Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения Земли.
Ученые всего мира сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения – ее недостаточность или отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Необходимо формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит делать добро, заставлять задумываться над тем, чтобы “наш дом” - дом природы стал еще лучше. От его состояния зависит будущее детей и их здоровье, т.к. дети очень чувствительны к плохой среде обитания.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед нами - педагогами встает задача формирования у детей основ экологической культуры. Мы считаем, что система работы по экологическому воспитанию ребенка должна идти одновременно с работой взрослых по повышению уровня собственной экологической грамотности и совершенствованию личностного роста, ведь только такой человек экологически перспективен, он более чуток к состоянию природы и способен “заразить” этим ребенка.
Таким образом, целью данной программы является: формирование основ экологической культуры у детей и повышение экологической культуры у взрослых.
Основные задачи:
- Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе. Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса, показать взаимосвязь всего живого со средой своего обитания, формировать понятие о себе как жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого;
- Формировать бережное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, живым существам в процессе общения и ухода за ними;
- Формировать трудовые навыки и умения по уходу за объектами природы;
- Формировать представление об экологических проблемах своего поселка, об истории своего края;
- Воспитывать свободу выбора в реализации накопленных знаний, умений и практических навыков в театральной, трудовой, изобразительной деятельности и т.д.;
- Обеспечивать эмоционально-психическое здоровье через формирование элементарных экологических знаний, умений и практических навыков, через формирование навыков безопасного поведения и общения в природной среде;
- Формирование экологического мировоззрения педагогов и родителей, их активной позиции на основе взаимопонимания, сотрудничества.
Направление работы по повышению экологической культуры у детей и взрослых в условиях детского сада.
Технология рассчитана на 4 года.
Возраст:
- 3-4 года – 1 год обучения;
- 4-5 лет – 2 год обучения;
- 5-6 лет – 3 год обучения;
- 6-7 лет – 4 год обучения.
Работа по технологии предусматривается по двум направлениям:
С детьми:
- специально запланированные занятия;
- совместная деятельность взрослых с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
Со взрослыми (педагогами и родителями):
- педсоветы;
- клуб по интересам “Взаимодействие”;
- семинары-практикумы;
- КВН, викторины, конкурсы;
- деловые игры;
- природоохранные акции;
- праздники;
- выставки;
- собрания;
- экскурсии;
- игры-тренинги, тестирование;
- трудовые десанты и т.д.
Занятия с детьми 3-4 лет 1 раз в неделю.
С детьми 4-7 лет 2 раза в неделю (1 – в форме занятия, 2 – специально организованное с элементами практической, исследовательской деятельности) небольшими подгруппами (10-12 человек) по 25-30 минут.
Этапы реализации технологии
I этап.
Организация специальной развивающей среды.
Оборудовать:
- Комнату природы, где находятся комнатные растения, ручей с проточной водой, аквариум с рыбками, просторный вольер с птицами и т.д.
- Кабинет природы, где имеется рабочая зона, уголок экспериментирования, уголок краеведения, макеты “срез земли”, “подворье”, “природные зоны”, педагогическая литература, уголок эколога, где размещены медико-психолого-педагогические рекомендации, информация об экологической обстановке своей местности, России и мира; паспорт кабинета, где имеются сведения об обитателях комнаты природы, о комнатных растениях, сведения о заповедниках края, видовое разнообразие флоры и фауны края, перечень методической литературы, детской художественной, наглядный материал и т.д.
II этап.
Основной задачей второго этапа является создание группы (клуба) единомышленников из педагогов и родителей заинтересованных данной проблемой с целью повышения их экологической грамотности и решения общих проблем по формированию основ экологической культуры у детей в условиях детского сада.
III этап.
Апробация технологии.
Педагогическое воздействие осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по перспективным планам, в тесном контакте с педагогами и родителями.
Уровень сформированности экологической культуры определять по диагностическим картам, опросникам.
Форма контроля:
Проведение промежуточных аттестационных занятий, наблюдение за детьми, работа над проектами в ходе самостоятельной деятельности детей, проведение выставок, проведение дней ДРК и ЗУН и т.д.
Результат:
Приобретение детьми основ экологической и нравственной культуры:
- понимание детьми, что человек - часть природы, от которого зависит жизнь всего живого;
- умение проявлять готовность оказать помощь нуждающимся в ней растениям и животным;
- умение выполнять правила поведения в природе, контролировать свои поступки, чтобы не причинять вреда окружающей среде.
Тесное сотрудничество и взаимодействие педагогов и родителей на основе единства и взаимопонимания по вопросам воспитания экологической культуры у детей и взрослых.