Задачи урока:
Образовательная - обобщить знания учащихся по теме;
Развивающие - продолжить работу по развитию речи и мыслительных процессов: анализа и синтеза, классификации;
Воспитывающие – продолжить работу по формированию чувства сопереживания, желания оказывать помощь.
Тип урока: урок - обобщение.
Форма проведения урока - “Урок-путешествие”.
Место урока в учебном плане: итоговый урок по темам: “Живая и неживая природа” (окружающий мир) и “Одушевлённые и неодушевлённые существительные” (русский язык).
Методы:
1) Объяснительно-иллюстративный.
2) Частично-поисковый.
Оборудование урока:
1) Компьютер.
2) Карточки, оценивающие эмоциональное состояние (настроение) каждого ученика в начале и в конце урока.
3) Картинки-иллюстрации с изображениями сказочных персонажей и животных: “Колобка”, “Водяного”, “Совы”, “Лисёнка”.
4) Карточки – “брёвнышки” со словами.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
1.1. Кинезиология (3 мин.):
а) “Перекрёсты на лице” (активизация работы полушарий);
б) “Лезгинка” (активизация работы полушарий);
в) “Шапка для размышления” (улучшение внимания).
2. Определение темы урока через проблему. Сообщение целей урока (6 мин.)
2.1. Загадка.
Кто на масле и сметане мешен?
Кто на блюдечке лёжа смешон?
Кто от бабушки и дедушки ушёл?
Кто в лесу приключения нашёл?
Он, конечно, был немножечко неправ,
Но у него такой весёлый нрав.
Дети – Колобок!
Учитель – У этой сказки есть другая версия. Колобок заблудился. Он спустился с высокой горы и оказался перед рекой. Стоит Колобок и горюет. Как ему перебраться через реку?
Дети – На плоту, лодке или через мостик.
Учитель – Какие из этих элементов букв напоминают вам мостик? (На доске написано несколько вариантов).
2.2. Минутка чистописания.
На помощь Колобку пришел Водяной.
2.3. Игра “Построй мостик”.
Водяной – Построй мостик из карточек-брёвнышек. Используй только те слова, которые обозначают предмет: вода, камень, дерево, рыба, деревянный, рыбный, подводить, водолаз, мост.
2.4. Классификация слов.
Учитель – Что общего у этих слов? Чем эти слова отличаются друг от друга?
Учитель называет цели урока.
3. Работа в тетрадях: классификация слов на одушевлённые и неодушевлённые существительные (3 мин.).
Учитель – Слова – бревнышки распределите в два столбика:
Одушевлённые существительные |
Неодушевлённые существительные |
Рыба Водолаз |
Вода Камень Дерево Мост |
Учитель - Преодолел Колобок препятствие и покатился дальше. Оказался Колобок в непроходимой чаще. Но ему решила помочь мудрая Сова, если Колобок выполнит её задания.
4. Обобщение знаний. Работа на компьютерах (10 мин.).
4.1. Словарная работа.
4.2. Классификация:
- живая и неживая природа
- одушевлённые и неодушевлённые существительные
5. Физкультминутка (2 мин.)
5.1. Игра “Живая и неживая природа”
Правила игры: учитель называет слова, дети выполняют команду:
- Живая природа – поднять руки вверх.
- Неживая природа – сесть.
- Изделия человека – похлопать в ладоши.
6. Работа в тетрадях: задания хитрого Лисёнка (7 мин.).
6.1. Определите какие это слова и запишите их в нужный столбик.
- Ребус (зашифровано слово “Животное”).
- Шарада: Всего две ноты и предлог построить я на даче смог (До - ми - к).
Загадки:
Всё лето гуляет
В наряде весёлом,
А зиму встречает
И босым, и голым (лес)Утром – на четырёх ногах,
В полдень – на двух,
Вечером – на трёх (человек)Стоят высокие подружки
Прячут в облаках синие макушки (горы)Ползун ползёт, иглы везёт (ёж)
Дышит, растёт, а ходить не может (растение)
7. Игра “Вставь слово в стихотворение” (7 мин.).
- Слова-помощники записаны в тетрадях, в колонках “Одушевлённые, неодушевлённые существительные”.
Всё, что нужно, год от года
Нам даёт сама (природа).
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и (животных),
Без красивых гор высоких,
Без (лесов), полей и рек
Жить не может (человек).
Так давайте сбережём
Наш земной природный (дом).
8. Подведение итогов урока (2 мин.).
Не горюйте, бабушка и дед!
Не попался Колобок к лисе на обед.
Он в лесу встретил разных зверей,
Приобрел в них надежных друзей,
Он живой к вам вернется домой
Наш румяный и храбрый герой.