Цели:
- распространение опыта методической работы учителя;
- знакомство с одной из форм распространения опыта методической работы.
Задачи:
- Обосновать необходимость использования групповой работы в педагогической практике.
- Выделить принципы кооперации в обучении как инструментарий построения педагогической практики.
- Продемонстрировать приемы формирования умений, используемых в ходе позитивной коммуникации (структуры взаимодействия).
Оформление аудиторной доски.
Афоризмы:
Знать мало – надо применять.
Хотеть мало – надо делать.
И.-В. Гете
То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л.С. Выготский
За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете
Джон Рокфеллер
Обучая других, учимся сами
Подготовка атмосферы проведения мастер – класса: музыка, приветствие и т.д.
I. Организационный момент
1. Представление (Рассказать о себе).
Вступительное слово учителя. Знакомит с методической темой занятия и обоснование выбора темы.
Рамки приобретения группового взаимодействия детей в последние годы существенно сужены. Социологи выяснили, что за 11 лет обучения школьники проводят в классе 15 000 асов, а за телевизором – 18 000. Если сюда добавить то, что дети часто лишены общения со сверстниками в яслях, детском саду, во дворе, то понятно, что школа – подчас единственное место, где дети могут общаться в коллективе, т.е. приобретать навыки коммуникативной деятельности.
Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное – учит детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя)
2. Предлагает присутствующим обозначить цели занятия и ожидаемые результаты.
II. Работа по теме занятия.
1. Обоснования практической необходимости использования групповых технологий.
А) Для этого используем структуру “Вопрос классу ”
– .Как вы понимаете, что такое взаимозависимость?
– Как вы понимаете, что такое взаимодействие?
– Что такое рефлексия?
Б) То же самое выполняем , используя структуру “ 1-2-все ”. Каждый член группы работает над подготовкой ответа самостоятельно, затем члены группы обсуждают свои результаты и готовят вариант материала в парах. Пары представляют свои материалы на обсуждение группы. Группа представляет итоговый вариант материала.
(Деление на группы, используя приемы организации группы: “цвет”, “фигурки”, “времена года” и т.д.)
Итак, делаем обобщение
Взаимодействие - общая цель, общая награда (сумма оценок), общие ресурсы (один без другого обойтись не может, т.к. не владеет тем материалом, которым владеет другой, у каждого своя роль.
Взаимозависимость - умение слушать друг друга, умение суммировать идеи, решать конфликты, общая работа
Рефлексия – ( от лат. Отражение – размышление, раздумье, углубление в собственную психику). Рефлексия – умение анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения, реагировать на неудачи, планировать меры по совершенствованию
Вывод:
- В группе работает каждый
- Нет страха отвечать, т.к. каждый, обсуждая в группе (или слушая товарища), знает материал.
2. Ведущий мастер-класс:
- Эти слова могут пригодиться, чтоб решить главную проблему: какие принципы помогут сформировать успешную работу в группе. Для ее решения можно воспользоваться структурой “Мозговая атака”:
Этап 1. Все члены группы стараются предложить свою идею, все предложенные идеи( даже шутливые) в сыром, необработанном виде записываются по мере того, как они приходят в голову
Этап 2. Каждая из идей рассматривается на предмет ее пригодности для решения поставленной задачи
В результате обсуждения приходим к выводу, т.е. решили проблему: Для успешной работы в группе необходимо соблюдать следующие принципы:
- взаимозависимость;
- взаимодействие;
- рефлексия;
- индивидуальная оценка;
- формирование умения и навыков групповой работы;
использование эффективных структур взаимодействия
Вывод:
- Невольно распределили роли: кто будет писать, кто устанавливает очередность ответа и т.д.
- Коллективное мнение комфортнее выдавать
3. Предлагается раздаточный материал с готовым правильным ответом, сверить свой материал :
- Позитивная взаимозависимость. Члены группы должны чувствовать, что они нужны друг другу для выполнения поставленной задачи. Создавая для этого условия, учитель:
- - устанавливает общие (групповые) цели (группа изучает материал и убеждается, что его знают все члены группы);
- - вводит систему наград и поощрений (группа справилась с заданием, если все члены группы знают материал);
- - распределяет материал и информацию (ресурсы);
- - определяет роли для каждого члена группы;
- - фиксирует уникальное место группы (стенд на стене кабинета)
- Непосредственное взаимодействие членов группы. Главный учебный ресурс групповой работы – возможность свободно общаться. Суммирование идей вслух, выслушивание объяснений товарищей и предложение своих объяснений – главные виды речевого взаимодействия членов группы.
- Индивидуальная оценка результатов. Учитель постоянно подчеркивает индивидуальную ответственность и оценивает каждого ученика. Типичные способы оценки – индивидуальная итоговая контрольная работа или выборочный опрос членов группы.
- Обучение навыкам групповой работы. Школьники целенаправленно изучают приемы общения, технику руководства, процедуры принятия решения, разрешения конфликтов. Учитель побуждает учащихся использовать (упражнять) формируемые умения в ходе практической работы.
- Рефлексия. Участникам предоставляются специальное время и правила для анализа эффективности своей работы, оценки использования навыков групповой работы. Рефлексия помогает созданию хороших деловых отношений между школьниками. Журнал наблюдений за работой (ведет учитель) и наблюдения “мудреца” (члена группы) помогают повысить эффективность рефлексии.
- Сознательное использование эффективных структур взаимодействия учащихся. Существует множество различных структур взаимодействия, которые можно использовать для работы в классе. При фронтальной организации занятий учитель использует сравнительно немного структур. Групповая работа позволяет воспользоваться всем богатством структур, складывающихся в ходе совместной работы людей.. Принцип сознательного использования эффективных структур взаимодействия в классе требует , чтобы учитель выбирал такие структуры, которые помогают реализовать принципы кооперации в обучении, способствуют решению стоящей перед учителем педагогической задачи. Количество возможных структур взаимодействия огромно. Различные структуры можно комбинировать, получая новые варианты.
Вывод:
1. Коррекция своих размышлений без назиданий со стороны учителя, нахождение правильного и полного ответа.
III. Рефлексия.
Подведение итогов работы проблемной группы:
Итак, были использованы следующие структуры взаимодействия:
- Вопрос классу
- Работа в парах
- Работа в группе
- “Мозговая атака”
- Коррекция мнения группы
Проведение процедуры рефлексии.
Групповая рефлексия – это процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалось:
- достичь поставленной рабочей цели;
- сформировать хорошие групповые отношения.
Последовательность действий в ходе рефлексии:
1. Еще раз сформулировать стоявшую перед группой цель
- Вспомнить (выписать) перечень действий членов группы (какие были действия и в чем они состояли)
- Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие действия помогли или не помогли достижению цели
- Решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить
Цель групповой рефлексии:
- Повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы;
- Увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целой группы