Тип урока: "открытие" нового знания.
Основные цели: формировать способность построения нового понятия и нового алгоритма, на примере понятия среднего арифметического; тренировать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел; повторить действия с десятичными и обыкновенными дробями, отрицание высказываний.
I. Самоопределение к деятельности.
– Здравствуйте, ребята! Вспомните, какие темы были на прошлых уроках? (Мы рассматривали совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями, решали задачи на движение по реке.)
– Как, называется глава, в которую входят названные темы? (Арифметика.)
– Что изучает арифметика? (Действия с числами.)
– Хорошо! Сегодня мы продолжим заниматься арифметикой.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
В прошлом учебном году я высчитывала каждому из вас рейтинг, согласно которому каждый видел свое положение по математике и мог сделать выводы на дальнейшую учебу. Эти данные оформлены у нас на стенде. Пора подсчитывать рейтинг и в этой четверти. Но теперь вы будете мне помогать.
Слайд № 1 (Приложение 1)
Перед каждым из вас лежит листочек, где выписаны все ваши оценки по математике за эту четверть. Подсчитайте свои баллы.
Слайд № 1.2
– Как выяснить, какой ученик лучше занимался, а какой в этом году еще раскачивается? Вы можете сразу ответить на мой вопрос? (Нет, так как мы не знаем, сколько набрал каждый.)
III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
– А если мы будем знать сколько набрал каждый, этого будет достаточно?
Сделайте вывод. (Учащиеся в замешательсве, т.к. видят, что количество оценок у каждого ученика разное.)
– В чём проблема? (Мы не знаем, как зависит результат от количества.)
– Какую цель мы поставим перед собой на урок? (Найти способ, позволяющий ответить на поставленный вопрос, найти зависимость результата от количества.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
– Какие есть предложения по определению как найти рейтинг? (Учащиеся проговаривают возможные варианты, звучит предложение о том, что надо сумму баллов разделить на количество оценок.)
– Давайте попробуем.
– Как вы думаете, что мы нашли? (Средний балл каждого учащегося.)
– С помощью, каких действий вы нашли эту величину? (С помощью сложения и деления.)
– Придумайте название этой величине. (Средний балл, средняя величина, среднее арифметическое.)
– Почему её можно назвать средней арифметической величиной? (Так как при нахождении её мы выполняли арифметические действия с числами: складывали и делили.)
– А как найти средний балл всего класса? (Надо сложить баллы всех учащихся и разделить на количество оценок.)
– Молодцы! Так, что же такое, среднее арифметическое чисел? (Это отношение суммы чисел на их количество.)
– Очень хорошо! Для каких величин можно искать среднее арифметическое? (Средний рост, средний вес, средний возраст, средний размер ноги, …)
– Сформулируйте тему нашего урока. (Среднее арифметическое.)
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ Слайд № 2
– Как же найти среднее арифметическое чисел? (Надо найти их сумму и результат разделить на количество слагаемых.)
Слайд № 3
Задание по парам:
Слайд № 4
записать в общем, виде формулу для нахождения среднего арифметического двух чисел, трёх чисел, четырёх чисел, n чисел. Формулы записываются на листах бумаги, и вывешивается ответ на доску.
Формулы обсуждаются, если есть ошибки, то исправляются.
– Какая формула объединяет в себе все записанные формулы? (Формула нахождения среднего арифметического n чисел)
– Запишите её в тетрадь.
Слайд № 5
– Эта формула выражает определение среднего арифметического, и алгоритм его нахождения.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
№ 260 (2; 4)
Найти среднее арифметическое чисел:
2) и 4,1; 4) 0,54; 1 и 2,46.
VI. Минута релаксации
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
№ 260 (1, 3)
Самопроверка проводится по готовому эталону, анализируются и исправляются ошибки.
Слайд № 6
Эталон.
1) (1,5 + 2) : 2 = (1,5 + 2,25) : 2 = 3,75 : 2 = 1,875;
3) (5 + 1,25 + 3,5) : 3 = (5 + 4) : 3 = 9 : 3 = 9.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
№ 261 (а):
Найти сумму двух чисел, если их среднее арифметическое равно 4,5.
№ 263 (1):
Какова средняя температура воздуха в полдень в первую неделю мая, если термометр показывал в эти дни 40, 60, 100, 120, 160, 180, 100.
№ 278.
Прочитай высказывания и определи их истинность или ложность. Построй отрицания ложных высказываний.
1) | 3) |
2) | 4) |
IX. Рефлексия деятельности
– Что мы сегодня узнали?
– Что мы использовали для определения среднего арифметического?
– Эта понятие используется в практической деятельности человека? Где?
– Оцените свою работу на уроке.
X. Домашнее задание
П. 2.1.3 (стр. 64-65); № 283 (любых два); № 285 (1)
Творческое задание на следующий урок: определить средний рост, вес, возраст своей семьи.
Творческое задание до конца недели: найти в дополнительной литературе, где еще встречаются средние величины. Подскажу, что не только в арифметике, но и в геометрии, алгебре, музыке и т.д.