Русская народная пословица — средство развития познавательных и творческих способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Гуманизация образования, доминирующая сегодня в образовательном пространстве, как новая образовательная парадигма, основывается на признании вариантности индивидуальных познавательных стратегий. Учебная работа в школе должна строиться с расчетом на то, чтобы стимулировать активную деятельность младших школьников и по своему содержанию и по формам. Говоря об активизации обучения, обычно имеют ввиду использование таких активных специальных методов обучения как деловые игры, учебные ситуации.

Активизация учебно-познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся – задачи взаимосвязанные и могут успешно решаться. Исследования показывают, что учебный труд учащихся оказывается тем плодотворнее, чем выше уровень организации самостоятельной работы и чем она интенсивнее на всех видах учебных занятий.

В своей работе преподаватель должен помнить, что познавательная активность учащихся зависит от личной инициативы и сознательности учащихся. Если в учебном процессе присутствует познавательный интерес, то учение носит активный действенный характер. Активизируются мыслительные процессы, появляется стремление к поиску, к догадке, мобильность мыслительных операций, активное и самостоятельное размышление не только над решением задач, но и нахождением более эферективных и экономических способов этого решения.

Волевое начало в познавательном интересе связано с инициативной, самостоятельностью добывания знаний с постановкой задач на пути познания самим учащимся, что обеспечивает интенсивность протекания деятельности, способствует повышению работоспособности учащихся.

Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, пытаюсь с самых первых дней обучения создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыться способностям каждого моего ученика. Известны разные способы активизации учащихся, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких способов существует множество, но один из самых благодатных – это работа с пословицами.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу. Приобщение обучающихся к истокам и основам родной культуры, знакомство с этическими и эстетическими идеалами народа. Подобный подход К. Д. Ушинский назвал принципом народности в образовании.

Пословицы, созданные нашим народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает творческие способности учащихся, прививает любовь к чтению, к родному языку, повышает культуру речи, обогащает учащихся народной мудростью. В книге «Родное слово», предназначенной для учащихся начальной школы, К. Д. Ушинский поместил около трехсот пословиц и поговорок. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам. Перлы народной мудрости делают речь яркой, выразительной, помогают предельно передать суть высказываний, глубину мысли.

Пословицы на уроках русского языка

Одной из важнейших задач школы является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно учащиеся начальных классов усвоят грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения.

Психология, исходя из единства мышления и речи, считает, что прочному усвоению знаний наряду с другими факторами способствует увлекательность иллюстративного материала, его эмоциональность. В самом деле, ведь куда лучше запоминается то, что существенно и интересно, и что к тому же воздействует не только на ум, но и на чувства. Следовательно, учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме, привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерна меткость, краткость и образность языка.

На первом этапе обучения правописанию корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, важно научить учащихся пользоваться методом постановки. Он заключается в том, что слово с безударной гласной в корне сопоставляется с другим однокоренным словом, в котором этот гласный звук находится под ударением.

Специально подобранные пословицы позволяют наглядно объяснить, как следует пользоваться этим методом, в каких случаях его применять. Так при объяснении правописания безударных гласных, проверяемых ударением, привожу пословицы:

Конец - делу венец;

Кончил дело, гуляй смело.

В одной из пословиц имеется слово с безударным гласным, а в другой в этом же слове гласный находится под ударением. Пословицы учащиеся записывают, подчеркивают слова конец, и кончил, гласную букву о и ударение выделяют зеленым цветом. Пословицы заучиваются, как пример к правилу правописания безударных гласных, проверяемых ударением. Метод подстановки применяю и при объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов или перед согласными. Так в первом классе ученики заучивают поговорку «Береги нос в большой мороз». При объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов во втором классе вспоминаем эту поговорку, записываем на доске, выделив цветными мелками буквы с в слове нос и з в слове мороз.

Учащиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае с а в другом з. Вместе устанавливаем, каким орфографическим правилом следует руководствоваться, чтобы не делать ошибок при написании слов с глухим или звонким согласным на конце. Под пословицей записываются слова: нос - носа, мороз - мороза. При этом сомнительные согласные при письме выделяются. Таким образом, объяснение строится на знакомом тексте, что способствует более прочному его усвоению. Иллюстративный материал не отвлекает учащихся, их внимание целиком сосредотачивается на новом орфографическом правиле.

На одном из последних уроков, отведенных для изучения правописания звонких и глухих согласных в конце слов, провожу проверочную работу. В классе вывешивается плакат со следующими пословицами:

Слаще всех плодов - плод чистого труда;
Свой глаз алмаз;
Дороже алмаза свои два глаза;
Не шуба греет, а хлеб;
Случается такой год, что в день по семь погод;
Не бойся гроз - бойся слез.

Учащиеся, прочтя пословицы, находят слова с сомнительными согласными на конце и записывают их на доске и в тетрадях столбиком, после этого в пословицах, где это, возможно, подбирают к выписанным словам однокоренные слова, с помощью которых можно было бы объяснить написание той или иной согласной на конце слов. Найденные слова записываются рядом с однокоренными:

плод - плодов
глаз - глаза
алмаз - алмаза
хлеб - хлеба
год-
погод -
гроз-
слез -

Без проверочных слов оказываются слова год, погод, гроз, слез.

Учащиеся объясняют, почему в этих словах пишутся д и з на конце.

Затем обращаю внимание детей на слова труда и шуба, которые есть в пословицах. Учащиеся устанавливают, что эти слова дают возможность определить какую букву следует писать на конце слов труд и шуб (р.п.). Слова труд - труда, шуба - шуб дописываются уже к записанным словам. Закончив работу с плакатом, предлагаю ученикам написать пословицу: Зеленый наряд радует взгляд, и подобрать к словам с сомнительными согласными на конце проверочные слова.

Учащиеся начальной школы в каждом классе заучивают несколько десятков слов, написание которых не проверяется никакими правилами. Известно, что лучше запоминаются слова, которые даются не отдельно, а в тексте. Поэтому считаю необходимым записывать в словарики наряду со словами и пословицы, содержащие нужное слово. Ученики запоминают пословицу, а вместе с ней и написание слова. Пословицы, в которых есть слова с непроверяемыми орфограммами, периодически привожу на уроке. Учащиеся записывают эти пословицы, раскрывают их смысл, обращают особое внимание на написание слов.

Выполняя словарную работу, спрашиваю у учащихся, какие пословицы и поговорки с этими словами они знают. Урок проходит живее и интереснее, если на нем использовать красочные плакаты, которые изготавливают сами учащиеся третьих - четвертых классов. Из открыток, картинок, рисунков детей на определенную тему составляется красочный монтаж с пословицей. Например - на иллюстрации изображен трактор, который пашет поле, а внизу пословица. «Где трактор ходит, там золотая пшеница родит». Мои учащиеся ведут тетрадь, в которую они систематически выписывают пословицы из учебников, книг, вырезают и вклеивают в тетрадь пословицы из отрывных календарей, поэтому я применяю еще такой вид работы: найти в своей тетради и выписать пословицы с указанными учителем словами.

Например, во втором классе для орфографического словарика предлагаются слова: Родина, товарищ, мороз, дорога, язык, ноябрь, декабрь, апрель. В учебнике русского языка и книге для чтения имеются пословицы с указанными словами:

Жить - Родине служить;
Сам погибай, а товарища выручай;
В сильный мороз береги нос;
Всякая дорога вдвоем веселей;
Не спеши языком, торопись делом;
Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом;
Март с водой, апрель с травой.

Выписывание пословиц в специальную тетрадь, подчеркивание нужного слова, их заучивание, несомненно, оставит в памяти учеников написание отдельных слов.

В третьем классе при повторении слов с непроверяемыми гласными, которые выделяются или подчеркиваются цветными мелками, использую такие виды работы:

  1. На доске записывается 5-6 слов с непроверяемыми гласными, которые выделяются или подчеркиваются цветными мелками. Например: сокол, ворона, топор, молодец, соловей. Затем вывешивается плакат с пословицами. Слова, не проверяемые правилами, на плакате не пишутся.
  2. Учащиеся читают пословицы.
  3. Учащиеся называют пропущенные слова.
  4. Записывают пословицы в тетрадь, подчеркивая слова с непроверяемыми безударными гласными или выделяя цветным карандашом безударные гласные.

В дальнейшем задание несколько усложняется. На доске записываю слова. Например: соловей, воробей, топор, дорога, собака. Затем читаю пословицы, пропуская слово с непроверяемыми гласными. Учащиеся должны определить, какое слово пропущено, и назвать всю пословицу. Когда пословица будет названа правильно, ее записывают в тетрадь.

Если класс уже умеет работать с пословицами, знает их, то можно слова с непроверяемыми орфограммами на доске не писать, предоставив возможность учащимся самим догадаться, какие слова пропущены, и записать только нужные слова, а не всю пословицу. Давая это задание можно включить и пословицы, в которых есть слова с непроизносимыми согласными.

Изучение написания слов с двойными согласными опирается на зрительный и рукодвигательный образы, поэтому учитель должен применять такие виды работы, которые обеспечивают прочность их зрительного запоминания. Так при объяснении написания слов с двойными согласными хорошо использовать плакаты с пословицами, в которых нужные для запоминания слова выделяются более крупным шрифтом или подчеркиваются.

При закреплении этого материала можно провести предупредительный зрительный диктант. Для этого до начала урока на доске записываю пословицы:

Не даром говорится, что нужда коллектива боится;
Хороший лен — дохода миллион;
Русский солдат не знает преград.

Слова с удвоенной согласной пишутся цветными мелками. Учащиеся читают пословицы, обращают внимание на написание выделенных слов. Затем стираю слова с двойными согласными, и предлагаю их вспомнить. Ученики называют пословицы, нужные слова записывают на доске, выделяя двойные согласные цветным мелком. Затем записывают новые пословицы: Ранний пар родит пшеничку, а поздний метличку. Русский в словах горд, в делах тверд (Слова с двойными согласными подчеркиваются).

На основе изученного, в третьих — четвертых классах можно провести диктант, текст которого состоит из пословиц.

Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое дает учащимся. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Вот почему важно не только знакомиться с пословицами, но и изучать их в начальных классах.