Меня всегда интересовали нестандартные задачи. Я извлекала их отовсюду, делала красивые таблицы и плакаты с условиями задач. Накопилось множество красочных ребусов и разработаны интересные внеклассные мероприятия и уроки. Одновременно вела математические кружки и факультативные занятия.
Поэтому тему своего выступления выбрала “ Решение занимательных задач – один из путей активизации творческой деятельности учащихся”.
Эпиграфом выступления выступают слова Ушинского: “Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьёзного труда, требующего усилия воли”.
В объяснительной записке программы по математике говорится: “ Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования”.
Но в последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе, поскольку традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создаёт условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.
При существующем обучении одной из целей математического образования является развитие учащихся, причём развитие самых разных видов:
- культурное
- духовное
- эстетическое
- нравственное
- интеллектуальное
- творческое
Решение этой проблемы зависит от того на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе.
Хотя возможности учеников различны (слабоуспевающие, среднеуспевающие, хорошо и отлично успевающие), но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника.
Творческая деятельность ученика зависит от наличия трёх компонентов мышления:
- высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализу и синтез, сравнения и аналогии, классификации;
- высокий уровень активности и неординарности мышления, которые проявляются в различных вариантах решений и в выдвижении нестандартных идей;
- высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, которые проявляются в умении выделить существенное в явлениях и сознании собственных способов мышления.
Сформированность названных качеств мышления позволит преодолеть трудности в овладении учебным материалом и приведёт к развитию творческой личности учащегося. Это объясняется тем, что ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, может самостоятельно вырабатывать подобные способы в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Следует также отметить, что в сохранении высокой активной мыслительной деятельности на уроке играет мотивация, интерес ребёнка к тому, что он делает.
Таким образом, инструментом для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности школьника, являются занимательные задачи (задачи “на соображение”, “на догадку”, головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи), без которых, по мнению Лобачевского, преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание.
Основу занимательности на уроках должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.
Однако рассматривать занимательность обучения только с учётом связи с учебным материалом и без учёта воздействия на мыслительную деятельность ученика, я считаю не целесообразным. Поэтому в основу классификации материалов занимательного характера следует заложить:
- Связь с учебным материалом;
- Воздействие на мыслительную деятельность учащихся.
В результате получаем:
-
организационную занимательность;
- информационную занимательность;
- внеучебные занятия занимательного характера;
- учебные занимательные задания.
Под организационной понимается занимательность, связанная с организацией уроков, и лишь косвенно связанная с учебным материалом.
Я строю свою работу таким образом, чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, будить их инициативу, фантазию, творческий поиск. С этой целью использую различные формы групповой работы на уроках и во внеурочное время.
Групповая форма работы наиболее эффективна и оптимальна для достижения целей обучения.
При единой форме работы группы выполняют одинаковые задания, при дифференцированной – разные группы выполняют задания разной степени сложности.
Эти группы нужно посадить так, чтобы одна пара учащихся сидела за другой ( во время работы группы передняя пара поворачивается к сидящей сзади).
Например, можно просто-напросто зашифровать любую тему или математическое понятие в виде примеров, решая которые можно его узнать, или в виде ребусов, или ученик, лучше всех решавший устные упражнения, награждается значком “Самый смекалистый” и может носить его до следующего урока.
Вторым видом классификации занимательности материала является информационная занимательность.
Информационная занимательность вызывает любопытство учащихся. Обычно она не ставит перед учащимися проблемы, а заставляет задуматься об общих вопросах математики.
Пример 1. Тригонометрия на ладони.
Показываю и предлагаю проверить тригонометрию на ладони для функции синус.
Ученики быстро вычисляют. Все довольны. В глазах возник интерес. И предлагается самостоятельно вычислить значения косинуса.
Конечно, это просто правило на ладони. Вообще эти значения синуса и косинуса “табличных” углов надо знать наизусть, но иногда мое правило поможет в трудную минуту (на экзамене).
Пример 2. Лента Мебиуса.
Неожиданные вещи происходят с простой бумажной полоской, если склеить из неё ленту Мебиуса. У этого листа много удивительных свойств (односторонняя). Эти сообщения заинтересовывают и заставляют действовать, а что будет если…
Данную информацию можно предлагать на тематических классных часах по предмету.
Пример 3. Признаки делимости.
Изучая признаки делимости в шестом классе на 3, 9, 10, 5 и 2, учащиеся задумываются: “существуют ли другие признаки делимости?”. И находят сами или с помощью литературы: на 100, 25, 4 и на 11, 17, 19 и т.д.
Информация приводит к действию, потому что учащимся интересно, и это облегчает вычисления, экономит время, которого всегда не хватает на уроке.
Под внеучебными занятиями занимательного характера понимается: посещение факультативных занятий, кружков, активное и регулярное участие школьников в различных олимпиадах, вечерах, КВНах и многое другое.
Пример 1. “Многогранники вокруг нас”
Всё началось с урока 10 класса, в процессе изучения раздела “Многогранники” и в 8 классе “Симметрия”. Могу утверждать, что такие уроки помогают развивать творческие, интеллектуальные способности учащихся и очень им нравятся.
Затем начала проводить занятия кружка. Уже одно то, что в конечном результате получались модели самой причудливой и подчас неожиданной формы, вдохновляло учащихся, и трудности черновой и рутиной работы, являющиеся неизбежным спутником всякого творческого процесса, не утомляли и не расхолаживали их.
Но механическое копирование деталей многогранников без представления об их происхождении и взаимосвязи вряд ли педагогически целесообразно. Мы в своей работе стремились внести в сам процесс моделирования элемент творчества (поиска, открытия).
Пример 2. Факультативный курс “Шаг в прошлое”
Многие математические теории при формальном изложении кажутся искусственными, оторванными от жизни, просто не понятными. Если подойти к этим проблемам с позиции исторического развития, то станет, виден их глубокий жизненный смысл, естественность, необходимость.
Вводимый исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Через обзоры и деятельность великих математиков учитель, уже как воспитатель, имеет возможность познакомить учащихся с самим понятием творчества, с творчеством в науке.
Быть творческим – это по-новому смотрящим на привычные вещи и ценящим инновационность.
Учебные занимательные задания – это задачи предлагаемые ученикам на уроке по данной или пройденной теме требующее творческого подхода.
Пример 1. Рисуя, решать задачи
В процессе рисования задачи у учащихся вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям. Увлёкшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные включаются в работу с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы решить задачу. На первых уроках возникает много вопросов: что рисовать, что подписывать и вообще как оформить, но после нескольких попыток, у учащихся всё получается и даже дома пытаются рисовать задачи и несут в класс показать.
Пример 2. Моделируя, решать задачи
Предлагается учащимся пятого класса задача на движение:
Расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе 200 км. Первая машина двигается со скоростью 60км/ч., вторая 80км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через один час?
Учащиеся, решая данную задачу самостоятельно, в основном рассматривают одну ситуацию.
Моя задача показать и разобрать, что существует несколько случаев, а значит и несколько решений.
Цель учителя помочь школьникам приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приёмов, позволяющих решать незнакомые задачи, добиваться того, чтобы решение нестандартных задач было привычным для учащихся, а главное дети перестают бояться незнакомых задач.
Пример 3. Теорема Пифагора
Главная задача - содействовать творческому восприятию учащимися учебного материала и их желанию самосовершенствоваться.
Теорема Пифагора по праву считается самой важной в курсе геометрии и заслуживает пристального внимания. Она является основой решения множеств геометрических задач.
Перед учащимися ставится цель отыскать оригинальные, красивые решения. Такая работа развивает творческие способности.
Решение задач, доказательство теорем различными способами помогает воспитывать интерес к предмету: математика уже не кажется им сухой и скучной наукой, дети видят, что и здесь нужны выдумка, полет фантазии, творческие способности.
Пример 4. Рисуя по координатам
Красота всегда притягательна, потому она так важна в учебном познании, с её помощью можно усилить интерес детей к математической деятельности, стимулировать их поиск, создавать условия для единения и тем самым усилить развивающийся эффект обучения.
Таким образом, главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их к самостоятельной исследовательской деятельности, так как часто уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое в частности.
Занимательные задачи существенно определяют результативность мыслительного процесса и сущность усвоения школьного учебного материала.
Уровень усвоения знаний повысился, появился интерес к урокам математики, наблюдается продвижение в мышлении. Учащиеся чётко проводят логичные рассуждения, делают обоснованные выводы. Особенности мыслительного процесса в решении таких задач адекватно отражают черты творческой деятельности.
Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом.