Цели:
- обобщить знания, закрепить умения учащихся применять производную к исследованию функций;
- развивать у учащихся логическое мышление, математическую речь, память, творческие способности;
- воспитывать внимание, аккуратность, интерес к предмету.
МТО: кодоскоп, кодослайды (условия устных задач, ответы с/р); плакаты: “применение производной”, высказывания Е. Вагнера, И.Гете, ребус, графики функций; раздаточный материал: варианты самостоятельной работы, тексты прикладных задач.
Плакаты:
Вся глубина мысли, которая заложена в
формулировку математических понятий,
впоследствии раскрывается тем умением, с которым
эти понятия используются
Е. Вагнер
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Проверка готовности класса к уроку.
II. Мотивация учебной деятельности
Сообщение темы, постановка целей урока. Вступительное слово учителя о роли понятия производной в науке и практике.
III. Основная часть
1. Обобщение и систематизация опорных знаний по теме (фронтальный опрос, устные упражнения)
1. На чем основано применение производной?
2. В чем заключается физический смысл производной?
3. Какие физические задачи можно решить, используя следующие данные:
Закон движения тела, m = 3 кг | |
Sinp t + Cosp t | Закон гармонических колебаний точки t = 3c |
Ф(t) = 0,01 Sin10p t | Закон изменения магнитного потока |
m = 100 e –0,06t | Закон радиоактивного распада |
q(t) = 3,05 + 6,11t – | Закон изменения заряда на обкладках конденсатора |
y = x tg a – | Уравнение траектории полета снаряда |
4. В чем заключается геометрический смысл производной?
5. Какой угол образует касательная к графику функции y = 0,5 x2 + x + 1 с осью Ox в точке x0 = 0; x0 = –1.
6. Для исследования каких свойств функции используется понятие производной функции?
7. Какие из данных функций убывают на всей области определения?
y = 3 x – 2;
y = x2;
y = –4 x + 5;
y = – x3 + x.
8. Докажите, что функция y = 3 x + Sin x ( y = x3 + ex ) возрастает на всей области определения.
9. Верно ли, что если функция f(x) убывает на некотором промежутке, то f? (x) < 0 на этом промежутке?
10. На промежутке (0; 4) y? (0) > 0, на промежутке (4, 6) y? (0) < 0. Является ли точка x = 4 точкой максимума?
11. На рисунке изображен график непрерывной функции.
Укажите:
- Область определения функции;
- Множество значений функции;
- При каких значениях x f (x) > 0, f (x) < 0, f(x) = 0;
- При каких значениях x f? (x) > 0, f? (x) < 0;
- Точки, в которых выполняется а). необходимое, б). достаточное условие существования экстремума;
12. Определяя стационарные точки, ученик указал x = –6; x = –3; x = –1; x = 2; x = 4. Прав ли он?
13. Являются ли точки x = –1; x = 6 точками экстремума?
14. Чему равно значение f? (–6)?
15. Чему равно наибольшее и наименьшее значение функции?
16. В одной системе координат изображены графики функций и ее производной. Укажите их. Объясните “поведение” производной?
17. Разбейте графики функций на пары “функция – ее производная”.
18. По графикам функций постройте графики их производных.
2. Решение задач на доске и в тетрадях
Самостоятельная работа (с взаимопроверкой) |
|
Вариант I |
Вариант II |
1. Изобразите график непрерывной
функции, зная что: а) область определения
функции есть промежуток [–4; 3]; |
1. Изобразите график непрерывной
функции, зная что: а) область определения
функции есть промежуток [–3; 4]; |
2. Для функции f (x) с помощью графика
ее производной найдите:
|
2. Для функции f (x) с помощью графика
ее производной найдите:
|
Задачи
1. На автомобиле КРАЗ имеется два топливных бака цилиндрической формы емкостью 200 литров каждый. При каких размерах бака на его изготовление потребуется наименьшее количество металла?
2. Источник тока с электродвижущей силой Е = 220В и внутренним сопротивлением r = 50 Ом подключен к прибору с сопротивлением R. Чему должно быть сопротивление R потребителя, чтобы потребляемая им мощность была наибольшей?
3. Дождевая капля падает под действием силы тяжести, равномерно испаряясь так, что ее масса изменяется по закону m(t) = 1–t(m – в г; t – в с). Через сколько времени после начала падения кинетическая энергия капли будет наибольшей?
4. Десантный катер высадил разведгруппу в районе (3205) в 3 км от берега в створе с устьем реки Прямая. Задача группы на надувной лодке выйти к мысу Сагиз (В), находящемуся на берегу на расстоянии 5 км от устья (А) реки Прямой. Скорость лодки 4 км/ч, а скорость передвижения группы по суше 5 км/ч. к какому пункту (С) берега должна пристать лодка, чтобы группа вышла к мысу Сагиз в кратчайший срок?
3. Обсуждение задач, подготовленных учащимися
1. Найти приближенное значение функции при x = 2,01()
2. Под действием некоторой силы тело движется по траектории против часовой стрелки. Действие силы прекратилось в момент, когда положение тела определялось координатами (1; 3). Составить уравнение дальнейшей траектории движения тела.
IV. Заключительная часть
– Обсуждая успехи своего ученика, учитель сказал: “Он очень мало знает, но у него положительная производная”. Это значит, что скорость приращения знаний у ученика положительная и его знания возрастают. Подумайте, чем отличаются три кривые роста знаний, изображенные на рисунке.
Плакат:
Мало знать, надо уметь
Мало хотеть, надо делать.
И. Гете
Подведение итогов, оценка деятельности учащихся.