Цели:
- создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И.А. Крылова;
- стимулировать индивидуальное творчество и групповую организационную работу;
- расширить круг знакомства с баснями И.А. Крылова.
Оборудование:
- сборники басен И.А. Крылова,
- портрет баснописца, карточки с выдержками из знакомых басен,
- “чёрный ящик” с атрибутами басен,
- колокольчики,
- фишки,
- призы,
- книга для чтения в 4-м классе: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева “В океане света” (1 часть).
Класс разделён на три команды. Каждая команда сидит вокруг отдельного стола (2 парты, объединённые в 1 стол).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
– Сегодня у нас заключительный урок по басням
И.А. Крылова, на котором мы поговорим об этом
удивительном жанре и поиграем в игру
“Брейн-ринг”.
Правила игры: задаётся вопрос, а команды должны
постараться как можно быстрее ответить. За ответ
команда получает очко-фишку.
III. Вступительное слово учителя
– Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим русский? Почему великий? На протяжении всей своей жизни Крылов гордился своей Родиной, любил всё русское: язык, народ, природу, искусство. Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, зло высмеивал дворян и слепое поклонение перед всем заграничным (сейчас это особенно актуально). Крылов глубоко и серьёзно работал над своими баснями.
– Что называется басней?
За правильный ответ команда получает очко.
– Сколько басен он написал за свою жизнь? (Около 200)
– И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями. На доске вы видите слова М. Исаковского, посвящённые юбилею И.А. Крылова. Прочитаем их. (Читает один ученик).
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
IV. “Крылатые выражения”
– Почему выражения называются “крылатыми”?
– А сейчас проведём конкурс “крылатых выражений”. Помимо того, что вы должны отгадать из какой басни то или иное выражение, вам будет дано дополнительное задание.
- “Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона” (прочитать наизусть басню).
- “А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь” (прочитать басню выразительно). - “Да только воз и ныне там” (прочитать басню наизусть).
- “Видит око, да зуб неймёт” (прочитать басню выразительно).
- “От радости в зобу дыханье спёрло” (прочитать басню наизусть).
- “Сильнее кошки зверя нет” (прочитать басню выразительно по ролям).
V. Мораль, язык басен
– В баснях Крылова присутствует мораль. Она помещена в начале или можно увидеть концовку-мораль. Наличие морали характерно для всех басен Крылова. Но есть ли в них назидательность, поучительность, свойственная произведениям датской литературы XVIII века? (Почти не ощущается.)
– Действительно, она скрыта. Для басни характерно иносказание – аллегория. Язык басни – язык усмешки, намёка. Не случайно художественную речь, в которой много иносказаний, недомолвок, иронии называют…языком. Каким? (Эзоповым.)
– Кем являлся Эзоп? (Великий баснописец, философ Древней Греции.)
VI. Соотнесение морали из басен И.А. Крылова с русскими народными пословицами.
– На доске написаны пословицы, которые являются народной мудростью, призванные учить и воспитывать. Подберите, если возможно, к басням Крылова, которые мы прочитали, пословицы и объясните, почему вы так считаете. Каждой команде по одной пословице.
- “На смелого собака лает, а труса кусает”. (“Свинья под дубом”.)
- “Не место красит человека, а человек место”. (“Квартет”.)
- “Собака лает – ветер относит”. (“Слон и Моська”.)
VII. Литературная игра “Брейн-ринг”
– А сейчас литературная игра “Брейн-ринг”. Если не справляется одна команда, то на вопрос отвечает другая и за правильный ответ получает очко. Вопросы в конвертах.
- Назовите героя, который “слушает да ест”. (Кот Васька, басня “Кот и Повар”.)
- Кто так говорил:
- Перечислите героев басни, которые “затеяли сыграть квартет”. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка, басня “Квартет”.)
- Внимание, “чёрный ящик”. С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть “что там за рожа?” Что это за предмет? (Зеркало, басня “Зеркало и обезьяна”.)
- Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга “не боясь греха”? (“Кукушка и Петух”.)
- Куда попал “Волк ночью, думая залезть в овчарню”? (На псарню, басня “Волк на псарне”.)
- Внимание, “чёрный ящик”. В нём находится предмет, который героиня одной из басен “с полдюжины себе достала”. (Очки, басня “Мартышка и Очки”.)
- “У сильного всегда бессильный виноват. Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем…”. В какой басне звучат эти слова? (“Волк и Ягнёнок”.)
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость каждый час,
Так, что голову вскружило”? (Стрекоза, басня
“Стрекоза и Муравей”.)
VIII. Кроссворд “Басни Крылова”
– Разгадайте кроссворд, составленный по басням И.А. Крылова.
1. Кто смеялся “вперёд чужой беде”? (Голубь.)
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)
3. У кого к зиме под мостом “был готов и стол, и
дом”? (Муравей.)
4. Она осталась без обеда благодаря своей
глупости. (Ворона.)
5. Кто без драки “хочет попасть в большие
забияки”? (Моська.)
6. Один из героев, которые “везти с поклажей воз
взялись”. (Рак.)
7. Кого “по улице водили, как будто напоказ”? (Слон.)
IX. Театральный конкурс
– А сейчас театральный конкурс. Вы подготовили инсценировки некоторых басен. Сейчас вы нам покажете свои работы.
- “Зеркало и Обезьяна” – 1-я команда
- “Ворона и Лисица” – 2-я команда
- “Стрекоза и Муравей” – 3-я команда
– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо передали образы героев басен. А сейчас сюрприз. Ваша одноклассница придумала продолжение басни “Стрекоза и Муравей”. Давайте послушаем.
Выступление ученицы:
– Не гони меня, кум мой,
Поживу пока с тобой.
Если я уйду – пропаду.
Песни петь я могу и танцевать.– Это знаю я, но опять:
Можешь ты, хотя б готовить
Иль стирать?
Или можешь ты хотя бы подметать?– Научусь стирать, подметать.
Не гони!
– Ладно, оставайся!
Иди в муравейнике убирайся.
– Видите, если пофантазировать, то можно придумать своё продолжение басни. А нашему поэту мы желаем дальнейших творческих успехов.
Х. Работа с учебником
– Ребята, кому были адресованы басни И.А. Крылова? (Взрослым, но понятны и интересны они и детям.)
– Что говорил И.А. Крылов об этом? Найдём в учебнике и прочитаем (стр. 130).
XI. Подведение итогов
– Молодцы, ребята. А сейчас пора подвести итоги, подсчитать очки и наградить победителя.
Подсчитывание очков и награждение.