Тема урока: "Среднее арифметическое"

Разделы: Математика


Тип урока: "открытие" нового знания.

Основные цели: формировать способность построения нового понятия и нового алгоритма, на примере понятия среднего арифметического; тренировать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел; повторить действия с десятичными и обыкновенными дробями, отрицание высказываний.

I. Самоопределение к деятельности.

– Здравствуйте, ребята! Вспомните, какие темы были на прошлых уроках? (Мы рассматривали совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями, решали задачи на движение по реке.)

– Как, называется глава, в которую входят названные темы? (Арифметика.)

– Что изучает арифметика? (Действия с числами.)

– Хорошо! Сегодня мы продолжим заниматься арифметикой.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

В прошлом учебном году я высчитывала каждому из вас рейтинг, согласно которому каждый видел свое положение по математике и мог сделать выводы на дальнейшую учебу. Эти данные оформлены у нас на стенде. Пора подсчитывать рейтинг и в этой четверти. Но теперь вы будете мне помогать.

Слайд № 1 (Приложение 1)

Перед каждым из вас лежит листочек, где выписаны все ваши оценки по математике за эту четверть. Подсчитайте свои баллы.

Слайд № 1.2

– Как выяснить, какой ученик лучше занимался, а какой в этом году еще раскачивается? Вы можете сразу ответить на мой вопрос? (Нет, так как мы не знаем, сколько набрал каждый.)

III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

– А если мы будем знать сколько набрал каждый, этого будет достаточно?

Сделайте вывод. (Учащиеся в замешательсве, т.к. видят, что количество оценок у каждого ученика разное.)

– В чём проблема? (Мы не знаем, как зависит результат от количества.)

– Какую цель мы поставим перед собой на урок? (Найти способ, позволяющий ответить на поставленный вопрос, найти зависимость результата от количества.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

– Какие есть предложения по определению как найти рейтинг? (Учащиеся проговаривают возможные варианты, звучит предложение о том, что надо сумму баллов разделить на количество оценок.)

– Давайте попробуем.

– Как вы думаете, что мы нашли? (Средний балл каждого учащегося.)

– С помощью, каких действий вы нашли эту величину? (С помощью сложения и деления.)

– Придумайте название этой величине. (Средний балл, средняя величина, среднее арифметическое.)

– Почему её можно назвать средней арифметической величиной? (Так как при нахождении её мы выполняли арифметические действия с числами: складывали и делили.)

– А как найти средний балл всего класса? (Надо сложить баллы всех учащихся и разделить на количество оценок.)

– Молодцы! Так, что же такое, среднее арифметическое чисел? (Это отношение суммы чисел на их количество.)

– Очень хорошо! Для каких величин можно искать среднее арифметическое? (Средний рост, средний вес, средний возраст, средний размер ноги, …)

– Сформулируйте тему нашего урока. (Среднее арифметическое.)

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ Слайд № 2

– Как же найти среднее арифметическое чисел? (Надо найти их сумму и результат разделить на количество слагаемых.)

Слайд № 3

Задание по парам:

Слайд № 4

записать в общем, виде формулу для нахождения среднего арифметического двух чисел, трёх чисел, четырёх чисел, n чисел. Формулы записываются на листах бумаги, и вывешивается ответ на доску.

Формулы обсуждаются, если есть ошибки, то исправляются.

– Какая формула объединяет в себе все записанные формулы? (Формула нахождения среднего арифметического n чисел)

– Запишите её в тетрадь.

Слайд № 5 

– Эта формула выражает определение среднего арифметического, и алгоритм его нахождения.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

№ 260 (2; 4)

Найти среднее арифметическое чисел:

2) и 4,1; 4) 0,54; 1 и 2,46.

VI. Минута релаксации

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№ 260 (1, 3)

Самопроверка проводится по готовому эталону, анализируются и исправляются ошибки.

Слайд № 6

Эталон.

1) (1,5 + 2) : 2 = (1,5 + 2,25) : 2 = 3,75 : 2 = 1,875;

3) (5 + 1,25 + 3,5) : 3 = (5 + 4) : 3 = 9 : 3 = 9.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

№ 261 (а):

Найти сумму двух чисел, если их среднее арифметическое равно 4,5.

№ 263 (1):

Какова средняя температура воздуха в полдень в первую неделю мая, если термометр показывал в эти дни 40, 60, 100, 120, 160, 180, 100.

№ 278.

Прочитай высказывания и определи их истинность или ложность. Построй отрицания ложных высказываний.

1) 3)
2) 4)

IX. Рефлексия деятельности

– Что мы сегодня узнали?

– Что мы использовали для определения среднего арифметического?

– Эта понятие используется в практической деятельности человека? Где?

– Оцените свою работу на уроке.

X. Домашнее задание

П. 2.1.3 (стр. 64-65); № 283 (любых два); № 285 (1)

Творческое задание на следующий урок: определить средний рост, вес, возраст своей семьи.

Творческое задание до конца недели: найти в дополнительной литературе, где еще встречаются средние величины. Подскажу, что не только в арифметике, но и в геометрии, алгебре, музыке и т.д.