Семинарское занятие: "Тригонометрические уравнения"

Разделы: Математика


Цель: Систематизировать изученное, расширить представление учащихся о подходах к решению тригонометрических уравнений.

Эпиграф: «Мышление начинается с удивления»

План урока:

  1. Немного истории
  2. Вопрос-ответ
  3. Расширим границы
  4. Внимание! Опасная зона
  5. А вам слабо!
  6. Мини экзамен.

За две недели до семинарского занятия дается домашние задание учащимся: поработать с дополнительной литературой и подготовиться: а) главное по теме, б) новое и интересное, в) 5 вопросов.

Выбирается поэт урока, 2 эксперта.

Оценочный лист экспертов

Ф.И. Участие в уроке Вопрос-ответ Диктант Устно Мини-экзамен

Учитель:

«Да, путь познания негладок
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет».

Учитель: Чувство ритма внушено человеку самой природой, ибо вся природа пронизана ритмами и колебаниями, явления, ими сопровождаемые, несут в себе и трагическое (землетрясение, цунами) и величественное (волнение океана) и прекрасное (трель соловья). Одни из этих явлений способны приводить в ужас, другие предстают как воплощенное величие природы, третьи доставляют наслаждение. Периодические колебания бесконечно разнообразны. Все периодические процессы математически описываются периодическими функциями, простейшие из которых: у=sinx, y=cosx.

Сообщения учащихся по истории возникновения тригонометрии и тригонометрических уравнений.

Учитель: Мы хорошо изучили эту тему, а сегодня мы должны не только показать знания и умения, но и доказать всем и себе, что мир познания неограничен, и начнём мы с вопросов, которые у вас накопились.

Учащиеся задают вопросы, эксперты оценивают ответы.

Учитель: Проведем письменный диктант.

№1 Вычислить:

Вариант-1 Вариант-2

№2 Решить уравнение:

Пока эксперты проверяют диктант, проводится устная работа:

Каким способом решить уравнение:

Поэт урока:

«Мы знаем: время растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его»

Учитель: Расширим границы познания.

а) Интересен способ решения уравнений вида asinx+bcosx=с

Рассмотрим на примере:

sinx+cosx=, введем замену, пусть sinx=a, cosx=b, то

б) Рассмотрим подход к уравнениям

1) , на основании условия равенства двух синусов имеем:

Например:   т.к функция периодическая, то

Ответ:

Основная схема отбора корней состоит:

а) Нахождение наименьшего общего периода, если , то обойти тригонометрический круг.

б) Исключить те значения, функция в которых не существует.

Поэт:

«Кто более иль менее
С терпением знаком,
Считает он терпение
Совсем не пустяком
Не случай, не везение
Тебе помогут вдруг
Терпение, терпение-
Твой самый лучший друг»

Учитель: При решении тригонометрических уравнений некоторые преобразования не приводят данное уравнение к равносильному ему.

Помни!

1) Одно и тоже уравнение можно решать разными приемами.
2) Подвергая тригонометрическое уравнение тому или иному преобразованию, нужно заботиться, чтобы преобразованное уравнение было равносильно исходному.
3) В случае появления лишних корней необходимо проверить решения.
4) В случае потери, установить какие корни могут пропасть и действительно ли они пропадают.

Например: Лишние корни появляются при возведении обоих частей в квадрат.

№1

=>

№2. Умножаем обе части на 8sinx

Получим: 8sinx cosx cos2x cos4x = sinx

sin8x – sinх = 0

теперь исключим корни при которых sinx=0, т.е. , m э k

№4 sin1991x + cos1991x = 1

sin1991x + cos1991x - sin2x – cos2x=0

sin2x(sin1989-1)=cos2x(1-cos1989)

Левая часть отсюда следует

Учитель: Итак, рассмотренные примеры показывают, что могут появиться посторонние корни, если:

1) Уравнение содержит тангенс или котангенс.
2) Обе части уравнения умножаются (или делятся) на выражение, содержащие неизвестное.
3) Обе части уравнения возводятся в квадрат.

Потеря корней уравнения может произойти, если:

а) Обе части уравнения делятся (или умножаются) на выражения , содержащие неизвестное.
б) Используются тригонометрические формулы, которые справедливы не при всех значениях неизвестного.
в) При решении системы уравнений для обозначения целого числа найденных значений х и у употребляется только одна буква.

Поэт:

«Если верный конь, поранит ногу,
Вдруг споткнется, а потом опять
Не вини его – вини дорогу
И коня не торопись менять»

Учитель: Попробуем решить эти номера

№1
№2
№3
№4

Поэт:

«Да, много решено загадок
От прадеда и до отца
И нам с тобой продолжить надо
Тропу, которой нет конца»

Учитель: Проведём мини - экзамен и подведём итоги.

Слово экспертам.

Поэт:

«Пускай останется известный мир загадок,
Чтоб продолжалась жизнь, не ведая конца
И трезвые умы и строгие сердца,
Все чувства привести способные в порядок,
Пускай останется извечный мир загадок!

Учитель: Мы расширили границы изученного, привели в систему знания, теперь вам предстоит решить зачёт и доказать, что вами получены крепкие знания по этой теме.

Домашнее задание: