“Воспитание есть процесс социальный
в широком смысле.
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте –
родители и педагоги.”
А.С.Макаренко.
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье и происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
На определённом этапе жизненного пути ребёнок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребёнка – ему на благо.
Анализируя взаимодействие воспитателя и родителей, детского сада и семьи, можно обозначить ряд причин, которые мешают успешному и плодотворному сотрудничеству взрослых в деле воспитания детей. Остановимся на самых распространённых. Это во-первых, когда родители зачастую не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придают ему такого же значения, как школе.
Второй причиной может стать неудавшийся контакт, неудачный разговор, непонимание между воспитателем и родителем или конфликт между воспитателем и ребенком.
Еще одно обстоятельство может стать причиной отчуждения, когда родители считают, что их ребенок в детском саду временно, на какой-то короткий срок, и у них нет интереса к общению с воспитателем.
Независимо от причин необходимо стремиться к взаимопониманию между взрослыми в создавшейся ситуации. Много мудрого терпения, великодушия и доброй воли нужно обеим сторонам, чтобы это преодолеть ради ребенка, его комфортного пребывания в коллективе детского сада.
Находясь в постоянном творческом поиске, удалось отыскать 12 ключиков к успешному взаимодействию:
- периодические праздники, театрализованные действия, которые сближают родителей и педагогов; в непосредственной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие;
- оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которое позволяет воспитателю сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился;
- нетрадиционные родительские собрания в форме “круглого стола”, дискуссионного клуба, где мы совместно решаем волнующие нас вопросы воспитания;
- прием “справочного бюро”, когда родители делятся опытом своего семейного воспитания;
- совместные вечера отдыха для родителей с детьми – это по-настоящему сближает и помогает лучше узнать друг друга;
- периодические субботники по благоустройству участка и ремонту группы, которые способствуют укреплению здоровых взаимоотношений;
- помощь родителей в создании предметно-развивающей среды, когда родители своими руками что-то делают, им уже не будет безразлично, как протекает жизнь ребенка, появляется связь с детским садом, более живая, чем прежде;
- проведение различных конкурсов среди родителей, мобилизующих их силы на выдумку и фантазию;
- совместные поездки в зоопарк, театр – это возможность увидеть своих детей со стороны;
- ежедневное общение воспитателя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка в течение дня, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей;
- письменные консультации, где родители могут получить ответы на интересующие их вопросы;
- создание “Книги добрых дел” является стимулом для активного участия родителей в жизни группы.
В работе с родителями необходимо акцентировать их внимание на создании благоприятных условий для физического и психологического развития детей. Так как , только физически и интеллектуально развиваясь в здоровом психологическом микроклимате, ребёнок может стать Личностью.
Выстраивая работу с родителями, было замечено, что большую активность в процессе воспитания своих детей проявляют мамы, но нельзя умалять роль отца в воспитании ребенка. Ведь именно отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера. Любовь отца дает девочке уверенность в своей привлекательности и обаянии, в дальнейшем побуждает сравнивать своих приятелей со своим отцом и предъявлять более высокие требования к молодым людям. Поэтому, продолжая работу с родителями, я использовала такую форму взаимодействия, как альтернативное собрание для пап. На этом собрании папы могли ответить на предложенные им вопросы и услышать, что по этому поводу говорят их дети, прослушивая магнитофонную запись. Такие собрания помогают отцам осознать свою роль в семье, понять, насколько их живое общение необходимо ребенку, чтоб ребенок чувствовал себя уверенно и защищенно. Ребенок идет с этими ощущениями через все детство, трудную пору отрочества, вступая в юность. И его не покидает сознание: “Мой отец все умеет, все может”.
Необходимо помнить: гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета Личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не позволяющая ребенку набрать высоту. Воспитывая себя, мы воспитываем других. Только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей – можно добиться желаемых результатов. Наша цель: создать альянс единомышленников, в котором каждый взрослый педагогически и психологически компетентен.
А.С.Макаренко: “Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
Предлагаю сценарий нетрадиционного собрания для пап “Роль отца в воспитания ребёнка”
Предварительная работа к собранию:
1. Написать плакат: “Человечеству добрые мужчины нужны ещё больше, чем великие”.
2.Провести анкетирование.
3.Сделать магнитофонную запись ответов детей.
4.Оформить выставку фотографий “Наши папы трудятся”.
Ход собрания.
- .Выступление детей: звучит песня “Папа может всё”, стихи о папе.
- Социоигра “Человек к человеку”.
- Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о вашей роли в деле воспитания своих детей.
Вопрос папам: Какова Ваша роль в семье? Что Вы считаете главным в воспитании ребёнка (Выбор карточек со словами: трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость, смелость, порядочность, доброта, самостоятельность, чуткость, внимательность, тщеславие, чувство исключительности, скромность, дисциплинированность).
Чьё участие должно быть большим, мамы или папы в воспитании ребёнка? Распределите: какие качества может воспитать мама, а какие папа.
Воспитатель: Ребёнку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребёнка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремлённости, настойчивости, смелости – это забота отца.
Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надёжность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь наиболее интересной, счастливой – всё это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.
Вопросы к папам:
1.Какие интересы вас объединяют?
2.Сколько времени Вы проводите с детьми?
3.Чем Вы любите заниматься с детьми в свободное время?
Магнитофонная запись с ответами детей на вопрос:
1.За что вы любите своего папу?
2.Кто с тобой больше занимается?
3.Чем твой папа занимается с тобой?
Воспитатель: Маленький ребёнок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен.
Главное тут – не опоздать! Главное – буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребёнке потребность проводить как можно больше времени вместе. Во время совместных игр Вы, не отдавая себе отчёта, внушаете ребёнку ощущение уверенности в себе и защищенности. Ребёнок идёт с этими ощущениями через всё детство, через трудную пору отрочества, вступая в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец всё может, всё умеет.
Вопрос к папам:
1.Помогаете ли Вы своим жёнам?
2.Расширяется ли Ваш круг обязанностей в семье?
Магнитофонная запись ответов детей на вопрос: Если бы ты был(а) папой, в чём бы ты помог(ла) своей маме?
Вопросы к папам:
1.Знают ли дети :где и кем Вы работаете?
2.Часто ли Вы об этом разговариваете с ребёнком?
3.Был ли Ваш ребёнок у Вас на работе?
Магнитофонная запись ответов детей на вопрос: Где и кем работает ваш папа?
Воспитатель: Говорите с ребёнком обо всём. Не думайте, что Ваш ребёнок мал и ничего не поймёт. Чаще рассказывайте ему о своих делах на работе, о трудностях, с которыми встречаетесь. Главное, что он почувствует, что Вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому. Чаще спрашивайте ребёнка: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Какие занятия были, и что нового он узнал на этих занятиях?
Вопросы к папам:
1.Ссоритесь ли Вы в присутствии детей?
2.Должен ли ребёнок слышать от Вас бранные слова?
Магнитофонная запись ответов детей на вопрос: Приходилось ли тебе слышать бранные слова?
Воспитатель: Старайтесь избегать конфликтов в присутствии детей, Выбирайте спокойный тон общения, исключайте грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это вызовет ответную реакцию ребёнка к Вам и к окружающим его людям.
Вопросы к папам:
1.Слушают ли Вас дети?
2.Какими средствами Вы этого добиваетесь?
3.Как по-вашему, являетесь ли Вы авторитетом для своего ребёнка?
4.Доброта или строгость Ваши помощники?
Магнитофонная запись ответов детей на вопрос: Какой твой папа?
Воспитатель: А.С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, а спокойное, серьёзное и деловое распоряжение – вот, что должно быть в семье.
В воспитании должна быть мера. Для того, чтобы ребёнок был спокойным в детском саду, надо дать ему возможность для разрядки дома
Отец должен наказывать за непослушание, иначе в ребёнке родится безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребёнок не понял своей вины и не хочет её искупить – наказание ничему не научит, а только озлобит.
Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не только словами и подарками, сколько своим примером, достойным всякого подражания.
Знайте: гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту.
- Чтение педагогических ситуаций и размышление над ними.
- Вручение благодарностей от жён за большую помощь по хозяйству, за отсутствие вредных привычек, за участие в воспитании ребёнка.
Анкета.
1.В чём по- вашему, заключается функция отца в семье?
2.Сколько времени Вы проводите со своим ребёнком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?
3.Как Вы поступаете, когда не можете выполнить просьбу ребёнка поиграть с ним?
4.Ругаете ли Вы ребёнка при его друзьях?
5.Курите ли Вы в комнате, где находится ребёнок?
6.Есть ли у Вас общие и любимые занятия с ребёнком? И какие?
7.Кто будит ребёнка по утрам, собирает в садик?
8.Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?