Психологические вопросы учебной деятельности и обобщение учебного материала

Разделы: Математика


 В условиях современной научно-технической революции обучение нужно строить прежде всего так, чтобы оно прививало школьникам “умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации”. А это предполагает “приведение самих методов обучения в соответствие с требованиями жизни”. При решении этих задач нужна работа, “осмотрительная, вдумчивая, без ненужной ломки или поспешных решений”.

Одна из основных задач современной школы состоит в максимальном использовании таких методов обучения, которые, прежде всего, способствуют развитию мыслительной деятельности школьников. В настоящее время обучение и воспитание в школе необходимо строить так, чтобы наряду с определенным запасом знаний школьники получали умение самостоятельно учиться, способность самостоятельно ориентироваться в мире науки и политики. Это предполагает применение в учебно-воспитательном процессе такого содержания и таких методов, на основе которых у всех детей эффективно формировались бы, во-первых, диалектико-материалистическое мировоззрение, во-вторых, широкие познавательные потребности и мотивы, в-третьих, полноценная учебная деятельность (“умение учиться”), в-четвертых, современное научное мышление.

В соответствии с этими требованиями жизни должны осмотрительно и вдумчиво совершенствоваться и строиться современные методы обучения в школе. В этом сложном научно-практическом деле определенную роль могут выполнить психологические сведения о закономерностях процесса учения, о связи обучения школьников с их психическим развитием.

Несколько слов нужно сказать о предмете современного психологического анализа. Его содержанием является структура разных типов человеческой деятельности и закономерности ее регуляции. Анализ любого типа деятельности предполагает вычленение и описание взаимосвязи следующих ее структурных компонентов – потребностей, мотивов, задач, действий и операций (отметим, что любая задача представляет некоторую цель, которую человек должен достигнуть в определенных условиях). При этом психология установила следующие закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности.

Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, учебной).

Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот).

В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны друг с другом в едином потоке человеческого поведения (поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязей с игрой и трудом, со спортом и общественно-организационными занятиями и т.д.).

В-четвертых, каждый тип деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме как сеть развернутых взаимоотношений между людьми, использующими различные материальные или материализованные средства организации своего общения и обмена опытом; лишь на этой основе формируются внутренние формы деятельности отдельного человека, свернутые в своей структуре и опирающиеся на образы и понятия.

Поскольку методы преподавания направлены на организацию и формирование у школьников учебной деятельности, то с психологической точки зрения, эти методы должны учитывать следующие ее характеристики:

  • специфику ее структуры, т.е. своеобразие собственно учебных потребностей, мотивов, задач, действий и операций;
  • различные этапы ее формирования на протяжении школьного детства (в этом плане речь может идти лишь о различных методах, соответствующих разным этапам учебной деятельности, или об одном методе, обязательно меняющемся при переходе с одного такого этапа на другой);
  • динамику самих ее компонентов в процессе усвоения, когда учебная цель может стать мотивом, учебное действие превратиться в умственную операцию и т.п. (отметим, что механизм этих переходов как раз и служит основой развивающей роли обучения);
  • взаимосвязь учения со всеми другими типами активности ребенка; с этой позиции бессмысленно говорить о некоторых "чистых" методах обучения,— подлинное усвоение любого вида человеческого опыта, будь то научного, художественного и др., полноценно совершается тогда, когда учение сопрягается и переплетается с игрой, переходит в труд, обрамляется общественно-организационными делами; именно с этой позиции учение не может быть раскрыто лишь как интеллектуально-познавательная активность, это - целостная и полнокровная жизнь личности в школьный период ее развития; взаимосвязь всех сторон этой жизни – психологическая закономерность развития личности, которая служит основой подлинного единства и неразрывности ее обучения и воспитания;
  • происхождение внутренних, индивидуальных форм учебно-познавательной, умственной активности из развернутой и коллективной учебной работы.

Таковы, в общем, современные психологические предпосылки и условия применения основных методов организации учебно-воспитательной работы в школе. С точки зрения этих предпосылок, группа психологов в последние годы проводит углубленный анализ традиционных методов обучения и вносит конструктивные предложения по их изменению и совершенствованию.

Одним из главных вопросов психологии учебной деятельности является раскрытие того предметного содержания, которое определяет, в конечном счете, ее потребности, мотивы и цели. Опыт исследования в этой области позволяет выдвинуть гипотезу, согласно которой специфическим содержанием учебной деятельности выступают основные формы теоретического сознания людей (научного, художественного, нравственного, правового).

С первых дней пребывания ребенка в школе благодаря учебной деятельности у него происходит формирование потребности в теоретическом отношении к действительности, способов ориентации в средствах и приемах духовного наследия, теоретических представлений и понятий, а также соответствующих умений.

Собственно учебную деятельность не следует отождествлять с более широкими понятиями “учение” и “обучение”, которые характеризуют процессы усвоения определенных знаний и умений в самых различных видах деятельности (например, в игровой, трудовой и т.д.). Собственно учебная задача требует от ребенка овладения теоретически обобщенными способами решения некоторого класса конкретных задач. Благодаря учебным действиям ребенок усваивает эти способы и связанные с ними теоретические представления и понятия.

Приведение знаний в стройную систему является одним из наиболее эффективных средств их упрочнения и закрепления. Систематизация знаний неотделима от их обобщения: чем шире обобщения, тем больше отражено между ними связей и отношений, при этом более широкий круг знаний объединяется в систему.

В зависимости от роли и места в учебном процессе различаются следующие этапы обобщения и систематизации знаний:

  1. Первичные обобщения – наиболее элементарные обобщения, осуществляемые во время восприятия (непосредственного и опосредствованного) и осознания учебного материала. В результате этого процесса в памяти учащихся образуются общие представления о предметах и явлениях.
  2. Локальные (частные) или понятийные обобщения осуществляются на уроке в процессе работы над усвоением новых понятий (на этапе осмысления знаний). Основным направлением учения с целью усвоения понятий является раскрытие причинно-следственных и других связей в изучаемых объектах, выявление их внутренней сущности.
  3. Межпонятийные (поурочные) обобщения и систематизации, заключающиеся в определении между изучаемыми понятиями общих и существенных признаков и свойств, в переходе от общих к более общим понятиям, в объединении усвоенных понятий в системы, в раскрытии связей и отношений между элементами данной системы, размещении их в определенном порядке и рациональной последовательности. Выделение данного вида обобщения дает возможность изученные на уроке понятия свести в единую систему, предусмотренную программой или учителем. Этот вид обобщения и систематизации осуществляется главным образом на специально выделенном этапе урока.
  4. Тематические обобщения и систематизации должны обеспечить усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени, составляющих содержание обширных разделов программы.
  5. Итоговые обобщения и систематизации служат для установления связей и отношений между системами знаний, усвоенными в процессе овладения целым курсом, усвоения целостной системы знаний по отдельным отраслям наук.

Уроки итоговых обобщений и систематизации проводятся в конце изучения того или иного учебного курса. Для систематизации отбираются основные положения, идеи, теории, характеризующие общие закономерности исторического развития природы и общества.

6. Межпредметные обобщения и систематизации осуществляются по ряду родственных предметов, например, математике, физике и др.; на специальных уроках межпредметного обобщающего повторения.

Анализ уроков обобщения и систематизации знаний и выявление трудностей, связанных с их проведением, показывает, что нередко такие уроки превращаются в уроки простого повторения, на которых формированию системы знаний, системности понимания учащимися изучаемого материала должного внимания не уделяется.

Организация учебного процесса базируется на том, что обобщение и систематизация знаний учащихся становятся обязательным компонентом обучения, причем используются все уровни обобщения и систематизации: первичные, понятийные, межпонятийные, тематические, итоговые и межпредметные.

Обобщение предстает здесь не только на специальных уроках, но осуществляется на каждом уроке в виде актуализации знаний, связанных с вновь изучаемыми содержательными линиями курса математики. Это способствует формированию системности знаний, умений и навыков учащихся.

Систематизация и обобщение как обязательные компоненты обучения проводятся в двух направлениях:

1) обобщение и систематизация всего школьного курса математики (курса единой математики, геометрии, алгебры, алгебры и начал анализа);

2) обучение учащихся математике через обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков.

Курс математики обобщается по принципу понятийных, тематических и содержательных блоков знаний, которые оформляются в виде специальных вкладышей отдельных тетрадных листов с краткими символическими записями и рисунками, отражающими существенные связи в том или ином изучаемом материале. (Учащиеся хранят вкладыши в тетрадях или специальных конвертах. Вкладыши учителя оформляют в виде плакатов).

Вкладыши, видоизменяющиеся в зависимости от возрастной группы учащихся, обеспечивают поэтапное формирование у детей "математических" умственных действий на основе постепенного перекодирования со словесного языка на язык математики.

Особое внимание уделяется формированию системы знаний, разъяснению детям иерархической структуры основных закономерностей, понятий, фактов, составляющих основное ядро определенной части программного материала данного класса. Быстрый темп прохождения учебного материала обеспечивается тем, что вначале учащиеся хорошо и осознанно заучивают те определения, формулы, правила, без которых невозможно успешное овладение каким-либо предметом. Установив затем (при помощи учителя) взаимосвязи между ними (преимущественно дедуктивным путем), учащиеся затем очень быстро уясняют и все остальные, основанные на этих фундаментальных закономерностях, знания. Важным является то, что при повторном воспроизведении той или иной учебной информации, дети учатся выделять существенное, отбрасывая второстепенное.