Влияние межличностных взаимодействий старшего школьника на профессиональные намерения

Разделы: Школьная психологическая служба


Подростковый период – важнейший этап жизни, во много определяющий последующую судьбу человека. И перед подростком стоит главная задача, в какую сторону пойти. В одну сторону – путь к реальной взрослости, когда человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, понимает смысл собственного бытия, ощущает радость жизни. В другую – к взрослости иллюзорной, инфантильной или асоциальной с множеством проблем.

Жизнь сложна. И не всегда можно свободно выбрать профессиональный «старт» и путь. Иной раз возникают неотвратимые обстоятельства выбора. В этом случае активность самоопределения важно проявить в поиске, построении новых смыслов, в новом понимании значения той деятельности, которой приходится заняться по необходимости (в расчете на идею «стерпится - слюбится») [1]. Не без оснований полагают, что сущность профессионального самоопределения является «нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности»[2].

Многие исследователи отводят влиянию общения со сверстниками на личность подростка решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Таким образом, общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение. Мы тоже считаем, что роль общения со сверстниками у подростков действительно велика, хотя влияние внутрисемейного общения на развитие подростка продолжает оставаться достаточно сильным, т.е. влияние сверстников на личность подростка во многом опосредуется его семьей. Действительно, доверительные отношения в семье могут скомпенсировать те или иные трудности в общении со сверстниками, помочь подростку определить свою внутреннюю позицию по отношению к асоциальным тенденциям его друзей. Однако верно и обратное. Непонятый и непринятый в семье подросток пойдет искать душевное тепло и внимание вне дома. Подросток, которого унижают близкие люди, будет компенсировать это насмешками, издевательствами над более слабыми ребятами в компании. Таким образом, можно сказать, что характер общения со сверстниками во многом определяется взаимоотношениями в семье подростка.

Итак, отметив непрямой характер влияния сверстников на подростка, перейдем к обсуждению того, как распространяется это влияние на профессиональные намерения.

Занимаясь исследованием данной проблемы, мы пришли к выводу, что подростков мало волнует мнение окружающих его сверстников о том какой профессией или каким видом деятельности он будет заниматься в своей «взрослой жизни». Однако немаловажным остается тот факт, что межличностное взаимодействие играет не последнюю роль в формировании личности подростка. Здесь можно говорить о том, что при построении социальных связей со своими сверстниками подросток начинает формировать и накапливать свой багаж знаний о том, с какими социальными ситуациями он может столкнуться в жизни.

Уже многие двенадцатилетние школьники проявляют устойчивый интерес к обсуждению своего трудового будущего, «примериванию» себя к разным профессиям. Активизации профессионального самоопределения способствуют специальные имитационные («деловые») игры, методика которых достаточно разработана[3].

На элективных курсах по «предпрофильной подготовке», в МОУ лицее №10 г. Ставрополя, подростки совместно с психологом занимаются изучением различного рода профессий. Мною была разработана программа «Профессиональное самоопределение», которая направлена на изучение профессиональных навыков разнотипных профессий. Программа по предпрофильной подготовки призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

Цели программы:

- оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 8-х классов;
- открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;
- помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Задачи программы:

- формирование актуального для подростков «информационного поля»;
- обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
- формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

Программа рассчитана на 34 часа (урока).

Некоторые занятия из данной программы представлены в Приложении 1

Благодаря данным занятиям подростки уже в 8-м классе формируют профессиональное самоопределение. В ходе совместной деятельности они не только расширяют свои знания в различных областях по выбранной ими профессии, но и прорабатывают и проигрывают различного рода ситуации, связанные именно с той профессией, которую они выбрали.

В ходе лекционных занятий, в рамках этой же программы, подростки изучают основные подходы к изучению профессий, рассматривают профессиограммы, изучают медицинские и психологические требования, предъявляемые к разного рода профессиям. В процессе же тренинговой работы, подростки в межличностном взаимодействии сталкиваются с ситуациями, направленными на познание того или иного типа профессий, проигрывают и прорабатывают упражнения направленные на глубокое проникновение в мир профессий.

Односторонняя пропаганда «рыночных отношений», «бизнеса», «менеджмента» при обесценивании других областей труда тоже вносит свой вклад в принятие решений подрастающего человека о своем профессиональном будущем. И эти решения чаще, чем можно думать, оказываются вынужденными или случайными, не сообразованными с имеющимся опытом, склонностями и способностями подростка. Что делать? Кому-то подрожать? Проектировать? Гнаться за престижем? Есть и риск оказаться в плену сословных «предрассудков чести» (какие-то работы считают «приличными», а иные - нет) [1].

На курсах по предпрофильной подготовке подростки через себя пропускают все особенности той профессии, которую они выбрали. Выбирают наиболее им подходящую, находят то, с чем они могли бы справиться без усилий, которые приводят к какому-либо дискомфорту. На данных курсах, при совместной работе подростки обсуждают все положительные и отрицательные стороны профессий. Находят популярные, престижные профессии и сравнивают их с теми, которые менее популярны, но не менее важны. Формируют собственный взгляд на свое будущее, на то куда и кем каждый из них пойдет работать. Совместная деятельность, совместное взаимодействие помогает подросткам лучше понять окружающих его сверстников, сформировать представление обо всех профессиях, которые встречаются на современном рынке труда. Проведя мониторинг посреди учебного года, было выявлено, что у большинства подростков оптимальный уровень самоопределения (Оптимальный уровень самоопределения учащихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентаций в сфере образования и в профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления этих старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Школьники с оптимальным уровнем самоопределения наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой» жизни.), который сложился в следствии тренинговой работы.

Важно рассматривать профессиональное самоопределение в подростковом возрасте и юности не как однократный акт, но непрерывный и длительный процесс. Он может занимать месяцы и годы весь профессиональный путь предполагает постоянное построение новых, обновленных смыслов активности, т.е. постоянную озабоченность вопросами самоопределения, поскольку меняются и внешние ситуации, и сам человек[1].

Список литературы

  1. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие / Климов Е.А. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
  2. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – Москва – Воронеж, 1997.
  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - Москва – Воронеж, 1996.