I. Введение
Специальным образом подобранные и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные программы, видеоклипы), а также статичные тематические изображения – дидактические картины – (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы) – давно и успешно используются в учебном процессе как неотъемлемая его часть, представляя собой наиболее доступную для восприятия форму предъявления учебного материала. Они создают особую предметно-мотивационную среду, которая в силу своей содержательной сущности способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся и, в результате, формированию их образовательной, когнитивной и коммуникативной компетенции. С другой стороны, являясь осознанным или неосознанным “внешним раздражителем”, стимулом, наглядные средства обучения дают учащемуся дополнительную психологическую опору для успешного усвоения учебного материала за счет конкретизации абстрактного, т. е. отражении и запечатлении в его сознании воспринимаемых зрительных образов. Таким образом, изобразительная наглядность на уроке является тем окружением, своего рода визуальным контекстом, без которого невозможно эффективное формирование и развитие разного рода компетенций учащихся – как общеучебных, так и конкретно-предметных.
С точки зрения когнитивной психологии визуальный контекст, во-первых, дает учащемуся внешний посыл, усиливающий и подкрепляющий его ожидание – содержательную антиципацию, а во-вторых, формирует существенный стимул для восприятия новой информации, т. е. помогает новому образу попасть в область хранения похожей информации, повышая тем самым готовность восприятия. Это явление – своего рода связь визуального контекста и порога восприятия информации, или связь стимулов и ожиданий, – еще раз доказывает положение, известное любому учителю-практику: разнообразный по форме стимул, предъявляемый с высокой частотностью и подкрепляемый визуальным контекстом, позволяет не только быстро классифицировать воспринимаемую информацию или опознавать ее, но и эффективно усваивать на активно деятельностном уровне, т.е. переводить из рецептивной сферы деятельности в продуктивную.
Создание средств изобразительной наглядности требует от учителя значительных затрат времени и сил, хотя каждый из нас понимает, что они с лихвой “окупаются” повышением эффективности нашей работы. С целью взаимопомощи методическими объединениями учителей-предметников школ обычно создаются специальные ресурсные центры, объединяющие материальные плоды учительского труда: различные дидактические материалы и наглядные пособия - банки данных, библиотеки образов, видео- и фильмотеки и пр.
II. Новые формы создания изобразительной наглядности
Новые и, по-видимому, безграничные возможности создания средств изобразительной наглядности предоставляются мультимедийными технологиями. В настоящее время компьютер является наиболее совершенным техническим средством обучения, поскольку позволяет соединить в рамках одной радиоэлектронной системы функции нескольких устройств – телевизора, аудио- и видеомагнитофона, универсального считывающего и воспроизводящего устройства, пишущей машинки, ЭВМ, мольберта, чертежной доски, приемо-передающего устройства вербальной и невербальной информации (если иметь в виду доступ в Интернет и электронную почту) и т. п. – используемых обычно в учебном процессе.
Такая многофункциональность компьютера при работе с источниками информации разного типа (или его мультимедийные свойства) позволяет создавать и воспроизводить программные продукты, основной характерной чертой которых с точки зрения обучающих технологий является интерактивная наглядность – эффект погружения в обучающую программную среду и взаимодействия с ней. Это особый и высший в настоящее время вид наглядности, изначально создаваемый автором-разработчиком программного продукта, дает возможность пользователю “вступать в диалог” с компьютером за счет наличия определенного набора опций, сопровождаемых эффектами анимации – демонстрирующейся в заданном темпе последовательности сменяющих друг друга кадров. При этом учащийся совершает целенаправленные интеллектуальные усилия, познавая логические связи, характер взаимодействия между предметами и явлениями, т. е. усваивает не отдельные статичные образы, а смысловые схемы, что сродни приобретению опыта самостоятельного исследования.
Кроме того, виртуальное присутствие пользователя в программной обучающей среде мобилизует все основные каналы восприятия новой информации – визуальный, слуховой и моторный, начинающие работать параллельно и согласованно – так, как это обычно происходит в обыденной реальности. Воспринятая таким образом информация, опирающаяся не на рассеянное, а на избирательное внимание, эффективнее поддается обработке в результате речемыслительных операций, надежнее хранится в памяти и быстрее из нее извлекается. А ведь именно избирательное внимание, по мнению специалистов по когнитивной психологии, является основой целенаправленного и эффективного обучения.
III. Классификация образовательных электронных ресурсов и их краткая характеристика
Программные продукты, используемые в образовательной сфере, или образовательные электронные ресурсы по ИЯ, могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному назначению:
1) информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи);
2) электронные книги для чтения;
3) фильмы на DVD;
4) библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;
5) методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам РД, тесты и другие контрольно-измерительные материалы);
6) Интернет-ресурсы;
7) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);
8) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные учителем для конкретного урока.
Информационно-справочные материалы учителя и учащегося на CD или DVD содержат огромный объем фактологических данных и иллюстративного материала, который представлен обычно в более привлекательной форме, чем на бумажных носителях. За счет анимации, системы поиска, видеофрагментов, различных звуковых эффектов, викторин, тестов и других форм контроля знаний эти электронные ресурсы могут соперничать с мультимедийными учебными пособиями. Они, как правило, не используются самостоятельно, а играют вспомогательную роль, как источник информации для работы над проектами, презентациями, электронными рефератами.
Электронные книги для чтения и DVD-фильмы необыкновенно привлекательны для учащихся, а учителю они дают возможность работать на уровне гипертекста (в широком смысле), обеспечивая тем самым текстовую и изобразительную наглядность для всего класса и управляя процессом чтения/просмотра в контексте изучаемого материала.
Электронные наглядные пособия и методические материалы представляют собой ресурс учителя-предметника, оказывая ему методическую помощь при подготовке к урокам, составлении контрольных заданий, подведении итогов овладения навыками и умениями.
Интернет-ресурсы объединяют в себе свойства всех вышеупомянутых программных продуктов, представляя собой самое мощное на сегодняшний день средство получения информации, решения учебных задач и делового электронного общения.
Программные продукты, представляющие собой обучающие программы или электронные учебные пособия, являются наиболее законченными и самодостаточными видами электронных ресурсов и нацелены на высшую степень автономии учащегося. Они, как правило, предназначены для самостоятельной работы в классе или дома, когда составляющие учебной деятельности управляются и контролируются самим учащимся, а мониторинг осуществляется учителем. Они являются очень удобным и эффективным средством обучения, если поставлена задача самостоятельной отработки той или иной темы. В силу широкого выбора учебных ситуаций изучаемый материал может прорабатываться более глубоко за счет многократного осуществления заданных действий и необходимых операций, отработки практических навыков и доведения их до автоматизма. Однако такие программные средства отторгают учителя от учащегося, сводя их сотрудничество к минимуму. А ведь именно активное сотрудничество ученика и учителя способствует повышению эффективности познавательного процесса на уроке. Этот фактор многие противники внедрения мультимедийных технологий в учебный процесс вменяют в вину электронным учебникам (см., напр. [Л. 3]).
Очевидно, что применение мультимедийных технологий в учебном процессе следует непременно дозировать, т. е. отбирать программные продукты так, чтобы они полностью отвечали своим содержанием тематике и учебному материалу урока, подходу учителя, возрасту и интересам учащихся, и обладали всеми преимуществами мультимедийных электронных ресурсов.
Большинство из перечисленных видов программных продуктов довольно широко представлены на рынке образовательных электронных ресурсов и предоставляют той или иной группе потенциальных пользователей возможность широкого выбора. И технически, и содержательно эти продукты бывают, как правило, достаточно высокого качества, поскольку создаются профессиональными программистами в содружестве со специалистами-предметниками. Однако, к сожалению, они очень часто не отвечают ожиданиям конкретного учителя. Учителю-предметнику, используя этот материал в качестве дополнительного, приходится “подстраивать” его под “свой”, часто прибегая к искусственным приемам, не соответствующим логике урока. Почему это происходит?
Можно отчасти согласиться с несколько категоричным мнением В.П. Беспалько ([Л. 1], с. 290-291), который отмечает, что “принятая в настоящее вре-мя методика, когда программисты остроумно и изобретательно создают так называемую “оболочку” обучающей программы, а затем предлагают методистам наполнить эту оболочку учебно-воспитательным процессом, похоже на педагогическое прокрустово ложе для дидактики… Только <следующий> путь создания компьютерных обучающих систем имеет будущее: … сначала проектирование дидактического процесса, а затем создание его компьютерной оболочки.” Это вовсе не означает, что все, что создается не учителем – бесполезно и малоэффективно. Речь идет о необходимости создания учителем собственных разработок, без которых невозможно провести ни один мало-мальски успешный урок, не говоря уже об эффективном современном уроке, и которые могут быть качественно созданы только с привлечением имеющихся на образовательном рынке программных продуктов, созданных профессиональными программистами.
IV. Роль учителя
Ряд авторов (напр., [Л. 2], с. 105), говоря о вариативных свойствах мультимедийных технологий и рассматривая возможности использования компьютера на уроке, отмечают три основные типа урока: 1) полная замена деятельности учителя программным средством; 2) частичная замена, когда согласно своему сценарию урока учитель подбирает и адаптирует фрагменты учебного материала из имеющегося программного обеспечения; 3) фрагментарное использование дополнительного материала из имеющегося программного обеспечения без его переработки.
Очевидно, что ни одна из перечисленных возможностей не предоставляет учителю профессиональную свободу выбора в использовании программного средства. Полностью требованиям учителя могут отвечать только электронные ресурсы, упомянутые в п. 8 предыдущего раздела, а именно: учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные самим учителем с помощью остальных типов электронных ресурсов (пп. 1-7). Поскольку они создаются конкретным учителем для конкретного урока, учитель сам решает, какой объем своих “полномочий” делегировать компьютеру. Программные среды, с помощью которых возможно создание таких материалов довольно много, однако наиболее распространенной и доступной в настоящее время является среда программирования Microsoft PowerPoint.
Эта программная среда позволяет учитывать и варьировать степень наглядности представления материала, наличие интерактивных компонентов, обеспечивающих быструю и эффективную обратную связь, возможность обновления программного продукта по мере сбора и накопления новых данных или изменении условий обучения (возраста, уровня и интересов учащихся, количества учебных часов, подхода учителя, тематики учебного материала и т.д.), удобство управления материалом.
Учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ, создаваемые самим учителем, обладают еще одним неоспоримым преимуществом: они не отторгают учителя от учащегося, а, наоборот, способствуют их творческому единению на уроке. Это происходит потому, что программные средства-сопровождения в силу выполняемых ими функций (демонстрируются учителем) создают на уроке особого рода учебную информационную среду – “учитель – учащиеся – учебный материал на экране,
Рис. 1. Трансляция электронного
изображения с монитора
компьютера на экран через мультимедийный
проектор
транслируемый с компьютера через проектор” (рис. 1). Управление трансляцией материала осуществляет сам учитель: он выбирает слайды, порядок их
следования, скорость их смены, виды анимации и т.д., т.е. учитель задает уровень интерактивности во взаимодействии с материалом и материала во взаимодействии с классом. Он, как и на традиционном уроке, находится “у доски”, точнее, у экрана, однако не с мелом и тряпкой в руке, а с пультами управления проектором и курсором компьютера – “мышью”.
На слайдах могут быть представлены новые материалы для объяснения, задания для дискуссий, вопросы, иллюстративный материал – всевозможные средства изобразительной наглядности, доступ к которым осуществляется системой гиперссылок, командами запуска анимации, а также простой сменой слайдов. Причем слайды существуют не “сами по себе” – они представляют собой видеоряд, построенный в соответствии с логикой урока или той его части, которая “делегирована” компьютеру.
Единственным и самым существенным “недостатком” подобного подхода является тот факт, что учителю приходится самому разрабатывать подобные материалы. Поэтому задача создания школьного мультимедийного ресурсного центра, в котором концентрируются по мере разработки плоды труда многих учителей, представляется особенно актуальной.
V. Мультимедийный ресурсный центр ЦО № 1678 Северного округа г. Москвы
Мультимедийный ресурсный центр ЦО № 1678 существует неполные два года. С момента его создания усилиями учителей английского языка он пополняется разнообразными программными продуктами – и готовыми, и создаваемыми самими учителями. Поскольку готовые программные продукты широко доступны и известны многим, остановимся более подробно на тех мультимедийных разработках, которые созданы самими учителями английского языка. Их не так много, однако их можно разделить на несколько категорий:
– страноведческие материалы;
– материалы по работе с лексикой;
– грамматические материалы;
– интегрированные материалы.
1. Страноведческие материалы базируются на разделах Culture Corner серии учебников Opportunities издательства “Лонгман”, однако они с успехом могут использоваться автономно, как сопровождение уроков страноведения, соответствующих данной тематике. В настоящее время нами созданы два CD с объемами памяти 470 и 650 MБ для уровней Pre-Intermediate и Intermediate (рис. 2).
– Общая характеристика CD: программные продукты представляют собой готовые к использованию на уроках страноведения демонстрационные материалы учителя.
– Содержание CD: каждый диск содержит четыре интерактивные презентации, включающие наглядный материал и текстовую информацию, отражающие различные аспекты истории, географии, политики, экономики, социальной сферы, культуры и языка народов англоговорящих стран. На рис. 2 и 3 приведены внешний вид дисков и титульные слайды соответствующих презентаций: CDPre-Int – Eating in Britain, Scotland, New Zealand, London; CDInt – Canada, Republic of Ireland, Wales, Australia.
Рис. 2. Внешний вид и содержание CD уровня Pre-Intermediate.
Рис. 3. Внешний вид и содержание CD уровня Intermediate.
Кроме того, подходит к завершению работа над двумя CD уровней Elementary и Upper Intermediate (рис. 4, 5) следующего содержания: CDElem – Going Places in Britain, New York, Backpacking Quiz, Sport in the UK, Around Britain Quiz, Shopping in the UK; CDUpperInt – The History of English, English Around the World, The USA – Part I: History, The USA – Part II: The History of Popular Music.
Рис. 4. Внешний вид и содержание CD уровня Elementary.
Рис. 5. Внешний вид и содержание CD уровня Upper Intermediate.
Каждый презентационный материал содержит достаточно большой объем информации, поэтому мы постарались сделать его как можно более удобным в использовании. Для этого был применен принцип гиперссылок, управляющих материалом со слайда “Main Menu”, которые для презентаций New Zealand и London, к примеру, представлены на рис. 6. Щелкая левой кнопкой “мыши” по образу слайда, можно открыть соответствующий раздел презентации, а, завершив его, – снова вернуться в главное меню. Презентационные материалы содержат карты, достопримечательности городов и стран (рис. 7), портреты выдающихся деятелей, биографические данные и другую социокультурную информацию. Есть большое число интерактивных слайдов, когда сначала на экране появляется вопрос, затем дается зрительная опора в виде образа, и, наконец, после ответа учащихся по щелчку мыши на экран выводится правильный ответ.
Рис. 6. Внешний вид слайдов Main Menu для презентаций New Zealand (а) и London(б).
Рис. 7. Внешний вид слайдов-заставок для презентаций New Zealand (а) и London (б).
2. Материалы по работе с лексикой созданы как мультимедийное сопровождение уроков, посвященных изучению фразовых глаголов и метафор (рис. 8) на базе учебных курсов Opportunities и Laser, соответственно. Презентации созданы для сопровождения уроков обучения лексике и реализуют принципы когнитивно-деятельностного подхода к обучению аспектам языка.
3. Грамматические материалы не столь многочисленны, как материалы по работе с лексикой или страноведению, однако их создание было вызвано необходимостью реализации авторского подхода к обучению данному аспекту языка (рис. 9).
4. Интегрированные материалы включают в себя обучение комплексным навыкам и являются фактически компьютерными разработками уроков,
Рис. 8. Титульные слайды презентаций учебного материала по фразовым глаголам (а) и метафорам (б).
Рис. 9. Титульный слайд презентации
учебного материала по сопоставлению глагольных
форм
Present Perfect Simple и Continuous
созданными на основе соответствующих разделов учебников и учебных пособий. Например, демонстрационные материалы об английском полярном исследователе Роберте Скотте, который трагически погиб вместе со своей командой, возвращаясь с Южного полюса, были созданы учителем английского языка для проведения интегрированного урока “Английский язык – География” по соответствующим разделам учебника К.И. и М.Ю. Кауфман Happy English.Ru для 7-го кл.(рис. 10).
Рис. 10. Титульный слайд презентации учебного материала “Роберт Скотт” (а) и слайд Main Menu (б).
Заключение
Очевидно, что разработка собственных мультимедийных материалов презентационного характера является процессом довольно трудоемким и требующим особых навыков. Однако это позволяет учителю-предметнику создавать особую обстановку на уроке – атмосферу творчества, сотрудничества, создавать ту учебную информационную среду, которая способствует возрастанию интереса учащихся к предмету, приводит к повышению качества нашей работы – т.е. в конечном итоге к тому, ради чего мы каждое утро входим в класс.
Литература
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО“МОДЭК”, 2002.–352 с.
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)
3. Соломахина И.А., Малюкова Г.Н. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку. / Мультимедийный сборник Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” – 2004-05 уч. год., разд. “Преподавание иностранных языков” – М.: Издательский дом “Первое сентября”, 2005.