Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: "Басни И.А. Крылова (обобщение)"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И.А. Крылова;
  • стимулировать индивидуальное творчество и групповую организационную работу;
  • расширить круг знакомства с баснями И.А. Крылова.

Оборудование:

  • сборники басен И.А. Крылова,
  • портрет баснописца, карточки с выдержками из знакомых басен,
  • “чёрный ящик” с атрибутами басен,
  • колокольчики,
  • фишки,
  • призы,
  • книга для чтения в 4-м классе: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева “В океане света” (1 часть).

Класс разделён на три команды. Каждая команда сидит вокруг отдельного стола (2 парты, объединённые в 1 стол).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

– Сегодня у нас заключительный урок по басням И.А. Крылова, на котором мы поговорим об этом удивительном жанре и поиграем в игру “Брейн-ринг”.
Правила игры: задаётся вопрос, а команды должны постараться как можно быстрее ответить. За ответ команда получает очко-фишку.

III. Вступительное слово учителя

– Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим русский? Почему великий? На протяжении всей своей жизни Крылов гордился своей Родиной, любил всё русское: язык, народ, природу, искусство. Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, зло высмеивал дворян и слепое поклонение перед всем заграничным (сейчас это особенно актуально). Крылов глубоко и серьёзно работал над своими баснями.

– Что называется басней?

За правильный ответ команда получает очко.

– Сколько басен он написал за свою жизнь? (Около 200)

– И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями. На доске вы видите слова М. Исаковского, посвящённые юбилею И.А. Крылова. Прочитаем их. (Читает один ученик).

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

IV. “Крылатые выражения”

– Почему выражения называются “крылатыми”?

– А сейчас проведём конкурс “крылатых выражений”. Помимо того, что вы должны отгадать из какой басни то или иное выражение, вам будет дано дополнительное задание.

  1. “Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона” (прочитать наизусть басню).
  2. “А вы, друзья, как ни садитесь,
    Всё в музыканты не годитесь” (прочитать басню выразительно).
  3. “Да только воз и ныне там” (прочитать басню наизусть).
  4. “Видит око, да зуб неймёт” (прочитать басню выразительно).
  5. “От радости в зобу дыханье спёрло” (прочитать басню наизусть).
  6. “Сильнее кошки зверя нет” (прочитать басню выразительно по ролям).

V. Мораль, язык басен

– В баснях Крылова присутствует мораль. Она помещена в начале или можно увидеть концовку-мораль. Наличие морали характерно для всех басен Крылова. Но есть ли в них назидательность, поучительность, свойственная произведениям датской литературы XVIII века? (Почти не ощущается.)

– Действительно, она скрыта. Для басни характерно иносказание – аллегория. Язык басни – язык усмешки, намёка. Не случайно художественную речь, в которой много иносказаний, недомолвок, иронии называют…языком. Каким? (Эзоповым.)

– Кем являлся Эзоп? (Великий баснописец, философ Древней Греции.)

VI. Соотнесение морали из басен И.А. Крылова с русскими народными пословицами.

– На доске написаны пословицы, которые являются народной мудростью, призванные учить и воспитывать. Подберите, если возможно, к басням Крылова, которые мы прочитали, пословицы и объясните, почему вы так считаете. Каждой команде по одной пословице.

  1. “На смелого собака лает, а труса кусает”. (“Свинья под дубом”.)
  2. “Не место красит человека, а человек место”. (“Квартет”.)
  3. “Собака лает – ветер относит”. (“Слон и Моська”.)

VII. Литературная игра “Брейн-ринг”

– А сейчас литературная игра “Брейн-ринг”. Если не справляется одна команда, то на вопрос отвечает другая и за правильный ответ получает очко. Вопросы в конвертах.

  1. Назовите героя, который “слушает да ест”. (Кот Васька, басня “Кот и Повар”.)
  2. Кто так говорил:
  3. “До того ль, голубчик, было?
    В мягких муравах у нас
    Песни, резвость каждый час,
    Так, что голову вскружило”? (Стрекоза, басня “Стрекоза и Муравей”.)

  4. Перечислите героев басни, которые “затеяли сыграть квартет”. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка, басня “Квартет”.)
  5. Внимание, “чёрный ящик”. С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть “что там за рожа?” Что это за предмет? (Зеркало, басня “Зеркало и обезьяна”.)
  6. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга “не боясь греха”? (“Кукушка и Петух”.)
  7. Куда попал “Волк ночью, думая залезть в овчарню”? (На псарню, басня “Волк на псарне”.)
  8. Внимание, “чёрный ящик”. В нём находится предмет, который героиня одной из басен “с полдюжины себе достала”. (Очки, басня “Мартышка и Очки”.)
  9. “У сильного всегда бессильный виноват. Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем…”. В какой басне звучат эти слова? (“Волк и Ягнёнок”.)

VIII. Кроссворд “Басни Крылова”

– Разгадайте кроссворд, составленный по басням И.А. Крылова.

1. Кто смеялся “вперёд чужой беде”? (Голубь.)
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)
3. У кого к зиме под мостом “был готов и стол, и дом”? (Муравей.)
4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона.)
5. Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”? (Моська.)
6. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”. (Рак.)
7. Кого “по улице водили, как будто напоказ”? (Слон.)

IX. Театральный конкурс

– А сейчас театральный конкурс. Вы подготовили инсценировки некоторых басен. Сейчас вы нам покажете свои работы.

  • “Зеркало и Обезьяна” – 1-я команда
  • “Ворона и Лисица” – 2-я команда
  • “Стрекоза и Муравей” – 3-я команда

– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо передали образы героев басен. А сейчас сюрприз. Ваша одноклассница придумала продолжение басни “Стрекоза и Муравей”. Давайте послушаем.

Выступление ученицы:

– Не гони меня, кум мой,
Поживу пока с тобой.
Если я уйду – пропаду.
Песни петь я могу и танцевать.

– Это знаю я, но опять:
Можешь ты, хотя б готовить
Иль стирать?
Или можешь ты хотя бы подметать?

– Научусь стирать, подметать.
Не гони!
– Ладно, оставайся!
Иди в муравейнике убирайся.

– Видите, если пофантазировать, то можно придумать своё продолжение басни. А нашему поэту мы желаем дальнейших творческих успехов.

Х. Работа с учебником

– Ребята, кому были адресованы басни И.А. Крылова? (Взрослым, но понятны и интересны они и детям.)

– Что говорил И.А. Крылов об этом? Найдём в учебнике и прочитаем (стр. 130).

XI. Подведение итогов

– Молодцы, ребята. А сейчас пора подвести итоги, подсчитать очки и наградить победителя.

Подсчитывание очков и награждение.