Организация творческих отчетов на уроках математики

Разделы: Математика


Сегодня никому не надо доказывать, что математическое образование благо, на которое имеет право каждый человек. Уровень развития общества требует большого числа специалистов, использующих математические знания в своей профессиональной деятельности. Математика - предмет, очень удобный для развития интеллектуальных творческих способностей ребят. Этому способствует логическое строение курса, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний, абстрактный язык математики. Все это позволяет формировать у ребят такие качества, как предприимчивость, способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях, безошибочно принимать непростые решения, словом, работать творчески.

Привитию интереса к предмету во многом способствуют нестандартные формы работы на уроках и во внеурочной деятельности. В моей практике успешно реализуются современные информационные технологии, метод проектов, учебные встречи между классами, творческие отчеты учеников и учителя перед родителями, коллегами, общественностью.

В предлагаемых материалах я делюсь опытом организации творческого отчета, проводимого в конце учебного года в 8 классе.

Рекомендации по организации.

Отчет проводится во внеурочное время с приглашением родителей, коллег. Класс делится на 3–4 команды. Каждая команда выбирает свое название, капитана, готовит вопросы-задания, для других команд по материалам прошедшего учебного года. Организована выставка творческих работ учеников (рефераты, исследовательские работы, сборники нестандартных заданий)

1) Вступление учителя.

Уважаемые гости, мамы и папы, ребята! Подходит к концу учебный год, и сегодня мы подведем некоторые итоги.

Коротко объявляются результаты участия учеников в математических конкурсах:

  • олимпиадах (гимназических, районных, городских, всероссийских “эйдосовских”);
  • участие в международном конкурсе “Кенгуру” и олимпиаде “Кенгуренок”, организованной в Новосибирской области;
  • участие во всероссийской викторине, организованной Воронежским педуниверситетом;
  • участие в гимназической научно-практической конференции “Достижения юных”;
  • результаты участия в федеральной программе “Интеллектуально-творческий потенциал России” (г. Обнинск) и др.

Помимо участия в конкурсах многие ученики выполнили творческие работы, выступили с докладами перед младшими школьниками, приняли участие в составлении сборника заданий, активно участвовали в гимназической неделе математики “Диагональ творчества”.

2) Представление команд, капитанов, жюри. Объявление конкурсов и условий участия в них.

3) Разминка.

На этом этапе каждой команде предлагается в течение трех минут ответить на как можно большее количество вопросов, требующих фактического знания ранее пройденного материала. Вопросы задаются по кругу каждому члену команды. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Учителю необходимо подготовить достаточно большое количество таких вопросов. Последовательность, в которой задаются вопросы, выбирает сам учитель.

Примерные вопросы.

1. Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны.

2. Как называется зеркальное отражение от прямой?

3. Как называются отрезки, соединяющие противолежащие вершины четырехугольника?

4. Как называется сумма всех сторон четырехугольника?

5. Четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны.

6. У какого четырехугольника равны диагонали?

7. Отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции.

8. Под каким углом пересекаются диагонали в ромбе?

9. Как называется четырехугольник, у которого все стороны равны?

10. Вид трапеции, у которой углы при основании равны.

11. Как называется отношение противолежащего катета к гипотенузе в прямоугольном треугольнике?

12. Название треугольника со сторонами 3,4,5.

13. Название коэффициента k в уравнении прямой у=kx+b.

14. Как называется равенство, верное при всех допустимых значениях переменной?

15. Является ли рациональным число ?

16. Является ли действительным число ?

17. В каких координатных четвертях расположен график обратной пропорциональности при k> 0?

18. Как называется график обратной пропорциональности?

19. Верно ли, что каждое натуральное число является целым?

20. Верно ли, что каждое целое число является натуральным?

21. Верно ли, что каждое целое число является рациональным?

22. Верно ли, что каждое рациональное число является действительным?

23. Верно ли, что каждое рациональное число является целым?

24. Верно ли, что каждое действительное число является целым?

25. Верно ли, что каждое иррациональное число является действительным?

26. Верно ли, что каждое действительное число является иррациональным?

27. Имеет ли смысл выражение ?

28. Имеет ли смысл выражение ()?

29. Пересекает ли график обратной пропорциональности ось абсцисс?

30. Пересекает ли график обратной пропорциональности ось ординат?

31. Пересекает ли график функции прямая у=100?

32. Пересекает ли график функции прямая у= -100?

33. Известно, что a и b – натуральные числа. Является ли натуральным числом а-b?

34. Известно, что a и b – целые числа. Является ли целым числом а-b?

35. Известно, что числа х и у четные. Четным или нечетным числом будет разность х-у?

36. Известно, что числа х и у нечетные. Четным или нечетным числом будет разность х-у?

37. К какому виду принадлежит квадратное уравнение ?

38. Как называется квадратное уравнение, в котором коэффициент а=1?

39. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если его дискриминант равен 0?

40. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если его дискриминант меньше 0?

Правильность ответов определяется сразу. Жюри подсчитывает верные ответы и заносит результаты в специальную таблицу.

4) Конкурс теоретиков (проверка домашнего задания, полученного перед творческим отчетом).

Очень важно, чтобы ребята умели не только отвечать на поставленные вопросы, но и сами задавать их. В данном конкурсе команды в устной форме задают друг другу вопросы и комментируют ответы.

За каждый верно сформулированный вопрос — 1 балл.

За каждый верный ответ — 1 балл.

5) Конкурс капитанов

Каждому капитану предлагаются по следующие задания.

1. Один из углов параллелограмма равен 40°. Найдите остальные углы.

2. Могут ли стороны треугольника быть пропорциональны числам 1,2,3?

3. Равносильны ли уравнения?

а) и х + 3х = 0;

б) и х = 2;

в) и х = 9?

4. Запишите формулу корней квадратного уравнения:

а) abt2-bt = 0, где t — неизвестное;

б) (х-а)2+bc = 0, где х — неизвестное.

5. Найдите количество целых решений неравенства:

6) Практическая работа.

Одновременно с конкурсом капитанов проходит практическая работа в группах. Ученики должны выполнить задания, предложенные на карточках нижепредставленного вида. Если все задания выполнены верно, то при сложении всех ответов должно получиться число 112.

В прямоугольнике АВСД О - точка пересечения диагоналей. ВН и ДЕ - высоты треугольников АВО и СОД соответственно, , ОН=5 см. Найти длину диагонали прямоугольника.  

+

Найдите периметр ромба АВСД, если , АС=10 см.

+

112

+

Дан равнобедренный прямоугольный треугольник АВС с прямым углом С, катетом АС=12 см и квадрат СДЕF, такой, что две его стороны лежат на катетах, а вершина Е - на гипотенузе треугольника. Найдите периметр треугольника.

+

Один из углов ромба равен

, а его высота равна

3,5 см. Найдите периметр ромба.

7) Подведение итогов.

После подсчета количества баллов и объявления победителей, ученикам предлагается небольшой сюрприз. Каждая команда получает пакет открыток с пожеланиями. Ученики вытягивают по открытке, не видя, что написано на ней.

Пожелания.

1. Научиться преодолевать трудности

2. Справляться с любыми трудными задачами

3. Получать только пятерки по математике

4. Выполнять все домашние задания только на 5

5. Стать отличником по всем предметам

6. Участвовать в научно-практических конференциях

7. Лучше всех в классе справиться в конкурсе “Кенгуру”

8. Научиться выступать перед аудиторией

9. Побеждать на олимпиадах

10. За все контрольные работы по математике иметь только пятерки и т.д.