Актуализация знаний на уроках математики.
Одним из этапов урока является проверка ранее усвоенных знаний и умений в целях подготовки к новой теме, этап актуализации знаний. Организовать эту работу можно различными способами.
Один из таких способов - это проверка знаний при помощи кроссвордов.
Ученные доказали, что любой материал лучше запоминается во время игры. К примеру, малыши, когда учатся говорить, собирают слова из разных букв, нанесенных на кубики. Такой же способ применяется и при проверке знаний при помощи кроссвордов. Помимо игры, а кроссворды, отчасти, таковыми и являются, дети вспоминают пройденный материал, учатся грамотной записи математических терминов. Работа проводится индивидуально, таким образом, проверка знаний проходит у всех учащихся одновременно. В кроссворде может быть столбец с зашифрованной темой урока или с поздравлением с началом учебного года, с новым годом, с началом каникул и т.д.. Можно при индивидуальной работе дать ученику кроссворд с поздравлением с днем рождения.
Кроссворды на уроке могут использоваться не только с целью актуализации знаний, но и при повторении темы, на контрольно-проверочном уроке.
Приведу примеры кроссвордов, разработанных мною:
- для учащихся 5 класса, обучающихся по учебнику Зубаревой “Математика,5”, в котором в выделенной строке зашифровано поздравление с новым годом;
- для учащихся 9 класса на уроке закрепления знаний по теме “Движение”;
- для учащихся 8 класса.
В качестве домашнего задания можно дать ребятам возможность самим попробовать составить кроссворд по заданной теме. Лучше такое задание дать не индивидуально каждому, а попросить их выполнить эту работу в паре. Благодаря такому виду парной работы можно избежать большого числа грамматических ошибок, научить ребят находить взаимовыручке, поддержке.
При составлении кроссвордов ребята прочитывают большой объем как нового, так и изученного материала, стараясь найти интересные и трудные вопросы. Можно попросить учащихся выполнить эту работу на компьютере,
Показав тем самым знания и по предмету информационные технологии.
С новым годом. 5 класс
- Треугольник, у которого все стороны разной длины.
- Равные стороны равнобедренного треугольника.
- Геометрическая фигура, составленная из трех точек и трех отрезков, соединяющих эти точки.
- Сторона равнобедренного треугольника, не равная двум другим.
- Треугольник, у которого все стороны равны.
- Отрезок, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону под прямым углом.
- Треугольник, у которого один угол прямой.
- Луч, выходящий из вершины угла и делящий его на две равные части.
- Геометрическая фигура, составленная из двух лучей с общим началом.
- Геометрическая фигура, площадь которой равна произведению его смежных сторон.
- Треугольник, у которого две стороны равны.
- Угол, величина которого больше 90 градусов, но меньше 180 градусов.
- Стороны, имеющие общую вершину.
Движение. 8 класс
- Геометрическая фигура, имеющая четыре оси симметрии.
- Вид движения, при котором задается угол и направление.
- Линейная величина, сохраняемая при движении.
- Геометрическая фигура, имеющая бесконечное множество осей симметрии.
- На какую фигуру отображается отрезок при движении.
- При движении любая фигура отображается на … ей фигуру.
- Один из видов движения.
- Движение, при котором задается направление и расстояние.
Четырехугольники
В кроссворде зашифрованы основные понятия и формулы по теме “Четырехугольники”. В выделенном столбце получится ключевое слово урока.
- Четырехугольник, у которого 2 стороны параллельны, а две другие нет.
- Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.
- Латинский …, используемый в геометрии.
- Четырехугольник, площадь которого равна квадрату его стороны.
- Треугольник, у которого квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
- Утверждение, справедливость которого устанавливается путем рассуждений.
- Четырехугольник, площадь которого равна половине произведения его диагоналей.