Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей – это начало путешествия в большой, многообразный мир.
Ребенок с раннего возраста исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует.
Мы, взрослые, первыми вводим малыша в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.
Важно помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Задача взрослых – помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
Природу важно видеть, смотреть на нее, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Проявления природы в каждое время года разнообразны, прекрасны и удивительны. С самого раннего возраста дети могут увидеть, заметить эти особенности в природе, их перемены.
Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении. Поэтому приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.
Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом относиться к живым объектам. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Приобщение к миру природы детей раннего возраста является первой, начальной ступенью. Умение видеть и понимать состояние живого объекта – тонкое движение души ребенка. С этого начинается чувство ответственности за все живое.
Процесс приобщения маленького ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.
Наблюдение – сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как совместная деятельность взрослого и ребенка. Наблюдения в этом возрасте многократно повторяются, так как каждая новая встреча со знакомым предметом радует детей. Эта радость узнавания и есть уже познание.
Главное в наблюдении – создать эмоциональный настрой, общее радостное впечатление, дать ребенку возможность почувствовать, пережить то, что он видит. Приучать ребенка смотреть и видеть, любоваться, стараться способствовать возникновению ярких образов.
Интересные многократные наблюдения за одним объектом приучают ребенка всматриваться, замечать, что изменилось, понимать, что объект меняется. Для поддержания интереса ребенка к наблюдаемым объектам, можно проводить простые дидактические игры. В таких играх ребенок лучше запоминает названия наблюдаемых объектов, учится несложному описанию их внешнего вида и выделению немногих ярких признаков. Постепенно во время коротких, живых наблюдений ребенок учится замечать все это.
Какие методы приобщения ребенка раннего возраста к природе наиболее эффективны? Прежде всего, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью. В каждом наблюдении отмечаем что-то новое.
Таким образом, проведение наблюдений с детьми раннего возраста построено с использованием эффективных методов.
Составлены наблюдения (совместная познавательно-практическая деятельность взрослого и детей раннего возраста). В них отражены следующие моменты:
- Тема наблюдения.
- Цель наблюдения.
- Вопросы и описание.
- Художественное слово или игровые упражнения.
- Элементарные трудовые действия.
Приведем пример отдельных наблюдений.
Наблюдение за цветами.
ЦЕЛЬ: Учить различать и называть цветущие растения по цвету цветка, по высоте. Вызвать у детей желание любоваться красивыми цветами.
ВОПРОСЫ: Выразить радость по поводу красоты растений на клумбе. Вам нравится клумба? Сколько разных по цвету красивых цветов! Дети выбирают один – два цветочка, которые особенно понравились им. Какого цвета вот этот цветок? Как называется? Сколько их? Покажите красные, желтые, белые цветы. Какие цветы выше? Какие ниже? Дети показывают рукой. Понюхайте цветочек, пахнет или нет? Объяснить, что нюхать растение нужно осторожно, чтобы не помять и не поломать их.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: Ребята, давайте встанем в круг и соберем из цветков большой букет. А цветы – это вы. Красивый у нас получился букет? (Да).
- Придумайте много разных слов про цветы. Какие у нас цветы? (Большие, маленькие, красные, желтые, синие, белые, красивые, яркие, разноцветные, прекрасные, очаровательные и т.д.).
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Посильная помощь в поливке клумбы.
Наблюдение. Внешний вид и повадки воробья.
ЦЕЛЬ: Познакомить с внешним видом и повадками воробья.
ВОПРОСЫ: Ребята, кто из вас знает, как называется эта птица? Правильно, это воробей. Как его можно ласково назвать? (Воробушек). Воробей большой или маленький? (Маленький). Что есть у воробушка? (Голова, клювик, глаза). У кошки есть шерстка, а у воробья чем покрыто тело? (Перышками). А ноги у него есть? Как они называются? (Лапки). Для чего ему лапки? (Прыгать). Покажите, как передвигается воробей. Летать он умеет? Что ему помогает летать? (Крылышки). Как он ими машет? Покажите.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ:
Замахал крыльями воробей. (Делают взмахи
руками)
Опустился на землю. (Садятся на корточки)
Ищет зернышки. (Повороты головой направо –
налево)
Клюет, по сторонам оглядывается (Кивают
головой, поворачивают голову в разные стороны)
Поел воробей, опять крылышками замахал. (Делают
взмахи руками)
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Предложить малышам покормить птиц, заранее приготовленным кормом, сопровождая действия словами:
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью –
Я вам песенку спою,
Чик – чирик!
Киньте просо и ячмень –
Буду петь вам целый день,
Чик – чирик!
Наблюдение. Осенний ветер.
ЦЕЛЬ: Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие.
ВОПРОСЫ: Посмотрите, ребята, на деревья. Что они делают? (Качаются). Кто их раскачивает? (Ветер). Как его ласково можно назвать? (Ветерок). Ветерок ветки тоже раскачивает? (Ветки тоже гнутся от ветра). Что это падает с деревьев? (Листочки). Кто их оторвал? (Ветерок). Почему так неспокойно ведут себя деревья? (Дует ветерок).
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «Ветер качает деревья»
Деревья в лесу росли,
И с ветром дружили они. (Дети стоят, подняв прямые руки, и тянутся вверх).
Лишь только вздохнет ветерок,
На дереве каждый листок (Легко встряхивают кистями рук)
Тихонько – тихонько дрожит
И нежную песню шуршит:
Ш-ш-ш… (Произносят звук «ш»)
Как только сильнее подул,
Деревья он сразу согнул. (Выполняют наклоны корпуса вправо и влево).
Качает их вправо и влево –
В качели играет, наверно.
У – у – у!... (Произносят звук «у», скрещивая руки над головой)
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Составление букетов из опавших листьев для украшения группы.
Наблюдение за насекомыми. Жук.
ЦЕЛЬ: Воспитывать бережное отношение к насекомым. Учить детей замечать, узнавать, называть насекомых.
ВОПРОСЫ: Ребята, кто это? Что делает жук (Ползает). На участке много или мало жуков. Почему жуков стало меньше? (Из – за холодной погоды). Жук умеет только ползать, а летать он умеет? У него есть крылья? Где у него крылья? Ребята, вы знаете какую песенку поет жук? Его песенка называется «жужжалочка»! Как жужжит жук? Споем все вместе песенку – жужжалочку.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «Жук»
Я большой и черный жук,
Знаю все цветы вокруг,
Над полями я кружу
И жужжу, жужжу, жужжу!
Дети согнули руки в локтях. Машут только кистями рук.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Жуки любят цветочный сок, который называется – нектар. (Хоровое проговаривание). Чтобы в цветах всегда был нектар, за ними надо ухаживать. Воспитатель предлагает детям садовый инвентарь для ухода за цветами на клумбе.
Наблюдение за чистым, голубым небом.
ЦЕЛЬ: Побуждать детей активно участвовать в наблюдениях.
ВОПРОСЫ: Собрав вокруг себя малышей, предложить посмотреть вверх и поискать на небе солнышко. Покажите пальчиком, где солнышко? Какое оно? Солнышко яркое, ласковое, теплое? Поздоровайтесь с солнышком. Протяните к нему ручки, погрейте щечки. Солнышко высоко на небе. Светит ярко, греет. Теперь отвернитесь от солнышка, закройте глаза, откройте их – где солнышко? (Хоровое проговаривание – солнышко).
Солнце на небе ярко светит – даже смотреть трудно. Оно яркое, теплое, ласковое, высоко на голубом небе. (Хоровое проговаривание прилагательных).
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «Поздороваемся с солнышком»
Солнышко, солнышко, в небе свети! (Встают на носки, тянут руки вверх).
Яркие лучики к нам протяни! (Вытянули руки вперед ладонями вверх)
Руки мы вложим в ладони твои. (Встают парами и протягивают друг другу руки)
Нас покружи, оторви от земли. (Кружатся в парах)
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Мытье кукольной посуды и сушка ее на солнце.
Мы посуду чисто мыли,
Вытирать не позабыли:
Чашки, блюдца в ряд стоят
И на солнышке блестят.
Наблюдение: Отличительные свойства песка.
ЦЕЛЬ: Побуждать детей выражать словами свои мысли. Повышать интерес к наблюдаемому объекту через игровое упражнение.
ВОПРОСЫ: Как можно играть в песок, чтобы было интересно? Вы любите играть с песком? Как вы с ним играете? (Лепим, пересыпаем). Из сухого песка или из влажного можно что-нибудь слепить? Какой песок рассыпается? (Сухой). Какой лепится? (Влажный). В какие игры вы любите играть с песком? Что лепите?
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ:
Взяли мы лопатки,
Ведрышки, совочки!
Вышли на площадки
Поиграть песком. (Педагог предлагает детям песочные наборы)
Испечем коврижки,
Сделаем печенье.
Зайчикам и мишкам
Будет угощенье.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: «Машины возят песок на стройку». Дети собирают в кузова машин рассыпанный песок. У детей закрепляются представления о назначении грузового транспорта. Воспитывать желание помогать взрослым.
Наблюдение за деревьями.
ЦЕЛЬ: Познакомить и учить называть основные части дерева: ствол, ветви, листья.
ВОПРОСЫ: Посмотрите, что это растет на нашем участке? Правильно, это деревья. Сколько у нас деревьев на участке? Много деревьев. Ребята, посмотрите, какие деревья высокие. Нужно поднять голову, чтобы увидеть их верхние веточки.
А какие у них толстые стволы. Предлагает нескольким детям обхватить ствол руками. Вот какой толстый ствол.
Еще у дерева есть ветки, вот одна ветка у дерева, вот еще одна и еще одна. Посмотрите, сколько у дерева веток? Много веток. Да, у дерева очень много веток: больших, длинных и маленьких, тоненьких и коротких.
Ребята, а где у дерева листья? Листьев нет, они опали. Почему у дерева опали листья? Потому что на улице холодно, наступила осень. Да, ребята, наступила осень, на улице стало холодно и листья с деревьев опали. Но когда наступит весна и будет тепло, они вновь распустятся.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «Дерево»
Дети, покажите какое дерево по высоте. Дети поднимают руки вверх. Дерево высокое. Ребята, а где листики у дерева? Дети показывают. Листики упали на землю. Дети, покажите, где росли листики. (Высоко на дереве). Поднимают руки вверх, приседают. Давайте еще раз покажем, какое дерево по высоте и скажем: «Дерево высокое!»
Наблюдение. Дождь, на дорогах лужи.
ЦЕЛЬ: Помогать высказывать свои впечатления в правильно построенных фразах.
ВОПРОСЫ: Обратить внимание детей на одежду людей. Почему люди одели плащи? (Холодно). Сапоги на ноги зачем одели? (На дорогах лужи). Как люди укрываются от дождя? (Зонтами). Значит сегодня какая погода: солнечная или дождливая? (Дождливая погода). Повернитесь влево, вправо: поищете лужи. После сильного дождя - лужи.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: Обвести лужу по краю мелом, если на асфальте, палочкой – если на земле. На протяжении дня проследить, как лужа высыхает. Детские впечатления вызывают интереснейший разговор о том, куда девается вода из лужи.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Отведение с детьми воды из луж (формирование канавок)
Вот так дети постепенно учатся понимать природу! Все растения и животные становятся их добрыми знакомыми, которым можно Сказать: «Здравствуй! Как поживаешь? Я твой друг!»
Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе – нашем доме – вот благородная задача взрослых.