Совместная деятельность учеников начальных классов индивидуального обучения в разных формах работы, как условие развития личности

Разделы: Общепедагогические технологии


Мы работаем в средней общеобразовательной школе №279 Кировского района г. Санкт-Петербурга, где обучение учащихся проводится в трёх формах:

  • обучение в малых группах (не более 5 чел.);
  • обучение индивидуальное с учителем в школе;
  • надомное обучение

В школе обучается 390 детей с ограниченными возможностями.

Для ребёнка, занимающегося в нашей школе индивидуально, трудно говорить о коллективе. В учении (в их главном деле) дети лишены общества сверстников, а сверстник не только притягателен, но и необходим для развития личности ребёнка.

Многие из наших детей-индивидуалов общаются только со взрослыми, и это накладывает отпечаток, как на развитие личностных качеств ученика, так и на формирование некоторых умений и навыков. Дети мало общаются со сверстниками и не умеют этого делать. Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что необходимо их объединять в совместных делах.

Два года назад родилась новая педагогическая технология – объединение учеников с 1 по 4 класс в их совместной деятельности с группой учителей-единомышленников. Организуем мы эту работу в разных формах:

  • фрагменты уроков;
  • внеклассные мероприятия;
  • экскурсии в природу;
  • уроки-игры, уроки-праздники, уроки-практикумы;
  • психологические тренинги.

Совместные занятия проводятся в одном кабинете систематически не менее 6 раз в год. Такие уроки эмоционально насыщены, оставляют у детей ощущение праздника, развивают личностные качества ребёнка.
Цели этих занятий вытекают из главной педагогической задачи – развитие личности ребёнка.
Развитие личности ученика-индивидуала отличается от развития детей, обучающихся в коллективе. Наши дети многим обделены, многого не умеют. Главное – у них отутствуют навыки общения, навыки работы в коллективе детей. Они не умеют высказывать свои мысли и чувства, у них не развита рефлексия, замкнуты. Развитие детей осуществляется не совсем полноценно. Исходя из этого, мы ставим цели:

  • учить совместной работе в коллективе детей,
  • учить навыкам поведения в коллективе,
  • развитие познавательных процессов,
  • каждое конкретное занятие имеет свою обучающую цель, исходя из темы урока.

Особенностью нашей технологии является следующее. Если обычный урок ведёт один учитель, то здесь мы работаем совместно втроём или ведём урок по очереди: один учитель начинает, другой проводит основную часть, третий – заключение. На уроках наблюдается опережающее обучение, т.к. ученики 1 – 2 классов во время работы дотягиваются до уровня 4 класса, поскольку содержание урока ориентировано на перспективу роста ученика, высока планка урока. И наши малыши вынуждены тянуться за старшими, а старшие в ходе работы помогают им. Следующая особенность технологии: урок (занятие) строится с учётом возможностей и способностей детей. Пассивных нет, каждому ребёнку даётся задание, отводится та роль, которую он может выполнить. Без дифференциации здесь не обойтись.

Практика нашей работы по новой технологии показала, что у детей формируются навыки работы в коллективе. Ученики во время совместных уроков работают увлечённо, с интересом, растёт уровень активности. Совместная форма работы учеников-индивидуалов с 1 по 4 класс содержит условия для развития способностей и возможностей каждого ребёнка. Общаясь между собой, учащиеся имеют возможность высказываться свободно, растёт уровень развития речи. Углубляется опыт развития самостоятельности, взаимоконтроля, создаются благоприятные условия для взаимного обогащения учащихся. Выпускники 4 классов переводятся на дальнейшее обучение в группы, поскольку они приобрели навык работы в коллективе.

Предлагаем ознакомиться с практикой нашей работы на примере конспекта совместного урока-тренинга, проводимого тремя учителями с учениками с 1 по 4 класс (8 человек).

Тема: Креативно-интеллектуальный тренинг.

Цели:

  1. Развитие речи и мышления детей.
  2. Учить детей совместной работе в коллективе

Оборудование:

  1. любимые игрушки детей (у двух рассказчиков);
  2. коробочка с новогодним шаром для игры "Да - нет";
  3. диктофон с записью музыки;
  4. простые и цветные карандаши у каждого ученика;
  5. зонтик, горький перец, соус для проведения игры "Слова";
  6. толковый словарь Ожегова;
  7. толковый словарь русского языка краткий Н.М. Неусыповой (для младших школьников);
  8. М.Б. Елисеева. Словарь по культуре устной и письменной речи;
  9. 3 кружка с изображениями лиц (весёлое, спокойное, грустное).

1. Организационный момент.

Сегодня у нас очередное совместное занятие. На предыдущем занятии наши первоклассники стали знакомить нас со своими любимыми игрушками. Продолжим это знакомство. О своей любимой игрушке расскажет ученик 1 класса Илья.

2. Рассказы детей о своих любимых игрушках.

Ученики 1 и 4 классов рассказывают о своих игрушках и показывают их. (конструктор и мягкая игрушка - медведь.)

Ваши игрушки сегодня с вами на уроке и будут помогать вам в играх.
3. Проведение игры "Да - нет".

И сейчас вместе с Валентиной Сергеевной включаемся в игру "Да - нет".

Ученикам нужно угадать, какой предмет находится в коробке, задавая при этом вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".

В коробке находится новогодняя игрушка – шар.

Вопросы детей:

  • это бьётся?
  • это с батарейками?
  • это квадратное?
  • это треугольный предмет?
  • этот предмет овальной формы?
  • этот предмет круглый?
  • это для питья?
  • с ним можно поиграть?
  • это пахнет?
  • в него можно что-нибудь положить?
  • этот предмет помогает людям?
  • это используется для украшения?
  • его можно носить в руке?
  • а на шее?
  • это надевается на люстру?
  • этим можно украсить новогоднюю ёлку?
  • это новогодний шарик?

Молодцы ребята, работали активно, задавали разнообразные вопросы. И главное, отгадали предмет. А теперь можно немного отдохнуть.

4. Графическая музыка. Релаксация.

Цель: учить воспринимать музыку и находить соответствующие ей образы.

А сейчас вы услышите музыку, которую нарисуете на бумаге. Закройте глаза и проводите на бумаге линии.

Ученики с закрытыми глазами проводят линии на бумаге без отрыва карандаша, затем цветными карандашами раскрашивают получившиеся образы-картинки.

Выставим ваши работы на магнитную доску, а после урока посмотрим, у кого что получилось. Скажите, ребята, кому понравилось рисовать музыку? Можно дома включить музыку и одну-две минуты рисовать, а потом принести в школу и показать ребятам, что получилось.

5. Игра в "Слова".

Попробуем выполнить более сложную работу. Предположим, что у нас на уроке оказался иностранец, который не понимает значения слов. Попробуйте ему объяснить, что означают разные слова.

Зонтик.

Что обозначает это слово в русском языке? (предмет)

Ответы детей:

  • этот предмет имеет круглую форму и палку
  • они бывают разные, не только по цвету, но и по форме
  • бывают для маленьких и для больших
  • они хранятся дома
  • они бывают большие и маленькие, но есть ещё зонтики от солнца
  • зонтик можно открывать
  • между спицами у зонтика натянута специальная непромокаемая ткань, которая защищает человека от дождя

Удалось объяснить значение слова? А часто мы и сами оказываемся в роли иностранца, не зная значения слова. Вот в этом случае мы можем обратиться за помощью к толковому словарю. Словари бывают разные (показ различных словарей).

Знакомство со словарями.

Разделять.

Это слово обозначает (действие предмета).

Ответы детей:

  • разделять – это значит отталкивать,
  • означает отделять предметы друг от друга,
  • когда магнит притягивает к себе гвозди, мы их отделяем друг от друга,
  • берёшь пилу, дерево и разделяешь его на части,
  • разделять предметы друг от друга или людей.

Острый.

Это слово обозначает (признак предмета)

Ответы детей:

  • нож,
  • еда,
  • это предмет, который имеет конусообразную форму,
  • перец, соус,
  • вкус,
  • острый язык,
  • острые носы у туфель,
  • острый ум,
  • острая боль,
  • острый угол.

Итог: - Помогли иностранцу? С хорошим настроением он от нас уйдёт?

6. Итог урока. Осознание своего настроения.

Ребята, вы отлично потрудились и у каждого из вас своё настроение от урока. Настроение изображено на этих лицах. (Показ трёх лиц - весёлое, спокойное, грустное).

 

Как вы думаете, какое настроение у этого ребёнка? Вам нужно выбрать тот кружок, который соответствует вашему настроению и приклеить его, подписав своё имя. Посмотрите, что у нас получилось. Вы все уходите с урока с весёлым настроением. Значит, урок понравился.