Профильное обучение является одним из ключевых направлений модернизации системы российского образования и предполагает реализацию обновленной старшей ступени общего образования, которая бы наиболее полно учитывала интересы, склонности, способности каждого ученика.
Переход к профильному обучению преследует цели:
- создать условия для дифференциации содержания обучения;
- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями;
- расширить возможности социализации обучающихся;
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Изменения, к которым приводит реализация поставленных целей в массовой общеобразовательной школе, носят системный характер. Поэтому, в своей деятельности по введению профильного обучения мы опираемся на системный подход. Основополагающими понятиями такого подхода являются:
- системное мышление – это современное и историческое, широкое и избирательное, точное и образное одновременное видение необычного в обычном, соединение несоединимого, поиск неожиданного решения и умение за повседневностью видеть перспективу;
- системный подход – это взгляд на любой объект познания или преобразования как на целостную систему, объединяющую детали, условия и людей для достижения определенных целей в условиях меняющейся внешней среды;
- система – это некоторая совокупность взаимосвязанных между собой компонентов и элементов, спроектированная для достижения определенных целей и представляющая собой целостное образование.
В “терминологическую составляющую” системного подхода входят такие понятия, как: системность, компонент, элемент, структура, связь, системообразующий фактор.
Принципы системного подхода:
- целостность,
- коммуникативность (связь),
- структурность,
- управляемость,
- целенаправленность,
- развитие.
Методы системного подхода:
- системный анализ,
- системный синтез,
- моделирование.
Модель профильного обучения в школе как педагогической системы можно представить следующим образом.
Модель профильного обучения в школе как педагогической системы
“Вход” представляет совокупность требований к профильному обучению, представленных в государственном образовательном стандарте, базисном учебном плане, требованиях СанПиН, уровень образованности обучающихся на начало 10-го класса и имеющиеся ресурсы образовательного учреждения. Процесс профильного обучения, состоящий из двух составляющих: образовательного процесса и обеспечивающего – осуществляется в вышеизложенных рамках (ограничениях). В качестве результатов вновь выступают требования государственного образовательного стандарта, четкая фиксация которых должна реализовываться в едином государственном экзамене.
Другим вариантом модели профильного обучения в школе как педагогической системы может являться нижеследующая.
В дальнейшем мы будем опираться на эту модель.
Первым компонентом системы является управление профильным обучением.
Данный компонент включает в себя планирование
перехода на профильное обучение, руководство
этим процессом, мотивацию (подбор и расстановку)
педагогических кадров, контроль. Введение
профильного обучения приводит к корректировке
функциональных обязанностей администрации
образовательного учреждения.
В управлении мы выделяем следующие уровни.
1. Руководитель школы.
В его обязанности входит стратегическое планирование введения профильного обучения, расстановка административных кадров и определение их функциональных обязанностей по управлению процессом введения профильного обучения, осуществление заключительного контроля, комплексный анализ и корректировка деятельности.
2. Заместители руководителя.
Осуществляют тактическое планирование, расстановку педагогических кадров для классного руководства и преподавания предметов базового и профильного уровня, элективных курсов, реализуют промежуточный контроль, готовят аналитические справки.
3. Руководители методических объединений.
Разрабатывают тактические планы по введению профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных предметов, осуществляют методическое сопровождение образовательного процесса, определяют программно-методическое обеспечение преподавания предметов на базовом и профильном уровнях, осуществляют текущий контроль, готовят аналитические записки о ходе процесса.
Процесс управления может рассматриваться и как процесс создания условий для введения профильного обучения. К условиям обеспечения профильного обучения мы относим следующие:
- теоретическое;
- нормативно-правовое;
- кадровое;
- материально-техническое;
- учебно-методическое;
- организационное;
- финансовое;
- мотивационное;
- санитарно-гигиеническое.
Теоретическое обоснование и нормативно-правовое обеспечение профильного обучения представлено в Законе Российской Федерации “Об образовании”, Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751), Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 28.12.2001 № 17-36-р), Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, которая была утверждена приказом министра образования № 2783 от 18.07.2002 г., нормативных документах субъектов РФ и муниципальных образований. Непосредственной основой введения профильного обучения является федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план.
На уровне образовательного учреждения принимается модель профильного обучения. В МОУ СОШ № 59 г. Челябинска принята модель внутришкольной профилизации и определены два профиля: физико-математический и социально-гуманитарный. Образовательное учреждение вносит изменения в должностные инструкции и принимает необходимые локальные акты. В нашем случае это:
- положение о физико-математическом (профильном) классе;
- положение о социально-гуманитарном (профильном) классе;
- положение об элективных курсах МОУ СОШ № 59.
В случае имеющихся несоответствий, вносятся изменения в Устав и Программу развития образовательного учреждения.
Кадровое обеспечение профильного обучения в нашей школе включает в себя:
- систему повышения квалификации педагогических кадров по овладению содержанием и требованиями профильного обучения в соответствии с ГОС и ЕГЭ;
- внедрение модульного подхода в организацию профильного обучения;
- использованию информационно-коммуникативных технологий.
Информационное обеспечение школы заключается в:
- создании расширенного библиотечного фонда;
- формировании медиатеки и видеотеки по профильным предметам;
- подключении к Интернету через “выделенную линию” и создании локальной сети.
Инновационный процесс по введению профильного обучения
Инновационный процесс по введению профильного обучения состоит из двух элементов:
- Форма профильного обучения:
- школьный учебный план;
- годовой календарный график;
- расписание занятий.
- Содержание профильного обучения:
- учебные материалы;
- способы деятельности;
- формы организации обучения;
- формы учебных занятий;
- методы обучения;
- приемы обучения;
- средства обучения.
Школьный учебный план (ШУП) 10-х и 11-х классов школы построен в соответствии с принципами построения ШУП, заложенными в федеральном и областном базисном учебном плане для 10–11-х классов, на основе анализа образовательных потребностей обучающихся, возможностей МОУ СОШ № 59, учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими СанПиН.
При составлении учебного плана использовалась технология ОБУП формирования индивидуальных учебных планов. Первоначально был определен общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для освоения, затем были определены индивидуальные образовательные потребности учащихся, сформированы группы, а затем их совокупность определила учебный план школы. Главной особенностью школьного учебного плана является деление классов на подгруппы в соответствии с их индивидуальными потребностями. В 11 Г классе сформированы 2 группы:
- учащихся социально-гуманитарного профиля;
- учащихся универсального профиля.
Учебный план для группы социально-гуманитарного профиля сформирован в соответствии с рекомендациями ОБУП. Для соответствия базовых учебных предметов данного профиля универсальному вместо предмета “Естествознание” вводятся предметы “Физика”, “Химия”, “Биология” и предмет “ОБЖ”, на что использованы 2 часа из компонента образовательного учреждения в 10-м классе и 1 час в 11-м классе. Вариативная часть используется для выбранных элективных курсов социально-гуманитарного цикла. В группе универсального профиля компонент образовательного учреждения, в соответствии с индивидуальными запросами обучающихся, использован для ведения элективных курсов химико-биологической направленности.
В классах универсального профиля также формируются группы по индивидуальным запросам обучающихся (ниже будут приведены примеры учебных планов профильного и универсального классов).
Компонент образовательного учреждения школьного учебного плана используется для реализации следующих задач.
1. Реализации программ базового либо
профильного уровня.
В 11 А классе (физико-математический профиль) на
одиннадцатом году обучения один час добавлен на
базовый курс ОБЖ и 2 часа на алгебру для
реализации профильной программы.
2. Дальнейшей специализации обучающихся в
рамках выбранного профиля.
В 11 А классе (физико-математический профиль) на
десятом и одиннадцатом году обучения введен курс
"Избранные вопросы математики" и “Методы
решения физических задач”. В 11 Г классе
(социально-гуманитарный профиль) на 10-м году
обучения введены спецкурсы "История Южного
Урала", "Русская эмиграция", "Религии
мира", "Государство и право", на 11-м году
обучения – "История Южного Урала",
"Российская цивилизация", “Введение в
философию”.
3. Расширение знаний обучающихся непрофильных
классов в выбранных направлениях.
В 11 Г классе (универсальный профиль) – курсы
"Решение расчетных задач по химии",
"Биология с основами экологии".
В 11 Б классе – курсы "Основы риторики",
"Зарубежная литература", "Русская
словесность".
4. Повышение экономико-правовой и гражданской культуры учащихся на основе формирования системы социальных и нравственных ценностей. Достижение обучающимися знаний и базовых навыков, обеспечивающих активную социальную адаптацию. Решению данной задачи служат следующие элективные курсы: “Современная экономика”, “Право и экономика”, “Государство и право”, “Потребительское право”, “Введение в социологию”, “Введение в философию”, “Религии мира”, которые в различных сочетаниях представлены во всех классах.
Содержание профильного обучения включает следующие элементы.
1. Учебные материалы, т.е. программно-методическое обеспечение преподавания предметов на базовом и профильном уровне. В приложении приводим примеры программно-методического обеспечения предметов профильного уровня и элективных курсов.
2. Способы деятельности.
В результате освоения содержания среднего
(полного) общего образования учащийся в
соответствии со стандартом получает возможность
совершенствовать и расширить круг общих учебных
умений, навыков и способов деятельности.
Овладение общими умениями, навыками, способами
деятельности как существенными элементами
культуры является необходимым условием развития
и социализации учащихся. Под способами
деятельности мы понимаем 3 вида деятельности.
Познавательная деятельность. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если…”). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.Информационно-коммуникативная деятельность. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе методом от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).Рефлексивная деятельность. Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
3. Формы организации обучения.
В рамках профилизации среднего (полного) общего
образования наряду с классно-урочной
реализуются новые формы и приемы организации
образовательного процесса, обеспечивающие
личностную ориентацию, включая
поисково-исследовательскую,
музейно-экскурсионную, проектную. Формы учебных
занятий – фронтальные, групповые и
индивидуальные.
Исследовательская деятельность учащихся осуществляется
по двум направлениям: социально-гуманитарное
(историческое краеведение и филология) и
естественнонаучное (физика, математика,
биология, химия).
Результаты профильного обучения
Результаты профильного обучения описываются категорией "образованность обучающихся". Образованность – освоенность содержания образования.
Признаки:
- количество компетенций,
- качество компетенций.
Результаты:
- промежуточные – освоение образовательных программ предпрофильной подготовки (экзамены, портфолио),
- конечные – освоение образовательных программ профильной подготовки на уровне требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Наиболее объективно данные результаты фиксируются сегодня через систему единого государственного экзамена и поступление выпускников в высшие учебные заведения на бюджетной основе.