Цели урока:
- сформировать понятие “грамм” как новую единицу измерения массы;
- сформировать способности использования новой единицы измерения;
- сформировать умение производить операции сложения, вычитания, умножения и деления;
- умение сравнивать величины, выраженные единицами массы;
- повторить, что такое величина, известные величины, способы сравнения величин, принцип измерения величины и зависимость измерения от выбранной мерки;
- повторить понятие “мерка”;
- тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, аналогию;
- закрепить соотношение между единицами измерения массы, умение выражать значение величин в разных единицах измерения, умение работать с таблицей (строка, столбец).
Демонстрационный материал:
Обычные весы, аптекарские весы, мешочки с монетками, яблоки, таблица соотношений единиц длины, алгоритм перевода единиц из крупных единиц в мелкие и обратно, новые единицы массы и нарисованные гирьки разные по весу.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- включить учащихся в учебную деятельность;
- определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.
- Сегодня у нас необычный день. Недавно мы с вами познакомились с новыми единицами длины. Что такое длина? (Длина характеризует предмет по протяженности).
- Какие еще величины вы знаете? (Площадь, объем).
- А что мы уже умеем делать с величинами? (Сравнивать, производить различные действия).
- Поэтому к нам сегодня и пришли гости-гномики. Они находят в горах сокровища, взвешивают их и хранят в пещерах. Пришли они к нам не с пустыми руками, а принесли маленькие мешочки с монетками и хотят, чтобы мы помогли им взвесить эти монетки. Поможем им? (Да).
- С какой величиной мы будем работать? (С массой).
2. Актуализация знаний.
Цель:
- актуализировать знания об изученных величинах, о способах их сравнения, о принципе измерения величин, о зависимости результатов измерения от выбора мерки;
- активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогию, обобщение;
- зафиксировать все повторяемые понятия в виде таблиц и алгоритмов;
- зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний (указать способ действия, который использовался для его выполнения).
Организация учебного процесса на этапе 2.
- Повторим, что знаем о величинах.
- Вспомните, что такое величина. (Величина – это свойство предметов, которое можно измерить и результат выразить числом).
- Какие способы сравнения величин мы знаем? (На глаз, непосредственно, с помощью измерений).
- Что необходимо сделать, чтобы измерить величину? (Выбрать мерку).
- Что значит – измерить величину? (Посмотреть, сколько раз выбранная мерка укладывается в измеримой величине).
- Можно ли производить измерения, сравнения и действия с величинами, измеренными разными мерками? (Нет).
- Почему? (Получаются разные ответы).
- Какие соотношения между единицами длины были установлены на предыдущем уроке? (Дети называют | На доске открывается таблица |
- Что означает эта таблица? (В 1 км=1000м=10 000дм=100 000см=1 000 000мм). | |
- Какое правило, связанное с таблицей мы знаем? (При переходе к меньшим меркам нужно умножать на соотношение под дугой, а к большим – делить). | Открывается алгоритм |
- Где записаны соответствующие соотношения, на которые нужно умножать или делить? (Под дугами). | |
- Сравните: 7 м 700 см | |
1 м 6 дм 16 см | |
Дети сравнивают и говорят (Надо свети все к одним единицам, нельзя сравнивать величины, выраженные в разных единицах). (7 м = 700 см, т к в 1 м = 100 см, а 100*7=700. ! м 6 дм > 16 см, т к в 1 м =100 см, в 6 дм =60 см, 100+60=160, а справа только 16 см). | |
- Выразите 5 м 8 дм = мм | |
2 м 4 см = мм | |
(5 м 8 дм = 5800 мм, т к в 1 м = 100 см = 1000 мм, а 5*1000 = 5000, да еще 8*10 = 80*10 = 800 мм, 5000+800=5800). | |
- Определите массу пакта муки. | Ребенок ставит пакет на весы. Весы показывают 1 кг. |
- Чему равна масса? (1 кг). | |
- Как вы узнали? (Мы взвесили). | |
- У вас в пакетах лежат монетки. Определите их массу и запишите ответ. | |
- Чему равна масса монеток? (Не знаем, не смогли определить). | |
- Что случилось? (Весы ничего не показывают, меньше кг, наверное, несколько граммов, вообще не могу сказать ничего – очень легкие, нужно измерить как- то по- другому). | |
3. Постановка проблемы. | |
Цель: | |
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшее затруднение в учебной деятельности; | |
- согласовать цель и тему урока. | |
Организация учебного процесса на этапе 3. | |
- Почему не смогли узнать массу монет? (Они очень легкие, весы их не чувствуют). | |
- Можно измерить массу монеты в кг? (нет). | |
А какая нужна единица массы для их измерения? Более мелкая или более крупная? (Более мелкая, потому что они меньше. Наверное, грамм). | |
- Какая же цель нашего урока? (Найти мерку для измерения мелких предметов). | |
- Какая же в связи с этим тема урока? (Новая единица массы или грамм). | На доске открывается тема. |
4. Проектирование и фиксация нового знания. | |
Цель: | |
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; | |
- зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона. | |
Организация учебного процесса на этапе 4. | |
- Как мы взвешивали муку? (Мы уравновесили весы гирей в 1 кг). | |
- Что мы узнали о массе муки? (Что она весит 1 кг0. | |
- Где мы это увидели? (По шкале, гиря стоит на противоположной чаше весов, весом 1 кг). | |
- Посмотрите на шкалу в то место, где остановились стрелка весов, что там написано? (Там написано 1000). | |
- А на гире? (!1кг). | |
- Какой вывод можно сделать о том, сколько граммов содержится в 1 кг? (В 1 кг = 1000 г) | |
- Как это записать? | Выходит ученик и записывает на доске |
- А как это можно записать в виде равенства? (1кг=1000г) | |
- Уберите пакет с мукой с весов, положите на весы 3 яблока. Что вы заметили? (Чашка с гирей в 1 кг перевешивает). | |
- Почему? (первая чашка стала легче). | |
- Как же теперь узнать массу яблок? (Нужна другая гиря – легче). | Снимаем гирю в 1 кг, ставим 500 г |
- В равновесии чаши весов? (Да). | |
- Сколько весят яблоки? (500г) | |
- Как вы об этом узнали? (Посмотрели на гирю, которая уравновесила чаши весов, на ней написано 500 г.) | |
- Какой вывод можно сделать о единицах массы и взвешивании предметов? (Кроме кг есть еще и более мелкие единицы – граммы. Чем легче предмет, тем меньше нужна единица для его измерения). | На доске появляются нарисованные гирьки – 100 г, 200 г, 500 г) |
- Сможем ли мы помочь гномикам? (Да). | |
- На каких же весах мы сможем взвесить монетки? (… кто- то не знает, кто- то говорит: на маленьких, на более чувствительных) | Учитель достает аптекарские весы и гирьки. |
- Давайте взвесим. Взвешиваем, получаем 5 г. | |
- А где такие маленькие весы применяются (в аптеке, в ювелирном деле). | |
- А подойдут для этого гирьки 100 г, 200г, 500? (Нет, да). | На доске появляются нарисованные гирьки – 10 г, 20 г, 50 г, 1 г , 2 г , 5 г. |
- Какую гирьку мы взяли, чтобы взвесить монеты? (5 г). | |
- Справились мы с проблемой? (Да) | |
- Молодцы. Какой вывод можем сделать? (Для измерения массы более мелких предметов используем маленькую единицу измерения массы и устанавливаем соотношение | |
- Откройте учебник на стр. 101 и проверьте свои выводы. | Дети открывают учебник. |
5. Первичное закрепление. | |
Цель: | |
- Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи; | |
- выполнить задания на новый способ действия. | |
Организация учебного процесса на этапе 5. | |
- Что мы с вами выяснили относительно массы? (Она измеряется в разных единицах кг, г; зависит это от предметов). | |
- Какая связь существует между кг и г? (1кг=1000г). | |
- Давайте попробуем решить задачу №1а стр. 101. | |
- О чем говорится в задаче? (На одной чаше весов лежит сыр весом 700 г. На другой – гиря в 1 кг. Какие гири надо положить на первую чашку, чтобы весы были в равновесии?) | |
- Назовите известные и неизвестные величины, отметьте их на схеме. (Известна масса сыра и масса гири. Не известно, сколько граммов нужно положить на первую чашу). | |
- Как найти массу гири? (Чтобы ответить на вопрос нужно из 1000 г вычесть массу сыра: 1000г- 700г). | |
- Выполните решение и запишите ответ. | |
(1000 г - 700 г = 300 г) | |
Ответ: надо положить гирю, весом в 300 г. | |
№ 2 а, д, б, в. | |
Вырази в граммах. (Фронтально). | |
4кг=4000г, т к в 1 кг = 1000 г, 1000*4=4000 | |
Далее аналогично | |
№2г,е,ж – в парах. | |
№3а,б,г | |
Вырази в кг (Фронтально). | |
6000 г = 6 кг, т к 1000г=1 кг, 6000/1000=6 кг | |
Далее аналогично. | |
№3 в,д – в парах. | |
6. Самостоятельная работа, с самопроверкой | |
Цель: | |
- проверить свое умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном. | |
Организация учебного процесса на этапе 6. | |
- Хотите попробовать свои силы и самостоятельно выполнить задание? (Да). | |
- Выполните задание №4 а, б стр. 101. | |
А) 9675 г=9 кг 675 г т к 1 кг=1000г, 9000/1000=9, и еще 675 г , получается 9 кг 675 г. | |
14300 г = 14кг 300 г, т к в 1 кг=1000г, а 14000/1000=14, да еще 300, получится 14 кг 300 г. | |
- Проверьте себя по эталону. - Кто допустил ошибки? (…) - Что забыли? (Алгоритм). - Что нужно сделать, чтобы не повторить эту ошибку? (Еще раз вспомнить таблицу соотношений и алгоритм). - А кто не сделал ошибки? (…) - Нарисуйте на полях веселую рожицу. |
9675г=9кг675г 9000г/1000=9кг |
7. Повторение. | |
Цель: | |
- тренировать навыки использования нового содержания совместно с изученным; | |
- повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.. | |
Организация учебного процесса на этапе 7. | |
- Зачем мы с вами сегодня все это изучали? (Чтобы помочь гномикам, суметь в магазине сделать покупку, для решения задач и примеров). | |
- Очень хорошо. | |
- Предположим вы пришли в магазин и вам нужно сделать покупку. Как вам это сделать? Давайте воспользуемся таблицей на странице 102, №9. (Фронтально). | |
- Где дана масса предметов? (В вертикальном столбце) | |
- А масса гирь, которую можно использовать? (В горизонтальном столбце). | |
- Попробуем. | |
- Для того, чтобы набрать 7 г, какие нужно взять гири? (в 5г и 2 г. Всего 2 гири). | |
- А 48г? (2 гири по 20г, 1 гиря 5г, 1 гиря 2г, 1 гиря 1 г. Всего 5 гирь. И т д аналогично). | |
Задание №5 стр. 101. | |
- О чем говорится в задаче? (В одном куске колбасы 1 кг 300 г, а в другом на 400 г меньше. Сколько колбасы в обоих кусках вместе?) | 1 человек решает у доски. |
- Какие величины известные и неизвестные. Отметьте их на схеме. (Известно, что в одном куске 1 кг 300 г, а в другом на 400 г меньше. Не известно, сколько всего в двух кусках.) | |
- Объясню, как с помощью известных величин найти неизвестные. Чтобы ответить на главный вопрос задачи, надо сложить массу первого куска и второго. Сразу ответить на вопрос задачи нельзя, так как не известно, сколько весит второй кусок. Чтобы это узнать, надо из 1кг300г вычесть 400 г. Во втором действии к массе первого куска прибавить массу второго. | |
Выполняю решение, пишу ответ. | |
1)1кг300г=1300г | |
1300г- 400г=900г – весит второй кусок | |
2)1300г+900г=2200г – весят оба куска | |
Ответ: оба куска весят 2200г, 2 кг 200 г. | |
№8стр. 102. | |
Сравни: 15 кг900г 16кг 400 г | |
15 кг от 9000 г = 15900 г , т к в 1 кг=1000г | |
15*1000=15000+900=159000, | |
А 16кг 400 г= 16400г | |
15900г < 16400г | |
Кроме того, сразу видно, какая величина больше, потому что 15 кг уже меньше 16кг. Далее аналогично. | |
№11 стр. 103 | |
Блиц- турнир. | |
А) а*2+b*3 | |
Б) (c*6)/d | |
B) n+n*2+ (n*2- 3) | |
Г) (a- x)+ (b- y) или (a+b)- (x+y) | |
8. Рефлексия в учебной деятельности. | |
Цель: | |
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; | |
- оценить собственную деятельность; | |
- зафиксировать неразрешенные затруднения, как направления будущей учебной деятельности; | |
- обсудить и записать домашнее задание. | |
Организация учебной деятельности на этапе 8. | |
- Какова была цель нашего урока? (Найти мерку для измерения небольших по массе предметов). | |
- Каким способом мы познакомились с новой единицей массы? (Взвешиванием). | |
- Для чего нужна новая единица массы? (Для взвешивания легких предметов). | |
- Сколько граммов содержится в 1 кг? (1000г) | |
- Кто сегодня нам помогал делать открытие? (…) | |
- Кому помогли мы? (Гномикам). | |
- Все ли у нас получилось на уроке? (Да). | |
- Были ошибки? (Да). | |
- Что еще нужно сделать дома? (Потренироваться) | |
- Откройте учебник и выберите себе домашнее задание, скажите мне его, чтобы я записала его в журнале. (Стр. 102, №7, 10). | |
- На полях цветным карандашом отметьте, какое у вас настроение. Если вам весело и спокойно – желтым, если грустно – красным, если вы не определились – голубым. |