Мастер-класс "Работа в группе как форма успешной деятельности учащихся на уроке"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели:

  • распространение опыта методической работы учителя;
  • знакомство с одной из форм распространения опыта методической работы.

Задачи:

  1. Обосновать необходимость использования групповой работы в педагогической практике.
  2. Выделить принципы кооперации в обучении как инструментарий построения педагогической практики.
  3. Продемонстрировать приемы формирования умений, используемых в ходе позитивной коммуникации (структуры взаимодействия).

Оформление аудиторной доски.

Афоризмы:

Знать мало – надо применять.
Хотеть мало – надо делать.

И.-В. Гете

То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л.С. Выготский

За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете

Джон Рокфеллер

Обучая других, учимся сами

Подготовка атмосферы проведения мастер – класса: музыка, приветствие и т.д.

I. Организационный момент

1. Представление (Рассказать о себе).

Вступительное слово учителя. Знакомит с методической темой занятия и обоснование выбора темы.

Рамки приобретения группового взаимодействия детей в последние годы существенно сужены. Социологи выяснили, что за 11 лет обучения школьники проводят в классе 15 000 асов, а за телевизором – 18 000. Если сюда добавить то, что дети часто лишены общения со сверстниками в яслях, детском саду, во дворе, то понятно, что школа – подчас единственное место, где дети могут общаться в коллективе, т.е. приобретать навыки коммуникативной деятельности.

Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное – учит детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя)

2. Предлагает присутствующим обозначить цели занятия и ожидаемые результаты.

II. Работа по теме занятия.

1. Обоснования практической необходимости использования групповых технологий.

А) Для этого используем структуру “Вопрос классу ”

– .Как вы понимаете, что такое взаимозависимость?

– Как вы понимаете, что такое взаимодействие?

– Что такое рефлексия?

Б) То же самое выполняем , используя структуру “ 1-2-все ”. Каждый член группы работает над подготовкой ответа самостоятельно, затем члены группы обсуждают свои результаты и готовят вариант материала в парах. Пары представляют свои материалы на обсуждение группы. Группа представляет итоговый вариант материала.

(Деление на группы, используя приемы организации группы: “цвет”, “фигурки”, “времена года” и т.д.)

Итак, делаем обобщение

Взаимодействие - общая цель, общая награда (сумма оценок), общие ресурсы (один без другого обойтись не может, т.к. не владеет тем материалом, которым владеет другой, у каждого своя роль.

Взаимозависимость - умение слушать друг друга, умение суммировать идеи, решать конфликты, общая работа

Рефлексия – ( от лат. Отражение – размышление, раздумье, углубление в собственную психику). Рефлексия – умение анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения, реагировать на неудачи, планировать меры по совершенствованию

Вывод:

  1. В группе работает каждый
  2. Нет страха отвечать, т.к. каждый, обсуждая в группе (или слушая товарища), знает материал.

2. Ведущий мастер-класс:

- Эти слова могут пригодиться, чтоб решить главную проблему: какие принципы помогут сформировать успешную работу в группе. Для ее решения можно воспользоваться структурой “Мозговая атака”:

Этап 1. Все члены группы стараются предложить свою идею, все предложенные идеи( даже шутливые) в сыром, необработанном виде записываются по мере того, как они приходят в голову

Этап 2. Каждая из идей рассматривается на предмет ее пригодности для решения поставленной задачи

В результате обсуждения приходим к выводу, т.е. решили проблему: Для успешной работы в группе необходимо соблюдать следующие принципы:

  • взаимозависимость;
  • взаимодействие;
  • рефлексия;
  • индивидуальная оценка;
  • формирование умения и навыков групповой работы;

использование эффективных структур взаимодействия

Вывод:

  1. Невольно распределили роли: кто будет писать, кто устанавливает очередность ответа и т.д.
  2. Коллективное мнение комфортнее выдавать

3. Предлагается раздаточный материал с готовым правильным ответом, сверить свой материал :

  1. Позитивная взаимозависимость. Члены группы должны чувствовать, что они нужны друг другу для выполнения поставленной задачи. Создавая для этого условия, учитель:
  2. - устанавливает общие (групповые) цели (группа изучает материал и убеждается, что его знают все члены группы);
  3. - вводит систему наград и поощрений (группа справилась с заданием, если все члены группы знают материал);
  4. - распределяет материал и информацию (ресурсы);
  5. - определяет роли для каждого члена группы;
  6. - фиксирует уникальное место группы (стенд на стене кабинета)
  7. Непосредственное взаимодействие членов группы. Главный учебный ресурс групповой работы – возможность свободно общаться. Суммирование идей вслух, выслушивание объяснений товарищей и предложение своих объяснений – главные виды речевого взаимодействия членов группы.
  8. Индивидуальная оценка результатов. Учитель постоянно подчеркивает индивидуальную ответственность и оценивает каждого ученика. Типичные способы оценки – индивидуальная итоговая контрольная работа или выборочный опрос членов группы.
  9. Обучение навыкам групповой работы. Школьники целенаправленно изучают приемы общения, технику руководства, процедуры принятия решения, разрешения конфликтов. Учитель побуждает учащихся использовать (упражнять) формируемые умения в ходе практической работы.
  10. Рефлексия. Участникам предоставляются специальное время и правила для анализа эффективности своей работы, оценки использования навыков групповой работы. Рефлексия помогает созданию хороших деловых отношений между школьниками. Журнал наблюдений за работой (ведет учитель) и наблюдения “мудреца” (члена группы) помогают повысить эффективность рефлексии.
  11. Сознательное использование эффективных структур взаимодействия учащихся. Существует множество различных структур взаимодействия, которые можно использовать для работы в классе. При фронтальной организации занятий учитель использует сравнительно немного структур. Групповая работа позволяет воспользоваться всем богатством структур, складывающихся в ходе совместной работы людей.. Принцип сознательного использования эффективных структур взаимодействия в классе требует , чтобы учитель выбирал такие структуры, которые помогают реализовать принципы кооперации в обучении, способствуют решению стоящей перед учителем педагогической задачи. Количество возможных структур взаимодействия огромно. Различные структуры можно комбинировать, получая новые варианты.

Вывод:

1. Коррекция своих размышлений без назиданий со стороны учителя, нахождение правильного и полного ответа.

III. Рефлексия.

Подведение итогов работы проблемной группы:

Итак, были использованы следующие структуры взаимодействия:

- Вопрос классу

- Работа в парах

- Работа в группе

- “Мозговая атака”

- Коррекция мнения группы

Проведение процедуры рефлексии.

Групповая рефлексия – это процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалось:

  • достичь поставленной рабочей цели;
  • сформировать хорошие групповые отношения.

Последовательность действий в ходе рефлексии:

1. Еще раз сформулировать стоявшую перед группой цель

  1. Вспомнить (выписать) перечень действий членов группы (какие были действия и в чем они состояли)
  2. Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие действия помогли или не помогли достижению цели
  3. Решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить

Цель групповой рефлексии:

  1. Повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы;
  2. Увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целой группы