Тема: Натуральные числа. Некоторые числовые закономерности ( приёмы быстрого счёта).
Цель:
- Познакомить учащихся с числовыми закономерностями.
- Учить обобщению и выводу общих закономерностей, связанных с рядом натуральных чисел.
- Познакомить с историческими сведениями, связанными с развитием математической науки.
- Развивать интерес к предмету, связывая его с литературой, искусством, учить видеть красоту натуральных чисел.
Оборудование урока:
- Репродукции И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И. И.Шишкина, В.М.Васнецова, И. И. Левитана и других.
- Картина художника Богданова – Бельского «Трудная задача» (Рисунок 1)
- Для каждого ученика карта – задание на урок (Приложение 1)
Ход урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с числовыми закономерностями, о некоторых мы вскользь уже говорили на предыдущих уроках, с некоторыми мы встретимся впервые.
Итак, пусть это вас не удивляет, но я предлагаю путешествие по картинной галерее.
- В наш маленький городок прибыла выставка работ художников - передвижников. И я вас приглашаю на экскурсию в картинную галерею. Общество художников - передвижников образовалось в 1870 г., членами этого общества были И.Е. Репин, В.И. Суриков, И. И.Шишкин, В.М.Васнецов, И. И. Левитан и др. Они правдиво изображали жизнь и историю народа, родную природу, обличали порядки самодержавной России.
В зале вы видите картины художников Маковецкого "Свидание", "За лекарством".
- Следующая картина русского живописца конца XIX начала XX века Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 - 1945 гг.). Он писал жанровые картины, посвященные сельской школе, крестьянским детям. Наиболее известна его картина "Трудная задача", написанная в 1895 году. К сожалению, вы видите маленькую копию этой картины (Приложение 1). Чтобы всем было хорошо её видно, мы вам это покажем. (Ребята в образе как изображено на картине, в таких же костюмах и с тем же выражением лиц замирают).
- Далеко не в центре вы видите педагога С. А Рачинского. На картине он изображен с сохранением портретного сходства. С. А Рачинский - педагог, профессор естественных наук, покинувший университетскую кафедру, чтобы сделаться рядовым учителем сельской школы. Талантливый педагог культивировал в своей школе устный счет, основанный на виртуозном использовании свойств чисел.
- Многие помнят эту картину, но немногие из тех, кто видел её в Третьяковке или на репродукциях или, глядя на картину сейчас, обращали внимание на содержание самой математической задачи, написанной мелом на доске.
- А задача действительно не из легких. Судите сами! Состоит она в том, чтобы устным счетом быстро найти результат.
Задача 1.
Ученики Рачинского хорошо справлялись с подобными задачами. По выражению лица педагога видно, что некоторые ученики уже сказали ему правильный ответ. Только новички ещё испытывают затруднения. Но и они вот-вот найдут правильное решение.
- Итак, спустя 100 лет, сможем ли мы решить эту "трудную задачу"?
Числа 10, 11, 12, 13, 14 обладают удивительной любопытной особенностью: на прошлом уроке мы повторяли квадраты этих и других чисел, 102 +112+122 = 132 + 142
А так как 100 + 121 + 144 равно 365, 132 + 142 тоже 365, то легко рассчитать в уме, что воспроизведенное на картине выражение равно 2.
(так как дробная черта - это знак деления)
- 365 - удивительное число еще и тем, что определяет число дней в году, а при делении на 7 дает в остатке 1, что имеет значение для старого семидневного календаря.
- Прекрасно, мы справились с задачей С. А Рачинского. Но в математике существует достаточное количество цифровых и числовых диковинок, которые на вид трудно считаются даже не устно.
Посчитаем сумму чисел от 1 до 20, это можно сделать всего секунд за десять, записывать эту сумму совершенно не обязательно. Самое главное в способе подсчета.
Задача 2
А теперь решим задачу Гаусса.
- Немецкого ученого Карла Гаусса называли королем математиков. Его математическое дарование проявилось ещё в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удавил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. Однажды в школе (Гауссу в то время было 10 лет) учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание, у Гаусса уже был готов ответ. А у вас? На грифельной доске у него было написано 101·50 = 5050.
Посчитать сумму чисел от и до | Чисел |
Пар |
Сумма крайних |
Результат |
От 1 до 20 | 20 |
10 |
21 |
210 |
От 1 до 100 | 100 |
50 |
101 |
5050 |
От 1 до 50 | 50 |
25 |
51 |
1275 |
От 1 до 30 | 30 |
15 |
31 |
465 |
От 1 до n | n |
n/2 |
n +1 |
n ( n+1)/2 |
От 101 до 300 | 200 |
100 |
401 |
40100 |
От 51 до 450 | 400 |
200 |
501 |
100200 |
Мы автоматически вывели формулу для вычисления суммы n чисел, чисел было чётное количество, а для нечетного n эта формула справедлива?
(Формула верна для любого n).
Но докажем немного по-другому, ведь нечетное число чисел не разобьешь на пары. Поступим так, запишем искомую сумму дважды 1 + 2 + … + (n - 1) + n.
n + (n – 1) + … + 2 + 1
Сумма пар (n + 1), пар всего n штук значит, нашу двойную сумму можно посчитать так n·(n +1) так как слагаемые от 1 до n мы сложили дважды, то полученную сумму мы разделим на 2. Получилась та же формула
- Для чего нужна эта формула? ( Для быстрого вычисления суммы)
В "трудной задаче" Рачинского мы встретились с квадратами натуральных чисел, на предьщуших уроках мы уже повторяли их свойства.
Кстати, закономерность, о которой пойдет сейчас речь, впервые заметил А.Н.Колмогоров ещё в шестилетнем возрасте. По его учебникам и сейчас учатся наши теперешние старшеклассники.
Закономерность 1
Сделайте вывод: Сумма первых n нечетных чисел равна квадрату n
12 = 1
22 = 1+3
32 = 1 +3 + 5
…
72 = 1 + 3 + 5 + 7 + 9 + 11 + 13
Закономерность 2
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
121 |
144 |
169 |
196 |
225 |
256 |
289 |
324 |
361 |
400 |
441 |
484 |
529 |
576 |
625 |
Сумма трёх чисел, записанных в трёх клеточках "уголком" слева, равна четвёртому, записанному внизу справа.
Перед вами ещё несколько закономерностей:
Закономерность 3
Проверьте эту закономерность для n=5. Сделайте вывод: сумма кубов n натуральных чисел равна квадрату суммы этих n первых натуральных чисел.
13+23 ==(1+2)2
13+23 +33 ==(1+2+3)2
13+23 +33+43==(1+2+3+4)2
Закономерность 4
Рассмотрите следующие равенства. Запишите и проверьте правильность последующих равенств такого же типа
9 · 1 + 2 = 11 | 8· 1 + 1 = 9 | 9·9+7 = 88 |
9 · 12 + 3 = 111 | 8·12 + 2 = 98 | 9·98 + 6 = 888 |
9 · 123 + 4 = 1111 | 8·123 + 3 = 987 | 9·987+5 = 8888 |
9 · 1234 + 5 = 11111 | 8·1234 + 4 = 9876 |
Какие можно подметить здесь привила?
Итак, сегодня на уроке мы с вами увидели красоту цифр, чисел натуральных. В математике, ребята, есть своя красота, таких красивых последовательностей немного. Знайте их, умейте их видеть.
Я думаю, что вы будете интересоваться различными математическими диковинками, курьёзами.
Это вам будет любопытно, так же как и мне.
Еще С. В. Ковалевская говорила: «Математик должен быть поэтом в душе»