Данная работа написана на основании опыта работы по психологическому сопровождению детей с проблемами в развитии в дошкольном учреждении МДОУ№2 “Метелица” г. Минусинска.
Необходимость поиска новых путей была обусловлена тем, что в последнее десятилетие остро обозначилась проблема существенного роста детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития.
На фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушениями психического развития.
По данным Госкомстата РФ число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18% с задержкой психического развития - на 20%.
МДОУ №2 посещают дети со следующими показателями в развитии:
- дети с речевой патологией (общее недоразвитие речи) с проявлением нарушений во всех компонентах
- дети с низким уровнем развития высших психических функций (зпр, ммд, сдгв)
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (несформированностью навыков общения, агрессивные, конфликтные, замкнутые, инфантильные и т. д. )
- дети с повышенной невротизацией: тики, энурез, заикание.
Особого внимания требуют дети с задержкой психического развития. Они испытывают трудности как когнитивной, так и в аффективной сферах.
По мнению Л.С. Выгодского аффект и дефект идут вместе.
Наличие вех этих компонентов обусловлено не только органическими и психоневрологическими причинами, но и неблагополучие социального фактора, прошлого опыта детей.
Психологическая адаптация детей с задержкой психического развития представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня традиционным запросом психолого-педагогической практики.
Учитывая, что на сегодняшний день пока еще нет разработанной целостной концепции психологической помощи детям с проблемами в развитии данный опыт будет полезен педагогам, психологам и студентам педагогических вузов и колледжей.
В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным является комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов дошкольного учреждения, воспитателей и родителей детей.
При разработке практической помощи детям с проблемами в развитии мы опирались на идеи Л.С. Выгодского, базирующиеся на оценке качественных новообразований каждого возрастного периода, что в итоге определило принципы научных отечественных исследований.
Второе положение Л. С. Выгодского состоит в том, что основные закономерности развития нормально развивающегося ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии
Каковы же причины формирующие аномальное развитие?
- причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;
- общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;
- отсутствие полноценной соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного “присвоения” общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;
- социальная депривация, припятсвующая своевременному психическому развитию.
В качестве основного фактора формирования ЗПР в отечественной психологической литературе (М. И. Буянов, К. С. Лебединская) рассматривается семейный фактор, по существу совмещающий биологические и психологические детерминанты.
Задержка психического развития одна из распространенных форм психических нарушений. ЗПР-особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
В системе психологической помощи детям с проблемами в развитии на первое место мы ставим не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.
Работа по психологическому сопровождению детей с проблемами в развитии началась в 1997 году в МДОУ №2 “Метелица” г. Минусинска.
Был выделен круг целевых установок, на которые следовало получить ожидаемые положительные результаты:
- получить достоверные данные о психическом развитии ребенка (психодиагностика)
- разработать коррекционно-развивающую программу, обеспечивающую оптимальные условия развития ребенка.
- обеспечить контроль за динамикой развития ребенка и оценку эффективности системы психологической помощи.
Задачей первого этапа являлось получение достоверных сведений о психическом и интеллектуальном развитии ребенка.
Для этого нами были составлены и апробированы протоколы психодиагностического обследования ребенка по возрастным группам: 3-4 года, 4,5-5,5 лет и 6-7 лет.
Протоколы включают в себя комплекс апробированных валидных методик для данного возраста. (см. Приложение №1)
Выдвигаем гипотезу о причинах нарушений в развитии. Формируем психологический диагноз, на основе которого разрабатываем рекомендации психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии для педагогов и родителей.
Основой психологической помощи ребенку можно считать психологическую коррекцию, т. е. направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида, а также компенсации возможных дефектов.
Целью нашего коррекционного воздействия явилось формирование навыков психологической компенсации у детей.
В психокоррекционной работе мы опирались на норму психического развития, которая позволяет обосновать системный подход в практической деятельности:
- нейропсихологический (знание о функциональной организации мозга и основных принципах локализации функций)
- общепсихологический (использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека)
- возрастно-психологический (позволяет конкретизировать общепсихологические данные)
“Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым регулирует его поведение” (К. С. Лебединская)
Поэтому коррекционная работа включает в себя коррекцию не только познавательной сферы, но и эмоционально-волевой.
Дети с проблемами в развитии подвержены страхам, фрустрациям, они часто тревожны, агрессивны, регидны, имеют низкую самооценку.
Для коррекции познавательной и эмоциональной сферы нами была составлена программа для старших дошкольников.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ (низкая успешность, страхи, тревожность)
Цель программы: помочь детям преодолеть интеллектуальные и эмоциональные трудности.
Предмет психокоррекции: познавательная и эмоциональная сферы детей:
- интеллектуальные нарушения
- низкая познавательная активность
- низкий уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия)
- состояние психического дискомфорта
- тревожность, страх
Объект психокоррекции: старшие дошкольники с проблемами познавательной и эмоциональной сферы.
Содержание программы
Программа состоит из трех блоков:
- Развитие познавательной сферы.
- Снятие состояния психологического дискомфорта.
- Коррекция тревожности и страхов.
Каждый блок состоит из пяти занятий, продолжительностью 25-30 минут. Занятия проводятся два раза в неделю и рассчитаны на два месяца.
Блок 1. Развитие познавательной сферы
Занятие 1.
Тема: Ориентировка в пространстве и во времени.
Цель: Преодоление интеллектуальных трудностей, развитие творческого потенциала.
1. Знакомство
2. Психогинастика: “Любопытная Варвара”
3. Игра “Путешествие по городу”
4. Упражнение “Слушаем тишину”
5. Игра “Слова-невидимки”
6. Ретуал прощания
Занятие 2.
Тема: Логическое мышление.
Цель: развитие навыков анализа и синтеза.
1. Приветствие: Здороваемся ладошками.
2. Психогимнастика: “На двери весит замок”
3. Игра “Разложи картинки по группам”
4. Задание: “Дорисуй, чтобы получилась картинка”
5. Игра “Что к чему подходит”
6. Упражнение “Заряд бодрости”
Занятие 3.
Тема: В лабиринтах памяти.
Цель: Развивать память и мышление детей.
1. Приветствие: “Добрый день тебе сказали”
2. Психогимнастика: пальчиковая гимнастика.
3. Упражнение “Назови Имя”
4. Игра “Подари подарок”
5. Игра “Что пропало”
6. Прощание
Занятие 4.
Тема: Мир вокруг нас.
Цель: Расширение словарного запаса, развитие внимания, восприятия.
1. Приветствие в образах сказочных героев
2. Психогимнастика “Комплименты”
3. Игра “Транспорт”
4. Задание “Нарисуй и зачеркни”
5. Игра “Слушай и исполняй”
6. Упражнение на релаксацию “Полет в небе”
Занятие 5.
Тема: “Поиск сокровищ” (сюжетно-ролевая игра).
Цель: Развитие мышления, смекалки, любознательности, умения работать в группе.
1. Отгадай ребус
2. Найди ключ от сундучка
3. Преодоление препятствий: дорисуй фигуру, составь до из спичек, найди выход из лабиринта
4. Открой замок в двери сокровищницы
5. Нахождение сокровищ, награждение победителей
Блок 2. Снятие состояния психического дискомфорта
Задачи:
1. Снижение эмоционального напряжения
2. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы “ безопасности” в группе.
3. Перенос положительного опыта из группы в реальную обстановку
4. Обучение приемам ауторелаксации.
5. Психомышечная тренировка.
Занятие 1.
Тема: “Обезьянки”.
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.
1. Приветствие “Подари улыбку, загляни в глаза”
2. Психогимнастика “В зоопарке”
3. Игра “Назови мое Имя”
4. Этюды “Сердитый волк”, “Храбрый заяц”
5. Игра “Охотник и тень”
6. Релаксация “В лесу”
Занятие 2.
Тема: “Театр прикосновений”.
Цель: Снятие психических зажимов, эмоционального напряжения.
1. Психогинастика “Котята отправляются путешествовать”
2. Этюды “Жадный пес”, “Взял Егор в углу топор”
3. Игра “Торт” (телесная терапия)
4. Упражнение “Гора с плеч” (саморасслабление)
5. Игра “Театр прикосновений” (мышечное расслабление)
Занятие 3.
Тема: “Магазин игрушек”.
Цель: Снятие эмоционального напряжения, обучение приемам релаксации.
1. Беседа “Любимые игрушки”
2. Игра “Миша, проснись”
3. Игра “Волшебный мешочек”
4. Этюды “Заход солнышка”, “Тучка”, “Ванька-Встанька”
5. Упражнение “Отдохнем”
Занятие 4.
Тема: “Игры гномиков”.
Цель: формировать приемы желательного поведения, снизить психоэмоциональное напряжение.
1. Психогинастика “Игры гномиков”
2. этюды на выражение эмоций удовольствия, страха, испуга, веселья, грусти: “Грустный дедушка”, “Сытый медвежонок”, “Испуганный заяц”, “Новая кукла”
3. Тренируем эмоции:
- “улыбнись, как солнышко”, “как кот на солнышке”, нахмурься как тучка, рассерженный человек, злая волшебница;
- устань: как папа после работы, человек, поднявший тяжелый груз.
4. Упражнение “Просыпайся третий глаз” (массаж)
5. Игра “Когда всем вело, а одному грустно” (тренинг желательного поведения)
Занятие 5.
Тема: “Теремок”.
Цель: Снизить эмоциональное напряжение детей, создать атмосферу “безопасности” в группе.
1. Психогинастика “Танец зверей”
2. Игра “Мышеловка”
3. Этюды: “Мишка испугался”, “Радость после грозы”
4. Пантомима “Кто в теремочке живет”
5. Игра “Ручеек”
6. Ритуал прощания.
Блок 3. Коррекция тревожности и страхов
Задачи:
1. Снижение эмоционального напряжения.
2. Уменьшение тревожности.
3. Снятие страхов.
4. Воспитание уверенности в себе.
5. Помочь справиться с негативными переживаниями.
Занятие 1.
Тема: “Наши страхи”.
Цель: Помочь распознать свой страх и уменьшить его.
1. Упражнение “Дружба начинается с улыбки”
2. Игра “Мышь и мышеловка”
3. Игра “Качели”
4. Арттерапия “Нарисуй свой страх”
Занятие 2.
Тема: “Боязнь окружающего мира”.
Цель: Снять страх перед миром взрослых, ускорить адаптацию к социуму.
1. Психогимнастика “Волк и семеро козлят
2. Этюды “Гроза”, “Крокодил”
3. Минутка шалости
4. Рисование “Кляксы”.
5. Гармоничный танец с завязанными глазами
Занятие 3.
Тема: “Я и другие”.
Цель: Помочь справиться с негативными переживаниями, формировать уверенность в себе.
1. Приветствие “День наступает, природа оживает... ”
2. Упражнение “Сочини историю”
3. Игра “Темнота”
4. Упражнение “Победа над страхом”
5. Игра “Искупаемся в волнах”
Занятие 4.
Тема: “Я тебя больше не боюсь”.
Цель: Снять страх, уменьшить тревожность.
1. Приветствие “Волшебный клубочек”
2. Этюд “Остров плакс”, “Ночные страхи”
3. Игра “Поссорились два петушка”
4. Рисование на тему: “Я тебя больше не боюсь” (беседа по рисункам)
Занятие 5.
Тема: “Фантастическая планета”.
Цель: Снизить уровень тревожности детей.
1. Приветствие “Подари сердечко, скажи доброе слово”
2. Игра “Царевна-Несмеяна”
3. Коллективное рисование на тему: “Фантастическая планета” (рисуем пальчиками)
4. Беседа по рисунку
5. Ретуал прощания “Энергетический круг”
ЛИТЕРАТУРА
1. В. Б. Никишина Практическая психология в работе с детьми задержкой психического развития. М.: Владос, 2004.
2. Л. М. Шипицина Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Спб.: Речь, 2003.
3. М. В. Ермолаева Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М. -Воронеж Модек,1998.
4. Е. Л. Шепко Психодиагностика нарушений развития у детей. Иркутск, 2000.
5. Е. Л Шепко Нарушения психического развития у детей. Иркутск, 2004.
6. У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитию. М. : Владос, 2002.
7. Е. А. Алябьева Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Сфера , 2003.
8. Е. А. Алябьева Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.
9. Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. Азбука общения. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004.