Культура и искусство русской православной церкви

Разделы: Музыка


Тема урока: “Культура и искусство русской православной церкви”.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели и задачи:

  1. Знакомство с историей Крещения Руси.
  2. Дать представление о более поздних образцах русской духовной музыки и услышать звучание древних церковных напевов.
  3. Рассмотреть строгую простоту древнерусских храмов.
  4. Показать образцы древнерусских икон.

Художественный материал.

  1. Русские православные храмы: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Софийский собор в Киеве ХI век, Дмитриевский собор ХII в. во Владимире.
  2. Иконы Богородицы, Спаса Нерукотворного, Троицы Дионисия, Ф. Грека и А. Рублева.
  3. Молитвы Богородице и “Христос Воскрес”.
  4. Духовный концерт №34 Д. Бортнянского.
  5. Легенда (“Был у Христа-младенца сад”) П. Чайковского, слова А. Плещеева (авторская обработка для хора).

ХОД УРОКА

“…Клянусь честью, что ни за что
на свете я не хотел бы переменить
Отечество, или иметь другую историю,
кроме истории наших предков, такой,
какой Бог её дал”.

А.С. Пушкин.

Учитель. – В Х веке, а точнее в 988 г., произошло очень важное событие для русского народа Крещение Руси. Киевский князь Владимир по примеру своей бабушки-княгини Ольги провозгласил на Руси христианскую веру. Обряд крещения киевлян проходил в водах Днепра.

Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях.

“И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища, и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает Бог с людьми, и служба их лучшие, во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем здесь пребывать в язычестве.

Это и определило выбор новой религии русскими. Эстетическая подготовленность, настроенность души русского человека на красоту храмового богослужения, где в тесном единстве, соединились все виды искусства – слово, музыка, живопись, архитектура, сценическое действие.

(Звучит музыка Дмитрия Степановича Бортнянского) фрагмент из хорового концерта №34.

У. – Куда перенесла нас эта музыка?

Д. – В храм

У. – Где мы видим себя, слушающими эту музыку?

Д. – На литургии в церкви

У. – Какими словами можно определить характер этой музыки?

Д. – Возвышенная, умиротворенная, одухотворенная, величественная.

У. – О жизни Д.С. Бортнянского, музыку которую вы сейчас услышали, известно до обидного мало. Он 7 лет от роду становится певчим Придворной капеллы в Петербурге.

В 1768 г., благодаря своим способностям, Бортнянский был отличен властями и отправлен в Италию, в Венецию для совершенствования в музыкальной науке. Завоевывать себе признание итальянской публики написанием опер и ряда инструментальных сочинений. В 1796 г. назначают директором Придворной капеллы, главного профессионального музыкального учреждения России.

С начала 80-х годов и уже до конца дней главное место в сочинительстве и в жизни Бортнянского отдает хоровой духовной музыке. Главный секрет обаяния хоровой музыке – в её возвышенной простоте и сердечности.

“Душа возносится с Бортнянским
И с херувимами парит…”

Отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения музыкальных инструментов – а capella. Понимание человека как самого совершеннейшего инструмента, созданного Богом и определило тип звучания церковной музыки как хорового пения без сопровождения.

(Звучит “Степенна”)

Дети рассматривают строгую, суровую, величественную простоту древнерусских храмов:

Свято – Троицкая Сергиева Лавра

Была основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. Уже в это время монастырь становился духовным центром Руси. В 15–16 вв. внутри монастырских стен были построены каменные церкви, палаты и другие здания архитектурных стилей, украшенные выдающимися образцами иконописи, фресок и прикладного искусства.

Софийский собор в Киеве ХI век

Создан был при Ярославе Мудром. Центральный купол окружали 4 средних купола, вокруг которых стоит 8 малых, расположенных с северной, западной и южной сторон здания. Стены храма сложены из ряда плит розового кирпича. Внутри храма стены и свободы, покоившиеся на восьмигранных столбах, были покрыты мозаикой. Сохранилась мозаичная живопись Ярослава Мудрого и его семьи, голова молящийся Богоматери.

Дмитриевский собор ХII в. во Владимире (1194 – 1197)

На белокаменных фасадах есть барельефы с изображением растительных орнаментов птиц, зверей и отдельных фигур. Этот собор стоит около реки Клязьма, издалека виден купол собора покрытый золотом и кажется храм как воин в шлеме стоит на страже.

Стены и своды собора покрыты прекрасной фреской и живописью.

Далее перед вами образы древнерусских икон – Спаса Нерукотворного, Богоматери – Владимирская Богоматерь, Казанская Богоматерь и др., Святой Троицы.

У. – Выразите в словах то внутреннее состояние, те особые чувства и мысли которые рождаются у человека, стоящего в храме перед иконой.

Д. – В этих образах глубокая человеческая сущность. Возвышенный строй души. Красота внутреннего мира.

(Звучат мелодии молитв, посвященных Богородице и Христу).

Дети исполняют “Богородице Дева, радуйся”.

Примером бережного сохранения традиции древнерусской музыкальной культуры, личностно музыкального “прочтения страниц Евангелия может послужить “Легенда” – песня – романс “Был у Христа – младенца сад…” П. Чайковского. (Слушают в хоровом переложении автора и разучивают.)

У. – Найдите интонации древнерусских молитв и интонаций, свойственных стилю Чайковского.

Д. – Песенный лиризм, строгость, сдержанность хорового склада. Угадываются черты знаменного распева, интонации “Степенны”.

Заключение

У. – Новые времена – новое осознание Бога и Вселенной и знакомство с замечательными образцами духовной музыки, иконописи, храмовой архитектурой позволяет учащимся приобщиться к нравственным эстетическим основам древнерусского искусства, увидеть его связь с народным фольклором. И чтобы вы не чувствовали себя оторванными от нравственных корней и брошенными песчинками в мир хаоса, кумиров и пороков.