опрятней модного паркета” /
В) Еще какое стихотворение Пушкина мы учили о зимней природе?
3. А теперь послушайте, пожалуйста, еще одно новое для вас стихотворение великого поэта называется оно “Зимний вечер”.
- Послушайте и постарайтесь найти ответы на такие вопросы:
/ Вопросы под занавесью на доске, открываются /
А) Какое явление зимней природы описывает поэт?
Б) Как вы думаете, к кому он обращается?
В) Какое чувство выражено в этом стихотворении?
4. Чтение учителем стихотворения.
5. Проверка первичного восприятия учащимися стихотворения.
- Ребята, это стихотворение сюжетное или лирическое? /Лирическое /
- Ребята, вы правильно заметили, что это стихотворение Пушкина о зиме отличается от ранее вами изученных тем, что здесь поэт выражает чувство тоски.
6. Чем вызвано это чувство?
Послушайте, пожалуйста, в какой период и где было написано Пушкиным это стихотворение. В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу простого народа. Обсуждал смело царское правительство и горячо верил в то, что свобода придет, и за такие вольнолюбивые стихи царь приказал выслать поэта в далекое глухое село Михайловское. Там Пушкину пришлось прожить 2 года. В Михайловском Пушкин много писал, создал более 100 произведений. И все же ему было грустно одному, очень грустно. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Рядом с ним была только его старая, бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вел вечерами беседы, читал ей стихи, жадно слушал ее песни, сказки.
Один из таких зимних вечеров описан в его стихотворении “Зимний вечер”, которое было написано в 1825 году.
7. Словарная работа. На доске записаны слова и словосочетания:
Учитель
Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.
Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.
Ученики
Кровля обветшалая – очень плохая крыша.
Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.
Веретено – приспособление для прядения.
Учитель
Буран – снежная буря, буран в степи, метель.
Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.
Вьюга – снежная буря.
8. Чтение стихотворения учащихся.
Задание: на сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? / на 2 части /
- Какие это части? / Описание погоды и беседа с няней/
- Найдите эти части. / 1 часть: “Буря мглою небо… застучит…”; 2 часть “Наша ветхая лачужка… сила”/.
- Какая была погода в тот зимний вечер?
- Как описывает поэт бурю? / Как живое чувство /
- С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю? / С воем зверя /
- Почему поэт прибегает к таким сравнениям? / Чтобы представить снежную бурю, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передавало душевное переживание поэта/
9. Работа над логическими ударениями:
- Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /
- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.
- Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? / Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно /
- Поставить ударение над словами: / мой друг, моя старушка, добрая подружка / Паузы обозначить.
10. Прочитайте тихо стихи, представьте картинку описанную здесь. Словами нарисуйте их /ответы учащихся /.
- А вот как нарисовал поэт Всеволод Рождественский эту картину:
Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не видно. В комнатушке тепло – потрескивает затопленная няней печь. Сама няня сидит на скамеечке и прядет свою пряжу. Пушкин тут же у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшие бакенбарды, похудевшее лицо, потускневшие глаза. Он смотрит в темное окно, в котором ничего не видно, прислушивается к тому, что делается там, вдали, в открытом снежном поле.
11. Как надо читать стихотворение, каким тоном? / Спокойным, напевным, ритмичным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта /.
А) Выразительное чтение двух учеников;
Б) Хоровое чтение. Описание бури;
В) Хоровое чтение. Обращение к няне;
Г) Чтение последнего четверостишия.
- Как вы думаете, для чего повторяются эти строчки? / Чтобы усилить описание бури /.
12. Работа над синонимами:
- Назовите слова-синонимы: буран, буря, вьюга, метель, пурга.
- В чем грамматическое различие? / Разные корни в словах /
13. Послушайте романс на стихи Пушкина. Лицейский друг Пушкина, Яковлев написал музыку к этому стихотворению. Скажите, удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта.
III.
Итак, с каким произведением Пушкина вы познакомились сегодня?
Что нового узнали из его жизни? / О его ссылке в Михайловское, о его любви к няне /.
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, отрывок наизусть /по желанию /.