Тема урока: “Культура и искусство русской православной церкви”.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели и задачи:
Художественный материал.
- Русские православные храмы: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Софийский собор в Киеве ХI век, Дмитриевский собор ХII в. во Владимире.
- Иконы Богородицы, Спаса Нерукотворного, Троицы Дионисия, Ф. Грека и А. Рублева.
- Молитвы Богородице и “Христос Воскрес”.
- Духовный концерт №34 Д. Бортнянского.
- Легенда (“Был у Христа-младенца сад”) П. Чайковского, слова А. Плещеева (авторская обработка для хора).
ХОД УРОКА
“…Клянусь
честью, что ни за что А.С. Пушкин. |
Учитель. – В Х веке, а точнее в 988 г., произошло очень важное событие для русского народа Крещение Руси. Киевский князь Владимир по примеру своей бабушки-княгини Ольги провозгласил на Руси христианскую веру. Обряд крещения киевлян проходил в водах Днепра.
Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях.
“И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища, и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает Бог с людьми, и служба их лучшие, во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем здесь пребывать в язычестве.
Это и определило выбор новой религии русскими. Эстетическая подготовленность, настроенность души русского человека на красоту храмового богослужения, где в тесном единстве, соединились все виды искусства – слово, музыка, живопись, архитектура, сценическое действие.
(Звучит музыка Дмитрия Степановича Бортнянского) фрагмент из хорового концерта №34.
У. – Куда перенесла нас эта музыка?
Д. – В храм
У. – Где мы видим себя, слушающими эту музыку?
Д. – На литургии в церкви
У. – Какими словами можно определить характер этой музыки?
Д. – Возвышенная, умиротворенная, одухотворенная, величественная.
У. – О жизни Д.С. Бортнянского, музыку которую вы сейчас услышали, известно до обидного мало. Он 7 лет от роду становится певчим Придворной капеллы в Петербурге.
В 1768 г., благодаря своим способностям, Бортнянский был отличен властями и отправлен в Италию, в Венецию для совершенствования в музыкальной науке. Завоевывать себе признание итальянской публики написанием опер и ряда инструментальных сочинений. В 1796 г. назначают директором Придворной капеллы, главного профессионального музыкального учреждения России.
С начала 80-х годов и уже до конца дней главное место в сочинительстве и в жизни Бортнянского отдает хоровой духовной музыке. Главный секрет обаяния хоровой музыке – в её возвышенной простоте и сердечности.
“Душа возносится с Бортнянским
И с херувимами парит…”
Отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения музыкальных инструментов – а capella. Понимание человека как самого совершеннейшего инструмента, созданного Богом и определило тип звучания церковной музыки как хорового пения без сопровождения.
(Звучит “Степенна”)
Дети рассматривают строгую, суровую, величественную простоту древнерусских храмов:
Свято – Троицкая Сергиева Лавра
Была основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. Уже в это время монастырь становился духовным центром Руси. В 15–16 вв. внутри монастырских стен были построены каменные церкви, палаты и другие здания архитектурных стилей, украшенные выдающимися образцами иконописи, фресок и прикладного искусства.
Софийский собор в Киеве ХI век
Создан был при Ярославе Мудром. Центральный купол окружали 4 средних купола, вокруг которых стоит 8 малых, расположенных с северной, западной и южной сторон здания. Стены храма сложены из ряда плит розового кирпича. Внутри храма стены и свободы, покоившиеся на восьмигранных столбах, были покрыты мозаикой. Сохранилась мозаичная живопись Ярослава Мудрого и его семьи, голова молящийся Богоматери.
Дмитриевский собор ХII в. во Владимире (1194 – 1197)
На белокаменных фасадах есть барельефы с изображением растительных орнаментов птиц, зверей и отдельных фигур. Этот собор стоит около реки Клязьма, издалека виден купол собора покрытый золотом и кажется храм как воин в шлеме стоит на страже.
Стены и своды собора покрыты прекрасной фреской и живописью.
Далее перед вами образы древнерусских икон – Спаса Нерукотворного, Богоматери – Владимирская Богоматерь, Казанская Богоматерь и др., Святой Троицы.
У. – Выразите в словах то внутреннее состояние, те особые чувства и мысли которые рождаются у человека, стоящего в храме перед иконой.
Д. – В этих образах глубокая человеческая сущность. Возвышенный строй души. Красота внутреннего мира.
(Звучат мелодии молитв, посвященных Богородице и Христу).
Дети исполняют “Богородице Дева, радуйся”.
Примером бережного сохранения традиции древнерусской музыкальной культуры, личностно музыкального “прочтения страниц Евангелия может послужить “Легенда” – песня – романс “Был у Христа – младенца сад…” П. Чайковского. (Слушают в хоровом переложении автора и разучивают.)
У. – Найдите интонации древнерусских молитв и интонаций, свойственных стилю Чайковского.
Д. – Песенный лиризм, строгость, сдержанность хорового склада. Угадываются черты знаменного распева, интонации “Степенны”.
Заключение
У. – Новые времена – новое осознание Бога и Вселенной и знакомство с замечательными образцами духовной музыки, иконописи, храмовой архитектурой позволяет учащимся приобщиться к нравственным эстетическим основам древнерусского искусства, увидеть его связь с народным фольклором. И чтобы вы не чувствовали себя оторванными от нравственных корней и брошенными песчинками в мир хаоса, кумиров и пороков.