Урок обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. – Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л];
- познакомить с буквами Л, л и учить узнавать графический образ этих букв;
- формировать навык чтения букв, сочетаний букв и слов.

2. - Развивать речь, внимание, фонематический слух.

3. – Воспитывать культуру поведения по теме “Идём в гости”.

Оборудование: модели человечков-звуков, картинки с изображением предметов по теме урока, магнитофон, квадраты для проведения звукового анализа слов.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Мотивация, постановка проблемной ситуации.

- Ребята, сегодня в наш класс пришло письмо, давайте его прочитаем.

Учитель открывает письмо и читает:

Дорогие, ребята! Приглашаю вас на мой день рождения, который состоится 28 октября в 8 кабинете школы 16, города Балашиха.

Буду вас очень ждать.

- А кто же нас пригласил? Непонятно, здесь нет подписи, есть только рисунок. Учитель вывешивает на доску схематичное изображение человечка (Рисунок 1).

- Что же это за таинственный незнакомец? Сегодня на уроке нам это предстоит выяснить и постараться узнать о нём, как можно больше.

3. Актуализация знаний (повторение пройденного).

Это было воскресенье.
У человечка – День рожденье!
Раз, два, три, четыре, пять!
Помоги гостей собрать.

- Кроме нас, ребята, на день рождения приглашены и другие человечки, давайте поможем им нарядиться и одеться.

На доске располагаются схемы 6 человечков пустых (Рисунок 2).

- Вспомните, какие звуки мы уже изучили? (А, о, у, э, ы, и).

- Найдите буквы, которыми обозначаются эти звуки и разместите их на схемах (эти буквы вывешиваем на доске).

- Эти буквы обозначают гласные или согласные звуки? (Гласные)

- Каким цветом мы обозначаем их на схемах? (Красным).

- Давайте нарядим наших гостей в красные сапожки.

В это время ребята в тетрадях для печатания раскрашивают схемы, заранее заготовленные учителем (Рисунок 3).

- Молодцы, всем человечкам помогли нарядиться, а теперь мы все вместе пойдём в гости.

ФИЗМИНУТКА

Под музыку “Пусть бегут неуклюже..”

4. Открытие детьми нового знания (работа над новой темой).

Выделение новых звуков из слов

- Нарядные гости собрались в указанное время. Всё готово к празднику. Если вы будете внимательны, то скоро узнаете, как зовут именинника. А подсказки у меня на доске.

(На доске картинки с изображением предметов, начинающихся с Л):

- Назовите эти предметы.

- Что общего вы заметили в их названиях?

-Очень скоро именинник выйдет к гостям. Давайте представим, как он одет

- Отгадайте загадку:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это? (Лиса)

По русским сказкам она шагает
И всех на пути своём обижает.

Звуковой анализ слова ЛИСА:

-произнесём слово

-какой первый звук

- второй, третий, четвёртый

-Кто составит схему этого слова? (Остальные в тетради)

- Почему первый квадрат зелёный? (Он мягкий)

- Произнесём этот звук.

- Встречает ли он преграду во рту? (Да, зубы)

- Он гласный или согласный? (Согласный)

- Он твёрдый или мягкий? (Мягкий)

(Надеваем зелёный башмачок)

Звуковой анализ слова ЛУК:

Заставит плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а …… (лук).

- произнесём слово

- выделим первый звук

- составим схему

- почему первый квадрат синий? (Твёрдый звук)

- он гласный или согласный? (Согласный)

(Наденем синий башмачок)

- Посмотрите, кто же наш именинник?

- Какой буквой обозначают звуки? (Буквой эль).

Знакомство с новыми буквами.

На доске вывешивается картинка с изображением буквы Л.

- На что похожа буква?

- Назовите предметы в нашем классе, которые похожи на букву.

- Назовите предметы, в названии которых есть эти звуки.

Разучивание стихов про букву.

Подбор слов на новые звуки.

- А ведь на этот праздник могли бы пойти и ребята из нашего класса. Встаньте те, в именах которых есть новые звуки, назовите громко своё имя. Теперь встаньте те, в чьих фамилиях есть новые звуки.

- Только некрасиво ехать без подарка, давайте соберём букет для именинника, чтобы в нём были цветы, в названии которых есть звуки новые: лилии, каллы, колокольчики, тюльпаны, васильки, клевер, ландыш, фиалки, гладиолусы.

- На какие две группы можно разбить эти цветы? (Полевые и садовые)

- А теперь вместе с именинниками споём песню про алфавит.

ФИЗМИНУТКА

5. Закрепление нового материала. Работа в Букваре.

а) - Откройте Букварь на стр. 33.

- Посмотрите на страничку, кто ещё собрался в гости к имениннику? (Лиса)

- Чем она занимается?

- Составьте предложение. (Лиса поливает алоэ)

- Какие предметы, изображённые в верхней части страницы, содержат новые звуки? (Лампа, лимон, полка)

- Какие из них подходят к схемам? (Лиса, лампа).

Поиграем в игру “Определи мягкий согласный”: я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите мягкий звук л: ласточка, улитка, Лариса, колесо, соль, угол, уголь, платок, Алёша. стул, люстра, Юля.

- Рассмотрите рисунки. Кто на них изображён? (Олени, лев, лебеди)

- Произнесём каждое слово несколько раз.

- Назовите слова, в которых все согласные звуки мягкие (Олени, лебеди).

б). Чтение сочетаний букв и слов.

1 столбик: - прочитайте про себя.

- Что общего заметили?

(игра “езда на лифте”, читаем сверху вниз и обратно)

2 столбик: - прочитает 1 ряд.

- Что общего?

(читаем хором)

3 столбик: - прочитает 2 ряд

- Сколько пар можно выделить?

- Прочитайте сочетание, которое одновременно является и словом (ил), что такое ил?

4 столбик: - прочитает 3 ряд.

- Л настоящий джентльмен, он приглашал всех дам на танец по очереди, но с одной из них он был очень милый и мягкий. Как вы думаете, рядом с какой буквой он обозначает мягкость? (Когда после него стоит И, тогда он становится мягким.)

5 столбик: - прочитаем все хором по нарастанию.

- Составим предложения со словами.

ФИЗМИНУТКА

- Когда же буква Л обозначает мягкий согласный звук? (Когда после него стоит И).

в). Самостоятельная работа по штриховке.

- Назовите предметы на страничке. (Кот, кит, крокодил)

- Какие из них начинаются с одинакового звука? (Кот и крокодил)

- Раскрасьте эти предметы.

г). Знакомство с лентой букв.

- Назовите буквы верхнего ряда

- Назовите букву нижнего ряда

- Как вы думаете, почему буква и во втором ряду?

(Она обозначает мягкость предыдущего согласного).

6. Рефлексия (возвращение в начало урока).

- Так у кого же был сегодня день рождения?

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

- Какими буквами они обозначаются?

- Возьмите карандаши и раскрасьте эту букву в тот цвет, который соответствует вашему настроению на уроке.

Дети раскрашивают и вывешивают свои буквы на доску.

Дополнительный материал к уроку.

1. На развитие внимания: изменить Л на Р и получиться забавное стихотворение:

    Буква Л, придя к нам в сквер,
    Повстречало букву Р.
    Говорит: “Давай сыграем,
    Ну, хоть в рифмы, например”.
    Л сказало: “Жёлтый лис…”
    Р сказало: “Варит …..(рис).
    Л сказало: “Просят ламу…”
    Р сказало: “Вставить …(раму).
    Л сказало: “Я из ложи”
    Р сказало: “Корчу ….(рожи)”.
    Л сказало: “Очень жалко,
    Что исчез наш колобок…”
    Р сказало: “Очень …(жарко)”-
    Он забрался… (в коробок)”
    Л сказало: “Сбиться с лада…”
    Р сказало: “Ты не ….(рада)”.

2. Кто больше запомнит слов с новым звуком:

Летний лес. Лепечут ласковые листья липы. Лучи легонько ласкают лицо. Лопоухие лопухи латают лужайку. Лиловеют лепестками лютики. Лапотком лупоглазого лешего лежит лоскут лишайника. Лягушка ловит легкокрылых летуний. Лениво лает лисица. Лучший лес – летний!

3. Определите, где находится новый звук в слове: луна, воздух, рама, пол, лиса, стол, стул, Юля, малыши, полка, Оля, ландыши.

4. Придумайте слова, оканчивающиеся на “ЛЬ”: соль, моль, даль, быль, пыль, щель, цель, роль, уголь, метель, мель.

5. Замените твёрдый Л на мягкий л:

Лук – люк, полка – полька, мел – мель.

Галка – галька, ел – ель.

Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.

Клоун с бантом стал гигантом.
Он в толпе ходил и пел.
Мы взглянули на ходули –
Увидали букву Л.