Алгоритм проведения и анализа урока
Предмет |
География России. Население и хозяйство – 9 кл. |
Ученики | Милютин Николай – обучение на дому |
Учитель | Алексеева Евдокия Захаровна, учитель
географии СОШ № 35 г. Якутска |
Дата | 23 ноября 2005 г. |
Тема урока: | Военно-промышленный комплекс (ВПК) |
Цель урока: | Познакомить учащихся с составом, местом и значением данного комплекса в хозяйстве страны, его основными проблемами |
Образовательно-воспитательные задачи | - Сформировать представление об особой
роли ВПК, конкретизация принципов размещения
отраслей ВПК, конверсии предприятий ВПК; - Совершенствование умений работать с дополнительными материалами по теме урока, умение анализировать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи: - Развитие навыков развернутого устного ответа, умение четко излагать свои мысли; - Воспитание чувства гордости, сопереживания и патриотизма за свою Родину. |
Средства обучения | Плакаты, таблицы, рисунки-фотокопии, схемы, атлас “Машиностроительный комплекс”, макет вертолета. |
Методы | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный с элементами проблемного изложения. Частично-поисковый. |
Форма урока | Урок – диалог |
Тип урока | Урок предъявления и усвоения нового учебного материала. |
Деятельность ученика | Ответы на вопросы повторения. Выступление по новой теме. Работа с текстом учебника. Интервьюирование воина-пограничника в запасе и учителя. |
Деятельность учителя | - Целеполагание. Установка мотивации и
задач данного урока. - Выступление учащихся. - Дополнение учителя к выступлениям учащихся. - Работа с карточками. - Иллюстрация картин (новые виды вооружения). - Экспорт военной техники и вооружения (по схеме). - Вывод. - Домашнее задание. Инструктаж. Письменно – рис. 46. Определить размещение предприятий ядерно-оружейного комплекса, сделать вывод. Прочитать § 33. |
Самоанализ учителя по данной теме.
Урок на тему: “Военно-промышленный комплекс (ВПК)” в 9 классе
Е.З.Алексеева – учитель географии школы № 35 – Центр социально-педагогической реабилитации и адаптации детей с ослабленным здоровьем – СПР и АД “Эрэл” г. Якутска Республики Саха (Якутия)
Цель урока: познакомить учеников с составом, местом и значением данного комплекса в хозяйстве страны, его основными проблемами.
Образовательно-воспитательные задачи:
- Сформировать представление об особой роли ВПК, конкретизация принципов размещения отраслей ВПК; конверсии предприятий ВПК.
- Совершенствование умений работать с дополнительными материалами по теме урока; умение анализировать проблемы и устанавливать причинно-следственные связи.
- Развитие навыков развернутого устного ответа, умения четко излагать свои мысли. Воспитание чувства гордости и патриотизма за свою Отчизну.
Средства обучения:
- плакаты,
- таблицы,
- рисунки,
- макет вертолета,
- картосхема 46 и § 33 по учебнику А.И.Алексеева и § 20 – В.П.Дронова.
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный.
- Репродуктивный с элементами проблемного изложения.
- Частично-поисковый.
Форма урока: урок – диалог.
Тип урока: урок – презентация и усвоения нового учебного материала.
Мотивация учебного процесса: ВПК – необходимая отрасль, у которой главной целью является производство вооружений и военной техники в целях защиты Отечества.
Учитель: Вспомним основные даты и события в формировании армии.
Ученик:
- 23 февраля 1918 г. – год образования Красной Армии.
- 22 июня 1941 г. – вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз. Отступление Советской Армии – слабо вооруженной, неподготовленной к войне.
- 9 мая 1945 г. – День Победы ценою многих людских потерь.
- 9 мая 2005 г. – Всенародный великий праздник 60-летия Победы.
Ученик показывает все плакаты по этим датам.
Учитель. Задачи Вооруженных Сил России в современных условиях.
В мирное время. Для защиты суверенитета и государственных интересов России в мире собственными силами, а также в рамках системы коллективной безопасности.
В военное время. Для стратегической обороны государства, отражения агрессии, снижения военно-экономического потенциала противника и прикрытия территории России в военных конфликтах любого уровня и масштаба.
Вопрос проблемного характера: какие причины вынуждают вооружаться Россию?
Ответ ученика на этот вопрос обсуждался в виде диалога:
- уроки Великой Отечественной войны;
- “холодная война” – идеологическое противостояние двух сверхдержав США и СССР (Россия);
- наступление НАТО на границы России (Прибалтийские страны, Украина, Грузия).
Объяснение новой темы.
- Состав ВПК. Межотраслевые комплексы, участвующие в ВПК <таблица 1>.
- Основные принципы, определяющие географию отраслей ВПК:
- безопасность размещения его производств (Урал, Сибирь);
- принцип дублирования (в разных районах страны размещаются предприятия – дублеры);
- концентрация производств, НИИ и КБ в Москве и Подмосковье;
- образование закрытых городов с номерами и “ЗАТО”.
Роль межотраслевых комплексов в производстве продукции оборонного назначения
Межотраслевой | Оборонные производства | Специализированные оборонные комплексы |
Топливно-энергетический | Производство ядерного топлива | Ядерно-оружейный (атомно-оружейный) |
Машиностроительный | Судо-, авиа-, ракето-, танко-, автомобилестроение, средства связи, огнестрельное оружие, электроника, электротехника и др. | Авиационно-космический и ракетно-космический |
Конструкционных материалов: металлургический | Производство композитов, металлических порошков и проката | |
Химико-лесной | Производство химических реагентов, соединений, пиломатериалов | Химико-оружейный |
Строительный | Цементное и др. производства | Военно-строительный |
Агропромышленный | Перерабатывающие отрасли (производство казеина) | |
Товаров народного потребления и услуг | Производство технических тканей и обмундирования |
3. Главные факторы размещения ВПК: безопасность, сохранение потенциала, наукоемкость, высокая квалификация кадров и транспортный фактор.
4. Конверсия. Производство гражданской продукции <таблица 2>. Проблемы конверсии.
Таблица 2
Конверсия ВПК. Гражданские продукции
Наименование товара, продукции |
Доля предприятий ВПК в его выпуске, % |
Мотоблоки | 85 |
Телевизоры | 100 |
Вычислительная техника | 85 |
Радиоприемники | 100 |
Электроплиты | 72 |
Фотоаппараты | 100 |
Пылесосы | 72 |
Швейные машины | 100 |
Стиральные машины | 66 |
Холодильники | 98 |
Мотоциклы | 55 |
Магнитофоны | 98 |
Магистральные грузовые вагоны | 33 |
Трамваи | 88 |
Буровые установки для добычи нефти и газа | 28 |
Дизели | 88 |
5. Учитель просит показать модель многоцелевого вертолета и рассказать о его основных достоинствах. Модель собрана самим учеником.
6. Интервьюирование. Ученик задает вопросы пограничнику в запасе (ныне он учитель географии), который был приглашен на этот урок и отвечал на вопросы ученика. Далее ученик задает вопрос учителю (мне, как бывшей чертежнице КБ завода, выпускавшего ядерные боеголовки с использованием высокообогащенного урана-235 и плутония в г. Пензе-19).
7. Рассказ учителя. О коренной реформе ВПК:
- ядерный комплекс – щит страны (атомное оружие);
- мозговые центры в г. Саров (Арзамас-16), г. Снежинск (Челябинск-70).
О новых видах вооружения. Каким будет танк 21 века? БТВ – бронетанковое вооружение. БМП, БТР – легкая бронетехника.
В обозримом будущем без БТВ, вообще, и танков, в частности, не обойдется ни одна война, ни один вооруженный конфликт любой интенсивности. Основные характеристики танка: вес – примерно 60-65 тонн, не маневренная, нужно уменьшить до 45-50 тонн. Современные образцы танков – Т-80-84S, Т-90.
Интеграция бортовой электроники в единый комплекс, новые технологии управления оружием (внешнее целеуказание, автоматическое сопровождение целей, дистанционный подрыв боеприпаса).
В составе Военно-Морского Флота: около 100 подводных лодок (ракетоносцы, атомные и дизельные подводные лодки). Большой противолодочный корабль “Адмирал Чабаненко”. Атомные подводные лодки типа “Тайфун”, “Гепард”. Подводная лодка Северного Флота “Новомосковск” вывела на околоземную орбиту искусственный спутник Земли. Более 70 боевых подводных кораблей основных классов: 250 кораблей и катеров прибрежного действия; 500 самолетов и вертолетов. Авианосец крейсер “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”, где базируются истребители корабельного базирования СУ-33 (СУ-27К). Тяжелый атомный ракетный крейсер “Петр Великий” (корабль с самым мощным в мире вооружением, его крылатые ракеты “Гранит” не имеют аналогов в мире).
Демонстрация рисунков из дополнительной литературы. Рекомендация названий литературы в библиотеках города (журналы “Солдат удачи”, “Оружие”, книга “Боевые самолеты России 21 века”, “Многоцелевые истребители России”). В этих книгах авторы рассказывают о боевых новейших самолетах и опытных перспективных образцах, в том числе таких, как СУ-30, СУ-34, СУ-37, ЭМФИ и других, которые составят основу Военно-Воздушных Сил России в первой половине 21 века.
Об объемах экспорта вооружения и военной техники. Россия экспортирует вооружение всего лишь на 1,7-4 млрд. долларов и занимает четвертое место среди государств-экспортеров, и ВПК дает менее 4% объема российского экспорта (География в школе, № 9, 2002). Партнерами считаются Индия, Китай, Южная Корея, Бангладеш, Бирма и Йемен, а также Греция и Вьетнам.
Учитель задает ученику проблемные вопросы: “Почему Россия продает военную технику в другие страны?” “Не ослабляет ли это военный потенциал России?”
8. Закрепление. Практическая работа: “Определение центров размещения предприятий отраслей ВПК”. Сделать вывод по картосхеме рис. 46 учебника А.И.Алексеева.
9. Завершающий этап урока.
Заключение:
- вооружение страны для обороноспособности, защиты извне от международного терроризма;
- создание вооружений быстрого развертывания;
- основные этапы создания военно-промышленного комплекса России.
Домашнее задание: докончить практическую работу. Прочитать § 33.
Самоанализ урока на тему: “Военно-промышленный комплекс”
9 класс
При подготовке урока я решила совместить историческую, географическую, патриотическую составляющие урока, показать значение ВПК для России.
Урок “ВПК” разработан с учетом поурочного планирования (География России. Хозяйство. 9 класс) по учебнику А.И.Алексеева и В.П.Дронова. Подобный урок хорошо вписался в планирование, составленное на основе интегральной технологии, как урок-презентация или урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности. Здесь происходит общее представление темы, создается мотивация к дальнейшей проработке материала.
С точки зрения психотерапии этот урок можно определить как урок-мотивацию: информационная насыщенность не может не оставить чувства гордости за нашу страну.
На фоне учебного материала я старалась показать ученикам значение ответственного отношения к обороноспособности страны, помочь увидеть всю мощь в вооружении страны и развить чувство патриотизма. В процессе обучения предусматривается быстрое освоение учениками учебного материала: отвечать на вопросы проблемного характера, демонстрировать и рассказывать о модели вертолета, который собрал сам ученик. Урок построен как диалог ученик - учитель и является примером использования информационно-педагогической технологии. В то же время урок относится к интегральному. В нем совмещены предметы “история”, “физика” и “география”.
Исходя из этого, урок состоял из 7 этапов.
- Организационно-мотивационный – актуализация темы.
- Изучение нового материала с параллельной поэтапной проверкой понимания изученного.
- Интервьюирование учителей по 2-3 вопроса по теме урока.
- Рассказ учителя о новых видах вооружения страны с рекомендацией книг, рассказывающих о военной авиации 21 века.
- Рассказ ученика о модели нового вида вооружения (вертолета многоцелевого).
- Закрепления знаний и применение изученного материала на уроке (практическая работа).
- Информация о домашнем задании.
Этап изучения нового материала занял большую часть урока, которая была организована в форме:
- фронтальной беседы с опорой на плакаты, картосхему 46, дополнительные материалы;
- индивидуальной работы (практическая работа);
- беседы, диалога, демонстрации модели с участием ученика.
В ходе этапов ученики отрабатывали умение обобщать и выделять главное (особенно о необходимости в вооружении).
В воспитательном плане наиболее сильной частью 2 этапа был рассказ о праздновании 60-летия Победы и уроках войны, а также часть учебного материала была посвящена проблеме обороноспособности Отечества.
Я оцениваю урок как информационно-насыщенный, технологичный и дающий возможность детям развивать и применять свои творческие