Урок по трудовому обучению на тему: "Создание нити"

Разделы: Начальная школа


Цель: учить детей скручивать волокна шерсти в нить, развивать моторику, воспитывать интерес и уважение к народным ремеслам, расширять и активизировать словарь детей.

Оборудование: кудель, прялка, веретено, карточки со словами: кудель, ровница, ссучить, прясть, веретено, прялка, иллюстрации: девочка за прялкой, прялка, прядильщица, бабушка с веретеном.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Сообщение темы урока.

Учитель: Рассмотрите рисунки и ваши рабочие места. (На доске иллюстрации - девочка за прялкой, прялка, прядильщица, бабушка с веретеном. На рабочих местах детей - прялка с куделью).

-Расскажите, что вы видите. (Дети рассказывают).

Учитель: Попробуйте определить тему урока.

Дети: Сегодня на уроке мы будем учиться скручивать нить, прясть.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о нити и попытаемся ее скрутить, т.е. спрясть.

III Актуализация опорных знаний.

Учитель: Зачем нам нужны нити?

Дети: Шить, вышивать, вязать.

Учитель: Что же мы знаем о нити? Я буду называть слова, а вы - противоположные им по смыслу.

Учитель: Длинная.

Дети: Короткая.

Учитель: Толстая.

Дети: Тонкая.

Учитель: Крепкая.

Дети: Слабая.

Учитель: Гладкая.

Дети: Пушистая.

Учитель вывешивает таблицу «Свойства нити».

Свойства нити.

длинная

гладкая

толстая

слабая

короткая

пушистая

тонкая

крепкая

Учитель: Мы назвали свойства нити. А теперь скажите. из чего сделаны эти нити?

(Учитель показывает шерстяные, хлопчатобумажные, льняные нити).

Дети: Изо льна, из хлопка, из шерсти.

Учитель: Как они называются?

Дети: Льняные, хлопчатобумажные, шерстяные.

Учитель: Из шерсти каких животных делают нити?

Дети: Из шерсти овцы, козы, собаки, кролика, верблюда.

Учитель: Правильно, оказывается, с древних времен люди умели вязать и вышивать, ткать и шить. Об этом мы узнаем из сказок. Приведите примеры сказок, в которых говорится о рукоделии.

(Дети называют сказки и рассказывают отрывки из них).

IV. Объяснение нового материала.

1. Просмотр видеозаписи.

Учитель: Перед тем, как мы приступим к работе, посмотрим видеозапись. Постарайтесь запомнить, как правильно прясть.

(Дети смотрят видеозапись, на которой женщина в русском костюме прядёт и рассказывает, как девочек учили прясть).

2. Рассказ и показ учителя.

Учитель: Что вы запомнили?

(Дети рассказывают).

Учитель показывает последовательность работы и объясняет: К прялке, сделанной из дерева привязывают кудель - шерсть, расчесанную и свернутую по-особому. Тремя пальцами левой руки пряха вытягивает ровную полоску шерсти - ровницу. А тремя пальцами правой руки скручивает шерсть с помощью веретена (утолщенного стержня для прядения нити), вращая его на себя. Когда нить станет длинной, ее накручивают на веретено. После того, как получилось 2 клубка нити, их соединяют, ссучивают вместе (учитель показывает, как ссучивать нить). Только теперь пряжа пригодна для вязания, т. к. стала прочной.

Учитель: А теперь сами попробуйте создать нить. Что вам для этого понадобится?

Дети: Прялка, веретено, кудель.

V Самостоятельная работа.

Дети рассаживаются, берут в левую руку ровницу, один конец которой неподвижно закреплен, а правой рукой они крутят по часовой стрелке, вытягивая нить. Когда нить станет достаточной длины, взяв её за середину, соединяют оба конца вместе. Нить готова. Учитель помогает детям. Готовую нить дети приклеивают к альбомному листу.

Дополнительная информация.

В старину девушки и женщины собирались на посиделки. Они пряли, вязали, при этом пели.

Высоко ценилось умение тонко прясть, но не все достигали вершины мастерства, хотя обучение начинали с 6 лет. Тонкопряхой называли мастерицу, работа которой проходила через обручальное кольцо. (В работе должно быть 300 нитей).

VI Анализ изделия.

Учитель: Какую работу вы выполняли?

Дети: Мы учились прясть.

Учитель: У кого получилась нить? Что нужно было делать, чтобы получилась ровная тонкая нить?

Учитель: На следующих уроках трудового обучения вы будете выполнять работу с разными нитями, а эти оставим себе на память.

VII Итог урока.

Учитель: Что необходимо для прядения нити?

Дети: Прялка, шерсть, веретено.

Учитель: Сегодня вы узнали много новых слов.

Объясните их значения, используя эти карточки.

(Карточки расположены вразброс на доске. Дети выходят к доске и соединяют карточку и определение).

Кудель Приспособление для ручного прядения.

Прялка Полоска шерсти.

Веретено Соединить в одну нить.

Ссучить Утолщенный стержень для прядения нити.

Ровница Шерсть, расчесанная и свернутая по-особому.

Учитель: - Расскажите, как вы получили нить, используя новые слова в своем ответе.

(Рассказывают 2-3 человека).

VIII Рефлексия.

Учитель: Поднимите руку те, кто считает урок полезным. Почему?

(Дети отвечают).

IX Домашнее задание:

На следующий урок принести цветные шерстяные нитки 2-3 цветов.